Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Петр Первый за такие парады генералов бил палкой

Пока в честь Дня ВМФ гремят фанфары на Балтике, у Сирии не осталось ни одного нашего ударного корабля

397135

Что за традицию возрождают в Петербурге уже второй год подряд, проводя в День ВМФ РФ Главный военно-морской парад, не знает никто. Представители городской администрации вспоминают Петра Великого. Мол, это он придумал проводить масштабные смотры боевых кораблей. Действительно, император провел один такой в Кронштадте после победы над шведами у мыса Гангут. Так ведь та победа была историческая!

После этого ещё только раз вышел царь Петр на подобный парад кораблей. Но уже не в Финский залив, а на Неву — полюбоваться ботами и свой показать.

Нынешние военные моряки, на чьи умы и плечи легла организация предстоящего в праздничное воскресенье в Питере грандиозного по задумке Главного военно-морского парада России, услышав вопрос про его традиции, застывают в ступоре. «Ну, как же — праздник…», — отвечают заучено.

День ВМФ в последнее воскресенье июля максимально торжественно отмечается в нашей стране не один десяток лет. Он очень красив, популярен, любим в народе. Прежде всего — в главных базах всех четырех флотов России. Но до 2017 года неизменно проходил хотя и очень впечатляюще, однако без излишней напыщенности.

Читайте также

Но вот второй год подряд из профессионального праздника военных моряков делают дорогостоящее шоу. Сгоняя на Балтику корабли почти со всех российских флотов. И ведь никакой «круглой даты» или значимого события для ВМФ ни прошлом, ни в нынешнем году не случилось. Не считать же подобным событием сдачу госкомиссии в минувший четверг многострадального фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который строили и испытывали невиданными миром черепашьими темпами — аж с 2006 года?

И не факт, что «Адмирал Горшков» принят в боевой состав в окончательно завершенном виде. По некоторым данным, этот фрегат предстоит ещё долго «доводить до ума». Но нужен был хоть какой-нибудь шаг вперед к празднику? Вот его формально и сделали.

Несмотря на все эти «негоразды», в воскресенье «Адмирал Горшков» займет почетное место среди участников нынешнего парада. Помимо него задействовано будет ещё 40 боевых кораблей, катеров и судов. В том числе, по словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, — 18 новейших. Хотя что Шойгу при этом имел ввиду — совершенно неясно.

«Ураган», головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»? Так он еще в составе ВМФ РФ даже не числится. Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» спущен на воду лишь 29 июля 2017 года и продолжает серию испытаний на Ладожском озере. В Санкт-Петербург пришел только для участия в параде. Потом — обратно на Ладогу. Ввод в боевой состав, если испытания пройдут штатно, намечен на конец 2018-го.

Большой десантный корабль «Иван Грен» (Северный флот), головной в серии проекта 11711, разработанный Невским проектно-конструкторском бюро? Его новизна тоже весьма относительна. Да, акт о приемке госкомиссией «Ивана Грена» подписан месяц назад. Но строили-то его еще дольше, чем «Адмирала Горшкова» — с 2004 года. И, как можно понять из последующих событий, руководство флота не слишком довольно тем, что в итоге получило. По крайней мере, именно оно приняло решение построить в Калининграде только еще один такой БДК и на этом незадавшуюся серию прекратить.

К действительно новым безо всяких оговорок можно отнести пришедшие на Главный военно-морской парад морской тральщик «Александр Обухов» (передан Балтийскому флоту 9 декабря 2016 года), многоцелевой фрегат «Адмирал Макаров» (ЧФ, 27 декабря 2017 года), многоцелевые корветы ближней морской зоны «Бойкий» (БФ, 16 мая 2013 года) и «Сообразительный» (БФ, 14 октября 2011 года), малый ракетный корабль «Серпухов» (БФ, 12 декабря 2012 года) и разведывательный корабль «Иван Хурс» (ЧФ, 25 июня 2018 года). Все. Откуда восемнадцать новинок-то?

Видимо, для красочности праздничной картины в зачет министр обороны включил в число недавнего пополнения ВМФ РФ и быстроходные патрульные катера прибрежной зоны типа «Раптор», на одном из которых, специально выкрашенном в ослепительно белый цвет, как планируется, Главный военно-морской парад будет принимать президент Владимир Путин. Хотя, конечно, для российского флота с океанскими амбициями даже и с иголочки «Рапторы» — не бог весть какое усиление.

«Также будет привлечено 25 воздушных судов и более четырех тысяч военнослужащих», — дополнил этот список министр обороны. По его словам, все это призвано «подтвердить статус России как мощной морской державы». Как будто кто-то в этом статусе в Европе (да и только ли в Европе?) ещё сомневается! Кроме англичан, конечно. У тех свои больные амбиции.

Но вот еще проблема: в то самое время, пока ровняет ряды наш парадный строй на Неве и возле Кронштадта, возле берегов пылающей Сирии не осталось ни одного российского ударного корабля! Американцы, французы и прочие — в наличии. А наших — ни одного!

Последний такой под Андреевским флагом — фрегат «Адмирал Эссен» — вернулся из Средиземного моря в Севастополь 30 июня нынешнего года. На смену ему отправить оказалось некого. Ждали, что к Сирии уйдет только что завершивший в Севердвинске многолетнюю модернизацию ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов». Но он получил приказ из Заполярья отправляться как раз торжества на Балтике, а вовсе не к Сирии. И это обстоятельство тоже добавляет Главному военно-морскому параду вовсе не праздничных красок.

— Обычное дело у нас — пускать пыль в глаза, — считает Владимир М., капитан 2-го ранга в отставке из общественной организации ветеранов-подводников. — Подобное случалось и во времена СССР, правда, не часто. В авральном порядке подготовят, бывало, корабль к какому-нибудь «показательному выходу». А потом снова в док — достраивать.

Читайте также

Я служил на дизельной подводной лодке, проходил все это не раз. От такого рода авралов всегда не только жутко устаешь, но и начинаешь в какой-то момент разочаровываться во флотской службе.

«СП»: — А кто-то считает, что подобная «гонка» — наоборот, помогает разглядеть слабые места корабля и вовремя устранить их.

— Это так. И все-таки — не дело оправлять в плавание субмарину или даже небольшой сторожевик в состоянии неполной боевой готовности. С морем шутить опасно. Оно не прощает даже мелочей. Примеров тому, к сожалению, немало в современной отечественной истории военного флота.

Вернемся к грядущему в последнее воскресенье июля Главному военно-морскому параду. О нем многие петербуржцы говорят с нескрываемым сарказмом: «И зачем нам такое счастье?».

В самом деле — вторую неделю в городе из-за многочасовых репетиций нескончаемые закрытия центральных (читай — самих загруженных!) автотрасс, городских кварталов, мостов. Ни проехать, ни даже пройти близ набережных!

Мосты разводят, причем — даже в светлое время суток. И не по одному и поочередно, а сразу несколько — те, что связывают центр города с Васильевским островом, Петроградской и Выборгской сторонами.

А на одной из набережных — Адмиралтейской, близ Сената, возводят временные трибуны для почетных гостей. Эти громоздкие сооружения мало того, что не добавляют красоты окружающей их исторической местности, но ещё и «влетают в копеечку» местному бюджету.

В прошлом году, например, обошлись, включая разборку, в 6,4 млн. рублей. В эту сумму вошел и монтаж небольшого, на тысячу мест, трибунного комплекса на южной стенке Кронштадтского порта. Приглашений на него, к слову, было выдано раза в два больше. Как водится: кто не успел — тот опоздал. Опоздали, в основном, ветераны флота. Мудрено было старикам поспеть за разного рода «ответственными людьми» из числа чиновников и их родственников!..

Узнать бюджет нынешнего Главного военно-морского парада страны — проблема. Тайна сия великая есть! И в городской администрации, на которую ложится часть финансовой нагрузки, в Главном штабе флота ограничиваются ссылкой на прошлогодний президентский Указ. В нем, говорят, четко сказано: «Финансирование парада осуществляется за счет и в пределах бюджетных средств». Да уж — конкретней некуда!

Из неофициальных источников удалось выяснить примерные расходы на установку рейдового оборудования на Неве. Это порядка 5−7 млн. рублей. На оформление города ушло еще более 10 млн. На прямые телетрансляции и радиотрансляции, а также на праздничный фейерверк — от 600 тысяч рублей. Организация праздника в Кронштадте — ещё 4−5 млн. рублей.

Цифры, повторю, не официальные. Вполне возможно, они чуть ниже. Но, скорее всего, гораздо выше приведенных здесь. Для сравнения, общий бюджет Дня ВМФ в Петербурге в 2017 году «съел» 80 млн. рублей. Учитывая годичную инфляцию, нетрудно подсчитать примерную стоимость нынешнего праздника.

Читайте также

— Не в деньгах дело, флот сам по себе дорогое удовольствие, — считает Александр Покровский, известный писатель-маринист, подводник, капитан 2-го ранга в отставке. — Чтобы содержать его, нужны большие вложения. Но флот стоит того. Особенно учитывая современную геополитическую обстановку.

«СП»: — Тем не менее, стоило ли гнать корабли в Питер со всех морей (за исключение Тихого океана), чтобы только денек покрасоваться, Александр Михайлович?

— Морской парад — важная составляющая часть для людей нашей профессии! А я хоть и давно в отставке, но остаюсь моряком. Да, хлопот с этим праздником, много, они утомляют. Однако все это окупается с лихвой, когда мы видим, как наш потенциальный противник, что называется, «начинает вздрагивать», видя «мускулы» современных российских кораблей. Для периода «холодной войны», который переживает сейчас мир, характерна демонстрация силы. И чем она больше, тем гражданское население спит спокойнее. Одна из главных задача флотских парадов как раз в этом.

«СП»: — На ваш взгляд, в каком состоянии отечественный флот встречает свой праздник?

— ВМФ в фазе выздоровления. Нельзя сказать, что «температура больного» уже 36,6, но кризис точно миновал.

Обсудить с «СП» тему согласился и бывший первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Игорь Касатонов.

«СП»: — Игорь Владимирович, вы служите ВМФ РФ уже более 60 лет. Случались ли на вашем веку морские парады такого масштаба, какой был в Петербурге в прошлом году?

— Такого масштаба, пожалуй, нет. Рад, что у нашего военного флота он теперь есть. Любой парад, тем более — такой, как прошел год назад, как будет и нынче в российской Морской столице, это — без преувеличения — знамя нации.

«СП»: — Любое действо подобного рода, согласитесь, не только демонстрация новинок, силы, мастерства, но помогает также о чем-то задуматься, выявить те или иные проблемы, наметить пути их решения

— Соглашусь. Из того, что нужно обязательно добиться, — строить больше крупных современных боевых кораблей и судов. Лучше должна «работать» система морского воспитания. Мы же морская нация!

Читайте также

«СП»: — Что мешает наладить корабельное строительство — качественное и без бесконечных переносов сроков сдачи заказов Минобороны?

— Издержки отечественной промышленности. Плюс до сих пор до конца не разрешены производственные проблемы, порожденные глубоким экономическим кризисом 1990-х годов. Правительство о них знает, пытается устранить. Будем надеяться — в ближайшие годы добьется решения этой задачи.

«СП»: — Не раз приходилось слышать от ваших младших — по возрасту и званию — коллег о том, что в Мировом океане мы сильно отстаем от США.

— От американцев — да, отстаем. Они сейчас по морским военным делам на самом деле «впереди планеты всей». Все разработки ведутся у них на серьезной научной основе, корабли строятся на глубокой воде. Своевременно учитываются достижения потенциальных противников. Таких, к примеру, как Китай и Россия. Но по отдельным вопросам мы уже наверстываем. А где-то и впереди США. Имею в виду, в частности, новейший комплекс «Посейдон».

«СП»: — США лидирует по числу авианосцев. У нас же только один «Адмирал Кузнецов», определенные системы которого сильно устарели.

— Догоним! Очень хорошо идем сейчас. Главное — не сбавлять темп.


Новости ВПК: Госдеп посчитал российские ракеты и предложил продолжить разоружение

ВПК России: Стратегия судостроения до 2035 года ставит крест на океанских амбициях Москвы

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня