Порошенко усилил ВМСУ американскими «консервами»

Против ЧФ России Киев спешно выставляет два старых Island Береговой охраны

  
3711
На фото: президент Украины Петр Порошенко (второй слева) во время церемонии передачи Украине двух американских патрульных катеров класса Island на базе Береговой охраны США в Балтиморе
На фото: президент Украины Петр Порошенко (второй слева) во время церемонии передачи Украине двух американских патрульных катеров класса Island на базе Береговой охраны США в Балтиморе (Фото: Михаил Палинчак/пресс-служба президента Украины/ТАСС)

27 сентября на американской военно-морской базе в Балтиморе (штат Мэриленд) в присутствии президента Украины Петра Порошенко и вице-адмирала Береговой охраны США Майкла Макаллистера прошла церемония передачи двух снятых с консервации катеров класса «Айленд» (Island) Военно-морским силам Вооруженных сил Украины. Речь идет о патрульных катерах USCGC Cushing (WPB-1321) и USCGC Drummond (WPB-1323).

Обошлось без традиционного разбивания бутылок шампанского о носовые части катеров — все же не со стапелей на воду «Айленды» сходили. Да и новых имен в честь какого-нибудь бившегося в древности с «москалями» гетмана эти посудины, постройки 30-летней давности, пока так и не получили. Однако такая честь им точно будет оказана сразу после переправки новых боевых единиц ВМСУ в Одессу.

«Наша задача — заверить Кремль в нашей решимости защищать украинские берега так же, как мы защищаем нашу землю на Донбассе, как мы защищаем наш суверенитет, свободу и демократию. С солидарностью, единством и поддержкой мы можем удерживать эту тонкую красную линию против агрессора не пулями, а нашей решительностью действовать», — с обычным пафосом заявил на церемонии Порошенко. И ласково похлопал один из подарков по видавшей виды надстройке.

Читайте также

Это, знаете — как в ситуации, когда более бедный дальний родственник, будучи в гостях, получает от щедрот хозяина какую-то безделушку, пылившуюся годами на антресолях, но при этом с подобострастием благодарит за подарок. Ему-то и самому она не нужна, по большому счету. Но правила этикета: нужно долго кланяться в ответ и заверять, что жить прежде без нее не мог.

Так и Порошенко, которому «завернули в газету» два американских катера, распылялся в словах благодарности, одновременно подсчитывая в голове, во что же обернется доставка этого подарка на Украину. А ведь презент ему этот, навязываемый еще с 2014 года, просто в тягость. Зачем взял?

Посмотрим на ситуацию с разных сторон. С военной точки зрения катера класса «Айленд» особой ценности не представляют. Изначально они предполагались для патрульной службы. А в данном случае, перед передачей Украине, с них снято даже то скромное вооружение, которое использовалось Береговой службой США — это 25-мм автоматическая пушка и два пулемета. Так что боевой мощи украинскому флоту они точно не добавят.

Плюс (или минус?) — накладные расходы. За доставку «подарков» и обучение их экипажей Киев, после многолетних препирательств, все же уже выложил из «кишени» (кармана) 10 миллионов долларов. И это, заметим, — не окончательная цифра.

Далее. Катера прибрежной зоны из-за скромной мореходности точно не смогут преодолеть Атлантический океан и добраться своим ходом до Одессы, где расположена главная база украинских ВМС. Определенно повезут их на сухогрузах неких коммерческих компаний. Можно даже предположить — это будет некая российская фирма, специализирующаяся на перевозках крупнотоннажных грузов из США. В данном случае — никакого «предательства». Катера-то не имеют на сегодня никакого вооружения. Демонтировано.

Возможно, что к транспортной операции привлекут некое судно под флагом Гонконга. Как это было в ситуации годичной давности, когда балкер «Ocean Ambitiours» доставил уголь на Украину из американского Балтимора (там же, где и будут, скорее всего, отгружены на чей-то борт «Айленды»). А затем отправился в Новороссийск, где загрузился уже российским углем. И снова доставил его на Украину под видом американского. Только чуть дешевле (ничего личного — только бизнес).

Это лишь предположение — украинской казне не важно, кому платить за доставку американских катеров к родным берегам.

Впрочем, в этой истории проглядывает и еще один любопытный подтекст. Сугубо политический, напрямую связанный с грядущими президентскими выборами в «незалежной».

На них в качестве основного игрока — к бабке не ходи! —  представляет себя нынешний президент Порошенко. От прежних «грехов» в виде расположенной в России кондитерской фабрики «Рошен» (Roshen), которая так и не стала производить продукцию под названием «сало в шоколаде», в прежние годы удачливый бизнесмен Петр Алексеевич успел откреститься. Передав её в доверительную собственность компании Rothschild, оставив за собой фактическое владение предприятием.

Осталась в его «заначке» «Кузня на Рыбальском», бывший советский судостроительный завод «Ленинская кузница». Который сегодня является единственным предприятием на Украине, производящем хоть что-то для ВМСУ. А именно — бронекатера проекта «Гюрза-М», частью переправленные в акваторию Азовского моря, частью продолжающие отирать одесские причалы. Кроме того, совсем недавно там же на воду спустили и два первых десантных катера типа «Кентавр».

Но президенту Украины никакого бизнеса иметь вообще не положено. Иначе конкуренты в борьбе за власть точно вцепятся в этот факт. Поэтому в преддверии мартовских выборов и «кузню», приносящую неплохие доходы за полным отсутствием конкуренции, Порошенко сейчас «впаривает» какому-то «отечественному покупателю» — как поговаривают в Киеве, своему зятю.

Тут вот какая взаимосвязь. Порошенко, получается, активно демонстрирует собственному народу щедрость западных союзников. В первую очередь — США, которые «возрождают» украинский флот поставками ему двух катеров сомнительного достоинства. Но тогда все выглядит так, что глава государства полностью потерял интерес к производству подобных же боевых катеров на собственных верфях. Ведь за океан ушли немалые суммы, которые могли бы хотя бы на время очень выручить бедствующих кораблестроителей Украины.

А финансовая сторона вопроса здесь такова. За пару сильно бэушных «Айлендов» Киев, как уже сказано, раскошелился на 10 миллионов долларов. Каждая «Гюрза», как сообщалось, казне «незалежной» обходится примерно в 7 миллионов долларов. Таким образом, «Айленды» тут перевешивают «Гюрзу». Кому навар — понятно.

Но ведь вот какой тезис со всей определенностью станут теперь в предвыборных дебатах продвигать недоброжелатели Порошенко. Доставшийся в наследство Украине от Советского Союза мощный судостроительный комплекс мог бы вывести эту страну в разряд крупнейших производителей любых кораблей и судов — и для военного, и гражданского флота. Один только город Николаев во времена СССР располагал тремя мощнейшими предприятиями этой отрасли — заводом «Океан», Черноморским судостроительным заводом и заводом имени 61 коммунара. Они строили океанские траулеры и сухогрузы, спасательные суда, крейсера, эсминцы и большие противолодочные корабли. Все, вплоть до авианосцев.

Сегодня эти промышленные гиганты практически уничтожены Киевом. А те, что еще дышат, готовы для выживания производить обвесное оборудование для бронетехники (переплетение рельсов и металлических прутьев) и печки-буржуйки для мерзнущих в окопах Донбасса украинских батальонов. А главный «недострой» местного кораблестроения - почти достроенный ракетный крейсер «Украина» — более четверти века абсолютно бессмысленно съедает последние средства завода имени 61 коммунара, не оставляя ему даже надежды на хоть какую-то государственную компенсацию.

Читайте также

Всего суверенная Украина получила в наследство от Советского Союза 11 современных судостроительных заводов мирового класса с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня, и эти предприятия обеспечивали строительство новейших судов всех типов. Как этим воспользовалась? Да никак. Разворовали, что-то порезали и продали на металлолом, что-то просто бросили ржаветь и гнить. Корабелы разбежались, КБ закрылись…

В ходе олигархического «дербана» Украины начали хаотично и стремительно меняться владельцы судостроительных заводов. Иностранные инвесторы ударились в бегство. В итоге, имея на момент провозглашения независимости 15% мировых мощностей судостроения, Украина сейчас производит 0,5% мировой продукции этой отрасли.

Взамен — два американских катера, да еще прежде полученный десяток надувных лодок. Плюс — шесть своих бронекатеров.

Для понимания того, как Украина уничтожила полученное в наследство от СССР кораблестроение, не надо никаких специальных знаний. Вроде знания теории непотопляемости академика Крылова, которая стала применяться на практике лишь после Цусимского сражения. Достаточно открыть книжку американского писателя О’Генри «Короли и капуста». В ней про современное украинское кораблестроение, как тут же выясните, всё написано ещё сто лет назад: «В конституции этой маленькой приморской банановой республики была полузабытая статья, которая предусматривала создание военного флота. Эта статья вместе со многими другими, более мудрыми, лежала без всякого движения с первого дня основания республики».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня