Старый русский «Медведь» нагнал ужас на НАТО

Легенде российской Дальней авиации прибавляют пенсионный возраст

  
11012
На фото: стратегический бомбардировщик Ту-95
На фото: стратегический бомбардировщик Ту-95 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Отзвук скандального предложения правительства Медведева о повышении пенсионного возраста докатился и до военной сферы. Так, китайское издание «Феникс», предваряя статью о Ту-95 заголовком «Российский бомбардировщик на вооружении 67 лет», похоже, намекает на медведевскую пенсионную «реформу».

Однако российскому «Медведю», как Ту-95 называют в НАТО, тут несколько прибавили возраст. Он был принят на вооружение в 1956 году. То есть по новому закону ему до пенсии не хватает еще 3 года. Однако если говорить не о разработке ОКБ Туполева как таковой, а о конкретных самолетах, эксплуатирующихся в Дальней авиации ВКС, то они еще моложе. На вооружении сейчас стоит модификация Ту-95МС, которая стала приходить в строевые части в середине 70-х годов.

«Медведь» был рожден в результате отчаянного соревнования США и СССР по созданию стратегического бомбардировщика, который смог бы доставить ядерные бомбы через Атлантический океан и сбросить их на территории вероятного противника. Самолеты пришли к серийному производству, что называется, ноздря в ноздрю. Практически одновременно начали выпускаться турбореактивный 8-двигательный В-52 и 4-двигательный турбовинтовой Ту-95. Дальность у первых «Медведей» достигала 12 тыс. км, а боевая нагрузка при межконтинентальном полете — 6 тонн. В те времена это было очень серьезно.

Читайте также

«Феникс» утверждает, что американцы по-настоящему зауважали «Медведя», когда в 1961 году этот самолет произвел испытательное бомбометание на полигоне Новой Земли термоядерной «Царь-бомбы», имевшей мощность в 60 мегатонн. Взрыв был такой чудовищной силы, что радиоактивный гриб поднялся на высоту в 60 км. Бомба была сброшена с парашютом, чтобы самолет смог уйти подальше от эпицентра взрыва. Сейсмическая волна трижды обогнула Земной шар. Опасное для здоровья световое излучение было зафиксировано на расстоянии нескольких десятков километров. Радиосвязь в радиусе пятисот километров была нарушена почти на час. Однако бомба не была «грязной» — спустя несколько часов нахождение военнослужащих в эпицентре взрыва не представляло угрозы для их здоровья.

Китайское издание акцентирует внимание на главной задаче, которую призван решать советско-российский стратегический ракетоносец Ту-95. Он должен совершать боевое патрулирование в близости от североамериканских берегов, доступных для применения своего страшного оружия. И это, пишет «Феникс», не только нервирует американцев, но и нагоняет на них страх.

Такие патрулирования начались сразу же с принятием на вооружение бомбардировщика и продолжаются и поныне. Правда, с относительно короткой передышкой на период между прошлой холодной войной и нынешней.

В статье есть, конечно, и некоторые перехлесты. Несомненно, это от сильного почтения перед российским ветераном Дальней авиации. У Китая при явных успехах в самолетостроении пока еще нет таких легендарных самолетов. Так, Ту-95 приписывается свойство обеспечения экстренной связи верховного командования с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве. Также он должен был якобы топить авианосцы и субмарины противника. Однако этим делом должны заниматься противолодочные самолеты Ту-142. Впрочем, они построены на базе Ту-95. И по кодификации НАТО называются «Медведь-Ф», видимо, отсюда проистекает путаница.

«Феникс» утверждает, что российский ракетоносец-ветеран зачастую настолько близко приближается к государственной границе США (на Аляске) и Канады, что входит в зону ПВО. На перехват «Медведя» немедленно отправляются истребители различных типов — от легкого F-16 до современного самолета пятого поколения F-22. Однако российских пилотов это особо не пугает. Мощные крылатые машины неспешно меняют маршрут и возвращаются домой.

Да, действительно, скорее эскортирование, чем перехват Ту-95, натовскими истребителями происходит нередко. Министр обороны Канады сравнительно недавно сообщил, что истребители ВВС перехватывают ежегодно в Арктике от 12 до 18 российских стратегических бомбардировщиков.

Разумеется, приближаться к границам вероятного противника, рисковать, войдя в зону ПВО, для Ту-95 большого смысла нет. «Феникс» называет такую стратегию психологическим давлением. «Медведь» может наносить удары с безопасного расстояния, поскольку вооружен крылатыми ракетами, имеющими рекордную дальность полета.

Ту-95МС способен нести 16 ракет Х-55 различных модификаций. Есть среди них и ракеты с ядерной боевой частью мощностью 200 килотонн и максимальным отклонением от цели в пределах 100 метров. Максимальная дальность стрельбы в зависимости от модификации находится в диапазоне от 2000 км до 3500 км.

А сравнительно недавно появилась ракета, разработанная в КБ «Радуга», не имеющая по дальности в мире аналогов. Это Х-101 (обычная), Х-102 (ядерная с БЧ мощностью 250 килотонн). Она способна улетать на 5500 км при отклонении от цели в 10 метров. Ракета-невидимка для радаров ПРО противника, ее эффективная площадь рассеяния не превышает 0,01 кв.м. При ее запуске истребители-перехватчики будут находиться очень далеко.

Разумеется, китайское издание не могло не сказать и о своем регионе. В Юго-Восточной Азии «Медведь» также не редкий гость. Хоть и не желанный для Японии и находящихся на базах на Японских островах американских войск. В связи с чем Япония и США постоянно протестуют против этих «психических полетов». Разумеется, Пекину это нравится, «Феникс» называет протестующих «ущемленными».

Статью завершает следующий пассаж: «Ветеран Ту-95 совершил множество ратных подвигов во время холодной войны, и мы верим, что до того, как появятся „новобранцы“, он еще сможет преподать урок странам с недобрыми намерениями в отношении России».

Вот с этим можно поспорить. Нет, конечно, Ту-95МС — прекрасный самолет, в который конструкторами заложен громадный временной ресурс. Он продолжает оставаться актуальным и поныне. Однако к «новобранцам», пожалуй, следует причислить «Белого лебедя» — стратегический ракетоносец Ту-160. Он значительно моложе «Медведя», его серийное производство было прекращено в 2008 году. И при этом обладает более внушительными характеристиками. Собственно, ни один бомбардировщик мира не может с ним сравниться по боевым качествам. Лишь по одному параметру он уступает американскому B-2 Spirit — по малозаметности.

Читайте также

При этом Ту-160 точно так же используется в патрулирующих полетах. И точно так же он нервирует «партнеров», вынуждая их поднимать в воздух истребители «эскорта». При этом ракетная нагрузка у «Белого лебедя» существенно больше. И, соответственно, он пострашнее «Медведя».

При этом конструкторы того же самого ОКБ заложили в Ту-160 также огромный ресурс долговременной актуальности. И сейчас, используя тот же самый успешный планер, создают новую модификацию — Ту-160М2. Для чего восстанавливают производство на Казанском авиазаводе.

Прийти в Дальнюю авиацию ВКС он должен в середине следующего десятилетия. Либо чуть позже, как у нас водится. И вот он будет «новобранцем». Что же касается проекта ПАК ДА, который должен стать дозвуковым невидимкой, построенным по схеме «летающее крыло», то, как видно из хода событий в ОПК, — это долгая песня. О том, когда появится перспективный дальний бомбардировщик, ничего определенного сказать невозможно. Но при наличии Ту-160М2 он, собственно, не так будет и нужен.


Военные технологии: В Европе начали разрабатывать истребитель пятого поколения

Новости политики: Аргентина позволила США разместить на своей территории военные базы

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня