Паркетно-морской бой: Чудесное спасение калининградских фрегатов

Многолетняя битва адмиралов с чиновниками завершилась победой здравого смысла

  
26735
На фото: фрегат проекта 11356 ВМФ России на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь"
На фото: фрегат проекта 11356 ВМФ России на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Фото: Виталий Невар/ТАСС)

Российских военных моряков, кажется, можно поздравить с большой победой. Правда, эта виктория одержана не в море, не в океане, а исключительно на столичном паркете. И носит сугубо аппаратный характер. Но суть ее все равно очень значительна: нашим адмиралам с немалыми трудами удалось отбить у российских же чиновников, по меньшей мере, два фрегата проекта 11356. Еще, увы, не построенных, но давно обещанных было Индии за немалые миллиарды. Если ничего не изменится, к 2022 году сохраненные для Родины боевые корабли придут на Черноморский флот.

А вывод этот следует из такого сообщения ТАСС: в июне 2018 года Москва и Дели планируют подписать контракт на постройку для индийского флота четырех фрегатов проекта 11356 по схеме «два плюс два». Предполагается, что два корабля мы построим на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», а еще два — на одной из индийских верфей.

И вот до этих слов в сообщении агентства в принципе нет чего-то особо нового. Ведь еще в октябре 2016 года президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Индии Наренда Моди поставили свои подписи под рамочным соглашением, в котором была оговорена именно такая схема — «два плюс два». Но вот смысловое и финансовое наполнение этой схемы… Тут на последовавших переговорах было сломано немало копий.

Вначале предполагалось, что речь идет, главным образом, о судьбе так называемой второй тройки фрегатов проекта 11356, в полной неопределенности «зависшей» на «Янтаре» почти сразу после событий 2014 года и отказа Украины поставлять для этих кораблей газовые турбины M7Н1E для их главных энергетических установок. У тех, кто системно следит за флотской проблематикой, эта грустная история давно навязла в зубах. Но для прочих все же напомню: газотурбинные двигатели (ГТД) с николаевского предприятия «Зоря-Машпроект» калининградские корабелы успели получить только для «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова». Вот только их-то из шести заказанных еще в 2010 году фрегатов завод «Янтарь» и сумел сдать Черноморскому флоту.

Читайте также

И первые два корабля «адмиральской серии» уже давно вытаскивают на своих стальных палубах значительную часть контртеррористической операции в Сирии, буквально не вылезая из Средиземного моря. Смены им практически нет (третий их собрат — «Адмирал Макаров» — в самом конце 2017 года формально принят в боевой состав ВМФ РФ, однако по необъявленным причинам до сих пор находится на Балтике и никак не начнет межфлотский переход в Севастополь). Поэтому командующий этим флотом адмирал Александр Витко еще в феврале 2016 году буквально криком кричал: «Эти корабли должны быть достроены для Черноморского флота, нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей, некоторым из них по 40−50 лет, их цикл жизни закончился».

Но в 2016 году обстановка с корабельными газотурбинными двигателями в стране была такая: кричи — не кричи, а взять эти сложнейшие агрегаты нам было негде. Россия ничего подобного никогда не делала, и делать не умела. Монополист в этой сфере на просторах бывшего СССР «Зоря-Машпроект» (город Николаев) от нас отвернулся по политическим соображениям. Срочно принятой в Москве программой импортозамещения было предусмотрено наладить выпуск чего-то подобного в Рыбинске на НПО «Сатурн». Но на это требовались годы и многие миллиарды рублей.

Таким образом, в воздухе в почти полной безнадежности повисла судьба спущенных на воду, но недостроенных на «Янтаре» «Адмирала Бутакова», «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова». Их корпуса сформированы, спущены на воду и законсервированы. Первый и второй корпуса сейчас готовы примерно на 40%, готовность третьего — около 30%.

А в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» в примерно таком же незавидном положении и по той же причине оказались также заказанные Министерством обороны еще более мощные многоцелевые фрегаты дальней морской зоны проекта 22350.

В Питере газотурбинных двигателей, поставленных до 2014 года Украиной, хватило только для головного корабля «Адмирал Горшков» (заложен на стапеле в 2006 году), и первого серийного «Адмирал Касатонов». Ни один из них, впрочем, и по сей день не введен в строй. Но — по причинам, с электромеханической боевой частью никак не связанным. Тем более, совершенно неясно было, когда и каким образом «Северная верфь» доведет до ума находящихся в разных стадиях строительства «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова». Хотя в мае 2016-го министр обороны РФ Сергей Шойгу оптимистично пообещал, что к 2025 году фрегатов проекта 22350 в боевом составе ВМФ России будет аж шесть.

Словом, кораблестроительная программа страны опасно «провисла» в своей важнейшей части. Поэтому на Рыбинск Москва давила, требовала, умоляла, заваливала миллиардами. Но создать с нуля целую конструкторскую школу, а потом и организовать сложнейшее высокотехнологическое производство — этого никому не сделать даже по «щучьему веленью». И пока на НПО «Сатурн» действительно проявляли подлинный трудовой героизм, обездвиженные новые российские фрегаты и в Калининграде, и в Питере тихо ржавели и покорно ждали решения своей судьбы. Впрочем, было понятно, что от с горем пополам рождавшейся продукции «Северной верфи» Минобороны просто не в силах отказаться — без фрегатов типа «Адмирала Горшкова» Андреевский флаг на океанских просторах уже скоро будет выглядеть как-то уж слишком сиротливо. А вот насчет второй тройки менее продвинутых в боевых возможностях калининградских фрегатов все выглядело куда менее определенно. Вот на них-то московское чиновничье воронье и слетелось.

В общем, за «Адмирала Бутакова», «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова» разгорелась форменная аппаратная баталия. Она началась с того, что горячую заинтересованность в приобретении и последующей самостоятельной достройке этих кораблей проявила Индия. В сентябре 2015 года завод «Янтарь» посетил посол этой страны в России Пунди Шринивасан Рагхаван. Он сообщил журналистам, что индийские власти имеют намерения выкупить все три эти фрегата. Гости пообещали самостоятельно договориться с Украиной о поставке для них двигателей. «Мы должны найти способ как поставить эти фрегаты ВМФ Индии, и мы обязательно это сделаем всеми возможными способами», — сказал в заключение посол. Таким образом, в воздухе остро запахло валютой. Поэтому в Калининграде и в Москве, как обычно в таких случаях, немедленно нашлось множество влиятельных сторонников за немалые доллары спихнуть надоевшие корабли с такой незадачливой судьбой индийцам.

Казалось, напрасно руководство российского флота умоляло, а потом и требовало: «Нам самим эти корабли край как нужны! Если Рыбинск обещает вот-вот выполнить свою часть программы импортозамещения и научиться-таки делать собственные корабельные двигатели, почему бы не подождать?». Однако в апреле 2016 года начальник отдела маркетинга «Янтаря» Илья Пантелеев обрисовал совсем иную перспективу: «В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них (для индийцев — „СП“) сами, плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения. Еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением».

Кроме всего прочего, из этого заявления выходило, что речь теперь идет уже не о трех, а о четырех фрегатах проекта 11356 для Индии. Стало быть, и ставки в предстоящей сделке выросли.

Робкой попыткой ВМФ РФ повернуть ход событий вспять выглядело заявление начальника управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирала Владимира Тряпичникова в июне 2016 года. Тогда он публично засомневался: «На сегодня окончательно вопрос (по второй тройке фрегатов 11356 — „СП“) не решен… Окончательно будет решен, скорее всего, к концу года».

Ничего к концу того года не решили, однако в июне 2017 года появилась дополнительная надежда, что будет найден устраивающий всех компромисс. Заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук торжественно провозгласил: «Действительно, мы пошли навстречу нашим иностранным партнёрам (индийским ВМС — „СП“), желающим приобрести фрегаты проекта 11356. Однако уже заложенная на „Янтаре“ вторая тройка кораблей серии будет достроена и передана ВМФ России».

К тому времени обозначился успех и у российских двигателестроителей в Рыбинске. Там 25 апреля 2017 года ввели в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс для морских газотурбинных двигателей и агрегатов. Многозначительная деталь: старт работе на новом комплексе стоимостью 6,7 миллиарда рублей дал лично президент России Владимир Путин, специально прибывший на завод.

Серийное производство было обещано начать в 2018-м. То есть, ждать спасения недостроенным фрегатам и в Питере, и в Калининграде оставалось чуть-чуть. Однако сторонники получения быстрых долларов добычу выпускать из рук не собирались. В августе 2017 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев обозначил, вроде бы, пределы отступления чиновников перед адмиральским натиском: только один из трех калининградских «проблемных» кораблей — «Адмирал Бутаков» — достроят для российского ВМФ. И оснастят его именно ГТД отечественного производства. Корпуса «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова» все равно экспортируют-таки в Индию.

Согласитесь, это выглядело странно. Да, Рыбинск в 2018-м и не в состоянии поставить кораблестроителям больше двух двигателей. Причем, второй — лишь в четвертом квартале. Ясно, что их, а также те серийные агрегаты, что создадут в 2019 году, придется напряженно делить между кораблями-недостройками «Янтаря» и «Северной верфи». И в приоритете будет как раз именно «Северная верфь», поскольку фрегаты проекта 22350 мощнее, а значит — нужнее флоту. Исходя из этого, первый же чисто российский ГТД точно достанется «Адмиралу Головко», чей ввод в боевой состав флота запланирован на 2020 год. Насчет второго двигателя калининградцам и питерцам можно, видимо, поспорить между собой.

Ну, хорошо, даже при неблагоприятном для них исходе этого спора «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» подождут на верфях еще годик. В конце концов, ждали именно такого решения намного дольше. Но зато потом 30-я дивизия противолодочных кораблей в Севастополе, которой они давно обещаны, получит полноценную бригаду современных многоцелевых фрегатов, вооруженных знаменитыми крылатыми ракетами «Калибр». У Сирии, война в которой, судя по всему, затянется надолго, сразу станет полегче. Да и не только возле нее.

Уверен, что Минобороны и главное командование ВМФ отстаивало именно такую точку зрения. И, как мы теперь знаем, — сумело с немалыми трудами отстоять. Потому что в том сообщении ТАСС, с которого мы начали этот разговор, сказано: корпуса фрегатов «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» не собираются задействовать для контракта, что стороны готовятся подписывать в июне. Для индийских ВМС построят четыре совершенно новых корабля.

Читайте также

Правда, полной уверенности, что в этой затянувшейся истории уже поставлена счастливая для нашего ВМФ точка, еще нет. Потому что полная стоимость будущего контракта, увы, не согласована. А речь идет об очень серьезных деньгах. Так, по сообщению авторитетного во всем мире военно-морского издания «Jane's», только за пару фрегатов, которую для Индии собирается теперь строить завод «Янтарь», Москва намерена получить 990 миллионов долларов. Понятно, что цена за другую пару, которую планируется построить в стране-покупательнице, будет не меньше.

Однако учтите, что эти расчеты делались тогда, когда за двигателями для этих фрегатов индийцы собирались вынужденно обращаться к Украине. Теперь такой необходимости нет, и Москва, и Дели обойдутся более продвинутой и экономичной рыбинской продукцией. Только и цена за четверку новых фрегатов существенно подрастет. Насколько? Вот об этом и предстоит договариваться до июня.

Но для ВМФ РФ главное не это. Главное, что все шесть фрегатов, заказанных на «Янтаре» в 2010 году, российские моряки теперь получат. О возможных сроках недавно рассказал генеральный директор этого завода Эдуард Ефимов. По его словам, если необходимые газотурбинные двигатели в 2019 году из Рыбинска будут поставлены в Калининград, то к 2021 году все шесть фрегатов проекта 11356 могут уже стоять у 12-го причала в Севастополе. Того самого, который традиционно отведен 30-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня