Индия катапультировалась из программы по созданию Су-57

Но этот шаг Нью-Дели открывает РФ новые возможности в Пакистане и Китае

  
14597
На фото: российские истребители пятого поколения Су-57
На фото: российские истребители пятого поколения Су-57 (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Итак, российский истребитель пятого поколения Су-57 оказался недостаточно малозаметным. У него несовершенная авионика, слабая РЛС, неэффективный двигатель. Целый ряд его систем не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такими комментариями индийцы снабдили свое заявление о выходе из совместной российско-индийской программы FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) по созданию истребителя пятого поколения на основе российского Су-57. Обвинения российской машины, надо сказать, просто сокрушительные. До таких не додумались даже основные конкуренты ОКБ Сухого из американской компании «Локхид Мартин», стремящейся завалить весь мировой рынок своими F-35.

Необходимо сразу сказать, что индийская оборонная промышленность крайне негативно относится к решению своего правительства по выходу из совместной с Россией программы, поскольку ее лишают возможности освоения новейших самолетостроительных технологий. Ведь американцы ничего такого Индии не предоставят ни при каких обстоятельствах. Но вот что сыграло решающую роль в прекращении совместной работы над Су-57: на расторжении контракта настояли индийские военные. Правительство их только поддержало.

В то же время к официальному заявлению сделана приписка о том, что Индия оставляет за собой право пересмотреть решение по программе FGFA. Что, видимо, следует расценивать как традиционный торг на восточном базаре. Или намерение все же приобрести полностью разработанные и готовые истребители Су-57. Но лишь после того, как они поступят на вооружение ВКС России.

Читайте также

Надо сказать, что судьба программы FGFA не сильно отличается от развития большинства индийских грандиозных проектов в области военной авиации. Наиболее характерен в этом отношении знаменитый индийский тендер на закупку 125 легких истребителей четвертого поколения вместе с технологиями их производства. Этому конкурсу скоро исполнится 20 лет. Он сопряжен с бесконечными изменениями требований к самолетам, с пересмотром приоритетов, с влиянием политических мотивов.

Впрочем, программа FGFA не намного моложе. Договоренность о совместной разработке истребителя пятого поколения, опирающейся на работы ОКБ Сухого, была достигнута в 2002 году на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Однако колесики программы начали медленно поворачиваться только в 2007 году, когда индийцы убедились, что ОКБ Сухого добилось существенного прогресса в проведении ОКР. Тогда было заключено межправительственное соглашение о совместной разработке перспективного истребителя силами ОКБ Сухого и индийской авиастроительной компании HAL. Создали совместное предприятие. В 2010 году был подписан контракт на эскизное проектирование стоимостью 300 млн. долларов. Общая стоимость НИОКР была оценена в 6 млрд. долларов, из них 2 млрд. должна была внести в проект Индия.

Может возникнуть вопрос: а почему потребовалось тратить такие деньги на создание, по сути, уже готового самолета? Ведь российские прототипы ПАК ФА (так прежде называли Су-57) тогда уже вовсю летали. Дело в том, что Индия хотела бы максимально адаптировать самолет для своих ВВС. Как это было с истребителем Су-30МКИ (где буква «И» означает «индийский»). Индийцам вдруг понадобился двухместный истребитель, в то время как ПАК ФА не предполагал такой модификации.

Есть и еще вопрос: существует ли у индийской промышленности потенциал для участия в столь сложном проекте? Утвердительный ответ на него дает нормальным образом реализованная и продолжающаяся развиваться совместная программа создания российско-индийской противокорабельной крылатой ракеты «БраМос». Ракета уже летает. И даже идут работы по созданию ее гиперзвуковой модификации.

Ну, еще можно напомнить, что в Индии лучшие в мире программисты. А в конструировании современного истребителя большое поле для приложения их таланта. Поскольку главный индийский вклад в проект должны были представлять как раз бортовой компьютер, навигационная система, оснащение кабины органами индикации и управления. То есть все это относится к сфере компетенции программистов.

Однако проект FGFA забуксовал. Чему существует целый ряд объективных и субъективных причин. К субъективным относится традиционная индийская тактика сбивания цены за счет чисто базарных приемов: «Товар плох, нам предлагают лучший за меньшую сумму… А давайте еще раз обдумаем… А нельзя ли то же самое, но с перламутровыми пуговицами?»…

Сумма стоимости программы постоянно колебалась, то взлетая до 30 млрд. долларов, то сползая до 8 млрд. Количество намеченных к производству в Индии самолетов вначале равнялось 214 (они должны были частично поступить в ВВС Индии, частично быть проданными в третьи страны). Потом в планах осталось 144 истребителя. Затем — 127. При этом потребность Дели в двухместных машинах внезапно совсем отпала.

В то же время с индийской стороны практически ничего не делалось в техническом плане. Как утверждают компетентные источники, компания HAL не разработала даже шасси. Российская реакция на отсутствие какой бы то ни было деятельности со стороны компаньонов была простой: «Начните хоть что-нибудь делать. И тогда мы вам примемся постепенно передавать технологии».

Индия решила ждать. Ждать до упора. Очевидно — когда российские Су-57 наконец-то обретут полную готовность. У нашего самолета есть еще некоторое отставание от графика по части высокоточного ракетного вооружения, которое создается именно для этого истребителя. И главное — когда истребители начнут оснащать новыми двигателями, которые на 30% производительнее и эффективнее тех, с которым прототипы начали летать в еще в прошлом десятилетии. Надо сказать, что этого события ждать осталось не слишком долго. Дело в том, что один самолет уже летает с прошлого года на новом двигателе. Наземные испытания агрегата успешно завершены.

Однако ожидание для Индии чревато неприятными геополитическими последствиями. В последнее время Пакистан начал налаживать в Россией военно-техническое сотрудничество, которое, прежде всего, распространяется на авиацию. Исламабад, главный противник Нью-Дели, собирается закупить у России партию Су-35 (истребителей поколения 4++), которые по целому ряду показателей приближаются к американскому F-22 и серьезно превосходят другую заокеанскую новинку — F-35. Также есть вероятность, что интерес Пакистана распространится и на легкие истребители МиГ-35, от которых Индия в свое время отказалась в связи с их неготовностью. Сейчас РСК «МиГ» довела машину до ума, у нее даже появилась РЛС с АФАР. Ну, а в будущем, когда Су-57 начнут производиться на экспорт, ВВС Пакистана вполне могут быть усилены и этими истребителями.

Китай также является региональным соперником Индии. И в Китай уже поставлены 14 российских истребителей Су-35. В этом году Пекин получит еще 10 таких же машин. Помимо этого у Китая уже есть свой истребитель пятого поколения. Ну, или почти пятого — J-20. И еще один — J-31 — находится на этапе испытаний.

Так что все эти игры с «перламутровыми пуговицами» для Индии довольно невыгодны.

И тут следует обратить внимание на заявление индийского руководства «об оставлении за собой права изменить решение». Это похоже на попытку сбить цену своего вклада в проект. Однако в таких условиях Пакистан легко может занять привилегированное место Индии в военно-техническом сотрудничестве с Россией в авиационной сфере.

Что тут можно еще предположить? Нью-Дели намеревается закупать у России уже полностью готовые Су-57. В этом есть резон. Но, во-первых, Индия, в связи с ее непредсказуемым поведением, будет поставлена в хвост очереди на поставки. Во-вторых, никаких технологий она не получит.

Ну, и совсем уж фантастический вариант индийской хитромудрости: дождавшись полной готовности сделанного одной Россией Су-57, как ни в чем ни бывало затем вернуться в проект FGFA. Внести пару десятков миллионов долларов и начать производство на своих заводах истребителя якобы совместной разработки.

Читайте также

Можно ли тут обнаружить подковерные действия США с целью вытеснить Москву с ее традиционного рынка? Вряд ли. Потому что Штатам в этом сегменте нечего предложить индийцам. Потому что F-35 — легкий истребитель. Су-57 — тяжелый, и «американец» ему не конкурент, индийцы это прекрасно понимают. Вот в грядущем тендере на легкие истребители США наверняка будут усиленно совать палки в шасси нашему МиГ-35.

Однако у этой грустной истории есть и объективные причины. Они финансового характера. Ежегодно правительство Индии отчисляет на закупки новой техники для своих ВВС по 2,5 млрд. долларов. Но страна уже изрядно погрязла в финансовых обязательствах в этой сфере. Чего только стоит контракт на закупку у Франции 36 истребителей «Рафаль» (разумеется, без технологий) на 9 млрд. долларов. Помимо этого в самое ближайшее время начнется модернизация более двухсот ранее поставленных Россией Су-30МКИ. Также дамокловым мечом над страной висит тендер на закупку легких истребителей, который когда-нибудь все-таки должен завершиться. А это огромные дополнительные траты.

Также миллиард необходимо заплатить США за партию беспилотников Predator. В этом сегменте Россия пока не конкурент американцам. Есть и еще один серьезный контракт на сумму в 5 млрд. долларов за российские ЗРС С-400…

Ну, а то что у Су-57 якобы малозаметности не хватает, РЛС подслеповата, двигатель не тянет — это все из области маркетинговых отношений на восточном базаре.

Военные технологии: Американские эксперты полагают, что в Пентагоне лгут об эффективности российских ПВО

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня