Россия разучилась строить авианосцы и просит помочь Китай

В США считают, что ВМФ РФ будет покупать плавучие аэродромы у Пекина

  
9239
На фото: строительство корабля на массивной судостроительной верфи в Гуанчжоу Longxue Ship Building Conglomeration в Наньша, крупном городе в провинции Гуандун, Южный Китай
На фото: строительство корабля на массивной судостроительной верфи в Гуанчжоу Longxue Ship Building Conglomeration в Наньша, крупном городе в провинции Гуандун, Южный Китай (Фото: ZUMA PRESS/Global Look Press)

Шокирующуя новость от аналитиков американского интернет-журнала The American Interest: вроде бы набирающая мощь Россия вскоре будет вынуждена заказывать новые авианосцы на верфях Китая. По мнению военного эксперта Роберта Фарея, чтобы стимулировать этот процесс, Пекин, с учетом очевидного политического сближения наших стран, предоставит Москве особо выгодные финансовые условия сделки.

Естественно, The American Interest именно с точки зрения американских интересов намечающийся процесс и рассматривает. А конкретнее: ничего хорошего ВМС США в таком случае не ждет. Мало того, что промышленность КНР начинает мощные и конкурентоспособные авианосцы для своего флота выпекать как горячие пирожки и планирует уже к 2025 году иметь в составе ВМС НОАК минимум четыре полноценных авианосных ударных группы (хотя прежде сообщалось, что АУГ в КНР к указанному времени может быть даже шесть). Но если китайские верфи примутся такие же корабли так же быстро строить и для России, то американскому флоту, полагает The American Interest, очень скоро станет слишком тесно в Мировом океане.

А очередное подтверждение поразительного прогресса кораблестроителей КНР пришло на днях. В мае со значительным опережением графика завершились ходовые испытания второго китайского авианосца проекта 001А, заложенного в 2013-м и спущенного на воду в 2017 году. Официального имени у него пока нет, но в местной прессе корабль иногда называют «Шаньдун».

Читайте также

Утверждают, что это, мол, всего лишь модификация советского тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143, к каковым относится и наш «Адмирал Кузнецов». Одна его копия, переделанная из купленного за бесценок у Украины «Варяга», недостроенного «систершипа» «Адмирала Кузнецова», с 2012 года уже входит в состав ВМС НОАК под названием «Ляонин». Однако проект 001А — все же не совсем копия «Ляонина». Предполагаемый «Шаньдун» значительно крупнее — 70 тысяч тонн против 50 тысяч. И, стало быть, возможности использования палубной авиации с него значительно шире.

Но самое поразительное, что авианосец проекта 001А китайцы склепали темпами, которые не снились не только нам, но и американцам. Передача флоту условного «Шаньдуна» предполагалась в 2020 году. А теперь ни у кого в этой стране не осталось сомнений, что в боевой состав он будет включен до конца 2018-го.

Одновременно в Шанхае Пекин уже четыре года строит и свой первый атомный авианосец проекта 002 водоизмещением в 101 тысячу тонн. Эти гигантские размеры, технологические параметры и энерговооруженность превосходят или примерно равны соответствующим показателям самого современного атомного корабля этого типа ВМС США «Джеральд Р. Форд», введенного в строй в 2017 году.

Новый китайский гигант с ядерной энергетической установкой планируется спустить на воду в 2020 году. С учетом происходящего, никто в мире не сомневается, что так и случится.

При этом следует учесть, что переход ВМС КНР на проект 002 означает, что Китай переходит на принципиально новую ступень строительства авианосцев. Потому что этот корабль, по сообщениям западных экспертов, будет оснащен собственными электромагнитными катапультами. Кроме американцев, подобными в мире не обладает никто. Нет их, понятное дело, и у России. Подъем самолетов с палубы нашего «Адмирала Кузнецова» осуществляется с помощью трамплина. Что значительно снижает тактические возможности авиакрыла.

Судя по всему, мы, конечно, в деле строительства авианосцев и от КНР, и от США отстали не на одно поколение. И теперь действительно следует решать: то ли вкладывать миллиарды долларов в попытку догнать ушедших за горизонт технологических лидеров, то ли просто покупать у них то, что у нас самих не получается. Покупать не у американцев, естественно. У китайцев. Вряд ли это будет сильно дешевле. Но точно позволит России в деле строительства современного океанского ВМФ сэкономить если не деньги, то десятилетия.

Понятно, что второй вариант — мощнейший удар по нашему национальному самолюбию. Больше полувека СССР, а потом и Россия обоснованно считали и продолжают считать именно Китай одним из главных покупателей наших вооружений. Контракты заключались многомиллиардные. В результате продукция военного назначения долго потоком шла только в одном направлении — нашему дальневосточному соседу. В том числе — и крупные боевые корабли с российских кораблестроительных заводов. Вроде четырех ракетных эсминцев проекта 956 (шифр «Сарыч») со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Москит» (ВМС Китая эти корабли получили названия «Ханчжоу», «Фучжоу», «Тайчжоу» и «Нинбо»).

Последний из «Сарычей» передан военным морякам КНР сравнительно недавно — в 2006 году. И вот теперь, считают за океаном, Москва вынуждена будет публично признать, что в области военного кораблестроения китайцы далеко обставили своих российских учителей. И уже мы будем регулярно платить миллиарды долларов за продукцию верфей Шанхая и Даляня. Какой путь выбрать?

Понятно, что если строить новый авианосец самим — это даст могучий толчок российской судостроительной (и не только!) промышленности. Речь идет о заказе, стоимостью в многие миллиарды долларов, которые в этом случае не уйдут за рубеж, а останутся работать в стране. Однако штука в том, что почти все верфи России и так загружены Министерством обороны РФ по самое горло. В последние годы финансы гособоронзаказа на них идут потоком. А вот отдача…

Читайте также

Сегодня можно констатировать: из надводных боевых кораблей более или менее успешно мы передаем своему флоту только малые ракетные корабли и корветы. То есть — неплохо вооруженные боевые единицы, но весьма скромного водоизмещения и с очень ограниченными мореходными качествами. Иными словами — очень ограниченно пригодные для действий в дальней морской зоне корабли.

Даже с фрегатами дело обстоит не лучшим образом. «Адмирал Горшков», головной проекта 22350, российская промышленность пытается слать флоту с 2006 года. Увы, пока безуспешно.

Головной большой десантный корабль «Иван Грен» в боевой состав ВМФ РФ с горем пополам был принят буквально на днях, 20 июня 2018 года. Но до ума-то его доводили в Калининграде аж 14 лет!

Многие годы говорим о начале строительства перспективных атомных эсминцев типа «Лидер» (проект 23560) дальней морской зоны. Которые, как восторгаются в России многие, превзойдут все, что имеется в этом классе у остального мира. Говорят, водоизмещение «Лидера» будет крейсерским — 16−18 тысяч тонн. Вооружение — тоже: порядка 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.

Вроде бы в Минобороны РФ давно утвержден аванпроект. Но вот когда мы воочию увидим все это великолепие? Пару дней назад заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению адмирал Виктор Бурсук попытался внести ясность: «В ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года — строительство». На самом деле, после заявления заместителя главкома никакой ясности не появилось. После 2020 года — это когда же? Когда самого адмирала Бурсука уже не будет в ответственном кресле и он займется выращиванием малины на собственной даче?

А вы помните историю с несостоявшейся покупкой у Франции пары универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль»? Которые, как теперь абсолютно ясно, очень пригодились бы России у берегов в Средиземном море, где изнемогает от непосильных нагрузок так называемый «сирийский экспресс» из стареньких БДК? Так вот, когда в 2014 году сделка сорвалась и предназначенные было ВМФ РФ корабли достались Египту, от высоких должностных лиц и даже конструкторов было множество заявлений, что уж вертолетоносцы-то мы и сами сможем построить не хуже.

Ну и где российские «Мистрали»? Корабли, напомню, полным водоизмещением в 21300 тонн? Их в Минобороны на ближайшую перспективу нет даже в проекте. А что есть? Ведь имеющие у российского флота большие десантные корабли, выносящие на своих бортах основную нагрузку операции в Сирии, вот-вот будут окончательно загнаны и застынут у причалов?

Читайте также

19 июня агентство ТАСС объявило, что Северное проектно-конструкторское бюро начало эскизные работы по созданию нового большого десантного корабля в интересах Военно-морского флота России. Обещан совершенно новый корабль, а не модернизация так трудно давшегося стране «Ивана Грена». Да и водоизмещение будет побольше — «не менее 8 тысяч тонн».

Так это и есть теперь наш «Мистраль», о котором столько говорили власти? Но ведь даже если все получится, новый БДК будет минимум втрое меньше французского аналога. И значит — куда скромнее будут его боевые возможности.

И вот теперь на этом грустном фоне, совершенно разучившись делать собственные крупные боевые корабли, мы возьмемся за создание современного отечественного авианосца? Взяться, конечно, можно. И угрохать новые сотни миллиардов полновесных рублей — это у нас получается лучше всего. Но когда ожидать конкретного результата?

Месяц назад появилась информация, что до конца нынешнего года Объединенная судостроительная корпорация подготовит для Министерства обороны сразу несколько вариантов будущего корабля. Если хотя бы один из вариантов получится удачным, то в 2019 году начнется техническое проектирование и подготовка конструкторской документации. Заложить новый корабль могут в 2021 году. Строительство займет не меньше 10 лет. Деньги на начало работ в программу вооружений до 2027 года вроде заложены.

Выходит — в самом лучшем варианте нового авианосца Россия не получит до начала 30-х годов. Если получит вообще. Тем временем, даже на этапе проектирования с обликом будущего корабля стали происходить очень любопытные вещи.

Если помните, в последние годы много разговоров было о перспективном российском авианосце «Шторм» (проект 2300Э), предложенном Крыловским государственным научным центром. Тот корабль, как говорили, должен иметь полное водоизмещение в 95 тысяч тонн — почти как у китайцев или американцев. Утверждали, что он сможет нести на борту до 90 летательных аппаратов: палубные истребители Су-33 и МиГ-29К, вертолеты Ка-52К.

Вы думаете, над тем самым «Штормом» и продолжает работать ОСК? Судя по упомянутому сообщению, — ничуть не бывало. «Шторм», кажется, умер, так и не родившись. Авианосец, проект которого собираются представить в Минобороны к концу года, анонсирован с водоизмещением всего в 75 тысяч тонн. С соответствующим уменьшением состава авиакрыла. А это уже совсем не тот корабль, что китайский тип 002 или американский «Джеральд Р. Форд».

При этом мы, видимо, обречены гнаться за вчерашним днем мирового кораблестроения. Ибо сегодня даже не стоит задача строить в России именно атомный авианосец. Стало быть, на нем не будет электромагнитных катапульт, на обеспечение работы которых нужна просто прорва энергии. Обычные, неядерные, установки вырабатывать столько принципиально не способны.

Читайте также

Если катапульт не будет — не будет в составе нашего авиакрыла и тяжелых самолетов дальнего радиолокационного дозора, которым ни за что не подняться с трамплина. На «Адмирале Кузнецове» их роль выполняют вертолеты ДРЛО с очень скромными характеристиками, что делает всю АУГ недостаточно «зрячей». И этот существенный недостаток, похоже, мы готовы взять с собой в светлое будущее своего ВМФ.

Так может быть, — не так уж и не прав The American Interest? И покупка у Китая современного атомного авианосца — единственный приемлемый выход для Москвы? Сколько это может стоить?

В 2015 году тогдашний командующий Северным флотом, нынешний главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сообщил агентству ТАСС, что авианосец проекта 2300Э «Шторм» будет стоить примерно 5,6 миллиарда долларов. Что в два раза меньше, чем американцы потратили на свой авианосец класса Ford. Китайский тип 002, надо полагать, не дороже российского варианта.

5,6 миллиарда долларов — это в пересчете примерно 350 миллиардов рублей. Не так уж и много, если учесть, что всего на госпрограмму вооружений до 2027 года заложено 19 триллионов рублей.

Может быть, китайская авианесущая «овчинка» действительно стоит выделки для России? И, закинув подальше гордыню, стоит начать торговаться с Пекином?


Военные новости:Путин подписал указ о создании военного технополиса «Эра»

Военные технологии: Над крупными российскими городами развернули радиолокационную защиту

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня