Ситуация в Сирии обостряется с каждым днем
Скоро должна пройти встреча лидеров России, Турции и Ирана. Путин, Рухани и Эрдоган встретятся для обсуждения, как сообщается, «многочисленных вопросов», но на самом деле всем прекрасно известно, что 99% переговоров будут посвящены Сирийской арабской республике. Потому как это — чуть ли не единственная проблема, объединяющая все эти страны.
Обсуждает ее эта тройка уже очень давно, причем как в формате этакого закрытого клуба, так и посредством ООН. В первом случае успехов намного больше. Например, в свое время удалось договориться о создании зон деэскалации. Не то чтобы это было очень уж эффективно, но Россия и Дамаск, действительно, много выиграли. Часть оппозиции периодически строго придерживалась пунктов договора, сама Анкара способствовала этому, потому как она была гарантом мирных соглашений. И это помогало Асаду побеждать без оглядки на слабо прикрытые тылы. Нападения, конечно, были, но их совершали либо террористы, либо малые силы отдельных повстанческих группировок. Вряд ли это можно назвать серьезной проблемой.
Со временем перед Асадом встала задача освобождения этих самых зон деэскалации. Разумеется, военная кампания с целью их захвата привела к аннулированию всех договоров. В этой связи у наших военных специалистов и их сирийских коллег были кое-какие опасения, но по счастливому стечению обстоятельств тяжелых последствий удалось избежать. И вот уже почти все эти зоны деэскалации контролируются Сирийской арабской армией. Остался только Идлиб, если не считать курдские территории.
Ситуация в Сирии обостряется с каждым днем
Башар Асад хочет решить вопрос быстро, а для этого сейчас любые переговоры будут только помехой. На данный момент единственный реальный вариант для него — военная операция по зачистке мухафазы. Дипломатия бессильна хотя бы даже по той причине, что большая часть засевших в провинции группировок наотрез отказывается обсуждать свое будущее и будущее Сирии с «кровавым режимом». Турки, возможно, способны изменить их представления о договороспособности Дамаска, однако даже если это и удастся, то стоит готовиться к тому, что ближайшие годы в Идлибе ничего не изменится — стороны будут бесконечно вести переговоры с нулевым результатом. Так что для официального правительства все очевидно — либо война, либо безоговорочная сдача провинции. Оппозиция имеет другое видение — либо оставить все как есть, либо — война до самого Судного дня.
Разумеется, не будь в этой истории иностранцев, она бы уже закончилась. Закончилась войной. Но Россия и Турция влияют на ситуацию, оттого пока ничего не решено. В самой Турции возлагают надежды на предстоящую встречу в Тегеране, однако там не слишком уверены в успехе турецкой дипломатии. Так, главный редактор газеты «Ени Шафак», тесно связанной с администрацией Эрдогана, Ибрагим Карагул полагает, что нестабильность в Сирии и война в Идлибе очень опасны для Турции. «Разделение Сирии приведет к разделению Турции» — говорит Карагул. По его мнению, война в Идлибе приведет как раз к таким последствиям. Если в Тегеране Россия не сможет понять эту аксиому, то Анкара будет обязана объявить войну Асаду. Следовательно, и России, раз уж она является ближайшим союзником Дамаска. Никакой экзотики в этом заявлении нет, и тот факт, что Сирия — это чрезвычайно важный для Турции регион, ни для кого не является секретом. Вряд ли Карагул без одобрения сверху делал бы такие громкие заявления. Его позиция хорошо передает, каков сегодняшний настрой Эрдогана и его окружения. Тем более в последние дни высшие чиновники Турции бесперебойно штампуют заявления о недопустимости сирийской правительственной кампании в Идлибе.
Турецкий эксперт Эндер Имрек полагает, что такие заявления являются частью «мягкой дипломатии».
— Когда проправительственные эксперты говорят о чем-то подобном, это совсем не означает, что их слова пророческие. Да, им дали возможность говорить об этом, но только с одной целью — заставить другую сторону задумать о том, насколько далеко мы готовы зайти. В данном случае ситуация почти такая, но немного отличается, а именно тем, что сам Эрдоган или Чавушоглу (министр иностранных дел Турции — авт.) говорят примерно это же, только без возможности развала Турции. Это говорит о том, что Турция действительно способно активировать участие в боевых действиях против режима. Если это произойдет, то территория присутствия турецких военных, скорее всего, ограничится Идлибом и Алеппо.
«СП»: — Почему именно ими?
— Эти провинции имеют стратегическое значение для Турции, так что просто так их оставить не получится. В такой ситуации делается расчет на благоразумие Путина и Рухани. Они дружны с Эрдоганом, но в Сирии преследуют другие цели. Самый разумный вариант, который турецкие власти и предлагают, заключается в разделе зон влияния в стране. Объединить Сирию можно, но так, чтобы те, кто не согласен с режимом, не были уничтожены. Наоборот, они должны получить возможность участвовать в выборах. Тогда все останутся довольны — Россия и Иран продолжают рассчитывать на лояльного Асада, а Турция полагается на Сирийскую свободную армию. Это все примерно, в будущем, конечно, какие-то группы изменят формат, другие распустятся и так далее. Но главное, чтобы все имели возможность голосовать и быть избранным в органы власти. Асад допустил ошибку, разместив везде алавитов (религиозное меньшинство Сирии, к котому принадлежит семья Асадов — авт.). Это стало одной из главных причин революции. Сейчас надо с этим разбираться, и в Тегеране есть возможности прийти к решению, устраивающему всех.
Вашингтону советуют быть жестче с Турцией
«СП»: — Какие именно возможности?
— Выборы, нормальные выборы — вот что нужно. До них Идлиб может остаться в таком состоянии, как сейчас. А после — свои места во власти займут те, кто должен, согласно воле народа. Если же подобный вариант не будет найден, то, вероятно, Эрдоган действительно увеличит контингент в Идлибе. Это будет сделано демонстративно — в качестве последнего предупреждения для тех, кто собирается войти в провинцию. К чему это приведет? Думаю, что будут еще переговоры, а вот после них…
Новости Сирии: Террористы атаковали позиции сирийских войск в районе Пальмиры