На совещании у президента пытались разобраться, почему Россия разучилась строить боевые корабли
После 2023 года на «Севмаше» будет построено еще шесть субмарин проекта 955А «Борей-А». Они будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Об этом 21 мая сообщил ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.
Как утверждает собеседник агентства, АПЛ проекта 955Б «Борей-Б» решено не включать в госпрограмму вооружения на 2018−2027 годы.
«После анализа предложений по созданию АПЛ „Борей-Б“ принято решение от них отказаться, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечает критерию „стоимость-эффективность“. Вместо них в окончательный вариант госпрограммы вооружения до 2027 года включены „Бореи-А“. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 — класса „Борей-А“ и три — класса „Борей“», — рассказал он.
Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что проект «Борей-Б» отправили на доработку из-за дороговизны. СМИ тогда писали, что ОСК планировал передать субмарины военно-морскому флоту в 2026 году.
Напомним, два первых «Борея-А» — «Князь Владимир» и «Князь Олег» — будут переданы в боевой состав ВМФ России в 2019 году. По своим основным тактико-техническим характеристикам они превосходят американские АПЛ типа «Огайо», составляющие основу морской компоненты сил ядерного сдерживания США.
На совещании у президента пытались разобраться, почему Россия разучилась строить боевые корабли
Так, «Борей-А» имеет рабочую глубину погружения более 400 метров против 365 метров у «Огайо», а также подводную скорость в 30 узлов против 25 у «американца». Автоматизация процессов управления позволила снизить численность команды на «Борее-А» до 107 человек. На «Огайо» численность экипажа составляет 155 человек, куда входят матросы, старшины и офицеры.
Основное ракетное вооружение российской АПЛ — 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава». Каждая из них оснащена шестью разделяющимися головными блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Таким образом, одним полным залпом «Борей-А» может испепелить до сотни целей — городов, ракетных шахт, пунктов управления, мест базирования войск и промышленных объектов. По этому показателю он уступает «Огайо», которые несут по 24 ракеты Trident II с восемью или 14 блоками каждая (в зависимости от мощности). Зато «Булава» способна забросить свои боевые части на 9300 км, а Trident II — на 7800 км.
Атомные подводные лодки «Борей-Б», к месту сказать, должны были стать дальнейшим развитием проекта 955.
Правильно ли построить еще шесть «Бореев-А», укрепят ли АПЛ геополитические позиции России?
— Идея с постройкой еще одной партии АПЛ «Борей-А» мне не очень нравится, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Дело в том, что наша морская составляющая ядерной триады традиционно была достаточно уязвимой для средств противодействия вероятного противника — США.
Американцы всегда превосходили нас по количеству лодок-охотников — многофункциональных малошумных подлодок, предназначенных как раз для выслеживания наших стратегических ракетоносцев. Базы российских АПЛ американцам, разумеется, хорошо известны. Выходы наших лодок на патрулирование в Северное и Охотское моря, а также Тихий океан американцами контролируются. Зачем, спрашивается, наращивать такой уязвимый сегмент триады?
На деньги, которые уйдут на постройку шести «Бореев-А», мы могли бы развернуть несколько комплексов «Сармат». Такой шаг, я считаю, был бы гораздо более эффективным.
Конечно, нам необходимо иметь определенное количество подводных ракетоносцев — как страховку и как средство внесения неопределенности в планы противника. Но — не более того.
«СП»: — Вы считаете, новые подлодки нам вообще не нужны?
— Вовсе нет. Я бы только приветствовал решение построить дополнительную серию многоцелевых атомных подлодок типа «Ясень» (проект 855). Головная лодка — К-560 «Северодвинск» — принята в состав ВМФ России в 2014-м, вторая — К-561 «Казань» — появится на флоте в текущем году. Эти лодки оснащены крылатыми ракетами большой дальности, и это весьма современное оружие.
Напомню, те же американцы в 2002—2008 годах переоборудовали четыре лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I», под носители крылатых ракет «Томагавк» — каждая из этих лодок получила возможность нести на борту до 154 КР.
Замечу, такая модернизация отлично вписывается в концепцию стратегического неядерного сдерживания. Которая, напомню, предусматривает возможность нанесения серьезного ущерба противнику именно неядерными средствами — теми же КР.
Сегодня эта концепция подтверждает свою эффективность — доказательством служат удары США про Сирии. И если бы Россия захотела провести подобную операцию, мы бы очень быстро поняли, что одной стратегической авиацией тут не отделаешься — нужны именно многоцелевые подлодки с крылатыми ракетами на борту.
Добавлю, что в критической ситуации «Ясени» могут играть стратегическую роль — достаточно оснастить их КР ядерными боеголовками.
Что до «Бореев», они имеют еще один существенный недостаток: эти лодки вооружены твердотопливной МБР «Булава». На мой взгляд, эту ракету нельзя считать вполне проверенной: у нее были проблемы с вводом в строй, за ней числится множество аварий во время испытаний, а в последнее время она вообще не испытывалась.
Насколько надежна «Булава» — вопрос, я считаю, по-прежнему открытый. В такой ситуации делать на нее серьезную ставку, закладывая серию еще из шести ракетоносцев «Борей-А», я бы не стал.
Снятые с вооружения МБР выведут на орбиту коммерческие спутники
«СП»: — Почему, тем не менее, такое решение принято?
— Есть ощущение, что «Борей-А» сделан не под «Булаву», а под модернизированную «Синеву-3». Летом 2016 года стало известно, что Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (ГРЦ) — разработчик Р-29РМУ2 «Синева» — получил госконтракт на проведение опытно-конструкторской работы по созданию новой баллистической ракеты. Как подтвердил «Известиям» гендиректор и главный конструктор ГРЦ Владимир Дегтярь, ракета создается под перспективные атомные подводные лодки пятого поколения «Хаски».
«Синева-3», насколько можно судить, по габаритам схожа с «Булавой», и могла бы размещаться на «Борее-А». Если мы действительно пошли таким путем — постройка шести «Бореев-А» в какой-то мере оправдана.
Надо, кроме того, понимать: в 2011—2020 годы флоту планировалось выделить около 4,7 трлн руб., из которых почти половина должна была пойти на серийные закупки новых вооружений и техники. Однако к началу 2018 года в состав ВМФ были введены лишь три из восьми стратегических АПЛ проекта 955 «Борей» и одна из семи многоцелевых субмарин «Ясень».
Это означает, с перевооружением ВМФ России действительно имеются очень серьезные проблемы.
Новости военных технологий: Индия угробит Cу-30МКИ своими движками