В Анкаре предвидят провал переговоров по Сирии, что приведет к российско-турецкому конфликту
Очередная пропагандистская атака на Россию, ради которой вспомнили «дело Скрипалей» полугодичной давности, продиктована только одним — желанием остановить наступление в сирийской провинции Идлибе. Именно здесь военно-политические успехи России наиболее очевидны, что не может не раздражать Запад.
«Кровавая баня» на границе с Турцией
Очередной виток «дела Скрипалей», которое вяло тянулось с марта, произошел накануне исторической встречи президентов трех стран — гарантов безопасности населения Сирии — Владимира Путина (Россия), Реджепа Эрдогана (Турция) и Хасана Рухани (Иран).
На сегодняшнем саммите в Тегеране они должны обсудить планы мирного урегулирования в Сирии и, в том числе, дальнейшую судьбу провинции Идлиб. Три недели в этой северной провинции, которая граничит с Турцией и наводнена боевиками различных террористических организаций, царило затишье. Прервала его именно Россия, которая 4 сентября нанесла массированный ракетно-бомбовый удар: по официальной версии, его целью были склады террористов с хранящимися там беспилотниками.
Именно такие штурмовые дроны, снаряженные бомбами, использовались, в частности, 6 января во время атаки на авиабазу Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе. Именно из-за подобных атак Идлиб на протяжении последнего года оставался головной болью даже не для сирийских властей, а для российского Минобороны.
В Анкаре предвидят провал переговоров по Сирии, что приведет к российско-турецкому конфликту
31 декабря боевики с территории провинции Идлиб обстреляли из минометов военную базу Хмеймим. Затем — атака дронов на эту же авиабазу. Спустя месяц в небе над Идлибом был сбит российский штурмовик Су-24М — причем ранее не было известно, что у боевиков в этой провинции на вооружении имеются современные ПЗРК. Склад, в котором, по данным военной разведки, хранились ПЗРК, и был уничтожен корректируемой авиационной бомбой 4 сентября.
Ну а пока Россия превентивными авиаударами сдерживает террористов, напрямую угрожающих базам Хмеймим и Тартус, официальный Дамаск готовится к полномасштабной военной операции в мятежной провинции. Она станет продолжением двух предыдущих военных операций, которые сирийские войска провели при поддержке российской авиации и шиитских ополченцев из Ирана, Ирака и Афганистана, — «Великий рассвет» (в ходе которой последовательно были освобождены от боевиков Пальмира, Ракка и Дейр-эз'Зоэр) и «Дамасская сталь» (освобождение Восточной Гуты).
Добровольно сдавшиеся правительственным войскам боевики из этих районов и были вывезены по гуманитарным коридорам, которые организовала Россия, в провинцию Идлиб. Вместе с семьями, конечно. То есть если Дамаск начнет и здесь военную операцию, то террористам будет отступать уже некуда — значит, они будут сражаться до последнего.
С другой стороны, сирийская армия наверняка будет сражаться как никогда прежде жестко. Потому в западных и арабских СМИ, описывающих предстоящую операцию, все чаще встречается словосочетание «кровавая баня».
Что для них три миллиона судеб?
Для Башара аль-Асада освобождение Идлиба — вопрос важнейший. Когда два года назад Россия только вступила в сирийскую войну, положение Дамаска было катастрофическим: армия разобщена, а у боевиков — огромное количество захваченной сирийской и иракской техники. А сейчас осталось вернуть контроль над единственной крупной провинцией — и вся Сирия снова будет под контролем Асада.
Вряд ли его волнует судьба примерно 3 миллионов мирных жителей Идлиба, из которых почти половина — это лица, перемещенные из других уголков Сирии. Да, впрочем, и других мировых политиков их судьба тоже мало заботит, несмотря на все их громкие заявления. Турецкий лидер Реджеп Эрдоган призывает остановить наступление в Идлибе, поскольку, мол, беженцы хлынут в Турцию. Поддержала Эрдогана в этом вопросе и Германия, министр иностранных дел которой Хайко Маас в среду посетил Турцию.
На самом деле Эрдогану не нужны вплотную к его государственным границам войска Асада, к свержению которого официальная Анкара неоднократно призывала. Кроме того, Анкара поддерживает Свободную сирийскую армию, оплотом которой — после потерь в других частях Сирии — и остался Идлиб. Ну а пока Эрдоган призывает к миру, протурецкие повстанцы уже вовсю ведут подготовку к отражению атаки: взрывают мосты, роют траншеи и готовят новобранцев.
Дональд Трамп тоже продемонстрировал, как он сильно озабочен судьбой приграничной провинции: дескать, коварный Асад даже готовит здесь химические атаки, чтобы побыстрее расправиться с мирным населением. На самом деле Трамп озабочен совсем иным: если Асад вернет контроль над всей территорией Сирии, то у США исчезнет предмет политического торга с Дамаском (и отчасти с Москвой).
Мир все ближе к смене парадигмы
Ничего удивительного, что массированная атака на Россию по поводу подзабытого уже «дела Скрипалей» началась именно сейчас, когда готовится решающая схватка за Сирию. А значит, и за будущее всего Ближнего Востока.
Об этом прямо заявил на вчерашнем заседании Совбеза ООН, созванного по инициативе британского премьер-министра Терезы Мэй и посвященного «делу Скрипалей», официальный представитель России Василий Небензя: «Выступление Терезы Мэй состоялось в преддверии, так сказать, нового политического сезона и вокруг активно обсуждающейся ситуации в Идлибе. И готовящейся там химической провокации боевиков совместно с „Белыми касками“, о которой мы неоднократно предупреждали. Одновременно вблизи Сирии демонстративно наращивается военное присутствие ключевых западных стран».
— Конечно, я внимательно следил за заседанием Совета безопасности, и оно было жарким! И это в тот момент, когда наши начали наступать в Идлибе. Геополитическая реальность постепенно и приближается к точке бифуркации, — говорит в беседе со «Свободной прессой» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Михаил Рощин.
Ситуация в Сирии обостряется с каждым днем
«СП»: — Что вы имеете в виду под точкой бифуркации?
— В термодинамике это смена установившегося режима работы системы. Союз России, Турции и Ирана явно укрепляется, что приводит ко все большему раздражению западные страны. Сирийский президент все ближе к восстановлению своего контроля над страной, а именно его устранения тем или иным способом добивались теперь уже можно сказать многие годы западные страны и консервативные монархии Аравийского полуострова.
Россия сегодня стала наиболее эффективным и привлекательным посредником в переговорах на Ближнем Востоке. Именно наша страна сумела убедить Иран отодвинуть свои силы от сирийско-израильской границы на 100 км и тем самым укрепить безопасность этой границы и успокоить Израиль, правящие круги которого традиционно демонизируют Иран и его религиозно-политическое руководство.
«СП»: — Разве нынешняя роль России на Ближнем Востоке — это не задел еще советской эпохи?
— Нет, что вы, такого в период Советского Союза не было! Страна, конечно, была мощнее, но внешняя политика была чересчур топорной. Новейшая российская политика стала весьма изощренной и в состоянии гибко реагировать на изменения в регионе Ближнего Востока. Именно это стало, на мой взгляд, залогом укрепления наших новых тесных отношений с Турцией.
Новости Сирии: Террористы атаковали позиции сирийских войск в районе Пальмиры