Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Истребитель будущего уткнулся носом в землю

Новый франко-германский самолет может оказаться самым дорогим в мире

59037

Еще в июле 2017 года Германия и Франция устами своих лидеров Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона официально объявили о начале многолетней модернизации своих ВВС. Для этого Берлин и Париж решил объединить усилия по созданию супер самолёта 6-го поколения, который должен заменить сегодняшние истребители Dassault Rafale («Дассо Рафаль») и Eurofighter Typhoon («Еврофайтер Тайфун»).

Новый франко-немецкий проект, с большой долей вероятности, должен был продемонстрировать как Востоку в лице России и Китая, так и Западу — США и Канаде, что в будущем старушка Европа будет способна постоять за свои общие интересы.

К разработке подключили ведущих европейских самолетостроителей — Airbus, Dassault Aviation, MBDA, Safran, Thales, а также другие не такие известные фирмы, обладающими, тем не менее, передовыми технологиями по производству различного авиационного оборудования. Немецко-французский проект получил название Système de Combat Aérien du Futur или SCAF, (пер. с фр. «Система воздушного боя будущего»).

Под «шестым» поколением, судя по всему, европейцы понимают очень высокий уровень автоматизации истребителя пятого поколения, который к тому же способен управлять стаями сопровождающих его беспилотников, а также использовать космические спутники для решения боевых задач в он-лайн режиме. Хотя правильнее было бы говорить о самолетах 5++.

Читайте также

Париж имеет аналогичное соглашение с Лондоном под названием Future Combat Air System (пер. с англ. «Будущая боевая воздушная система»). Однако Британия находится в состоянии Brexit, что фактически означает поворот островного государства спиной к единой Европе и лицом — в сторону США, у которых, кстати, англичане для Королевских ВВС уже заказали 138 F-35B. Поэтому будущее франко-английского истребителя Future Combat Air System такое же туманное, как и сам Альбион.

Чтобы не ошибиться с прогнозами, относительно перспектив франко-немецкого проекта Future Combat Air System, следует окунуться в историю создания нынешних истребителей Rafale и Eurofighter и, само собой, оценить их место в современном табеле о рангах.

В 1980-х годах в программе единого европейского истребителя, каким задумывался «Еврофайтер Тайфун», тоже изначально участвовала Франция. Но потом Париж сосредоточился на своем двухмоторном самолете, который, к слову, имеет схожий дизайн с «Еврофайтером». При этом обе европейские машины играют роли как тяжелых, так и легких истребителей. В этом заключается их концептуальное отличие от российского и американского подхода к созданию современной боевой авиации.

Итак, «Еврофайтер», на первый взгляд, явно уступает «Рафалю», который во время натовских воздушных игр Wargames легко справлялся с тяжелым F-15 и даже выигрывал у истребителя 5-го поколения F-22 (правда, не всегда). А вот «Тайфун» не смог победить легкого «американца» F-16. Добавим также, что «Еврофайтеры «Королевских ВВС позорно проиграли пакистанским самолетам F-16, а те в свою очередь боятся как огня индийских истребителей Су-30МКИ. В то же время саудовские истребители F-15 становятся легкой добычей примитивных ПВО Йемена, тогда как «Еврофайтеры» там же остаются неуязвимыми.

В действительности, показатели соотношение тяги/веса, дальности и скорости подъема явно лучше у «Еврофайтеров», чем у «Рафаля». Просто французские летчики имеют более высокие стандарты подготовки, чем немецкие и британские пилоты, поэтому сравнение европейских самолетов по очкам в играх Wargames нельзя считать корректным.

Как бы там ни было, но в воздухе сегодняшние «европейцы» имеют очевидное техническое превосходство над «американцами», это дает основание думать, что по ключевым характеристикам новый франко-немецкий истребитель должен быть лучше заокеанских аналогов Future.

Однако стоимость истребителей 4-го поколения «Рафалей» и «Тайфунов» в пределах $85−125 млн. за единицу свидетельствует о полной неадекватности продавцов. Поэтому неудивительно, что их экспортный потенциал стремиться к нулю, если не считать политически ангажированных контрактов или сделок с явно коррупционным душком.

Кстати, новый самолет SCAF будет иметь космический ценник, куда больше, чем тот, за который сегодня продается американский «золотой» F-35. Уже названа предварительная и, как правило, заниженная в разы стоимость «бриллиантового европейца» 6-го поколения, которая превысит $200 млн.

Надо понимать, что его разработчикам придется не только догнать военных самолетостроителей России, США и Китая, но и перегнать эти страны. Между тем, по оценке, американских экспертов, ряд новинок, которые должны быть у комплекса Système de Combat Aérien du Futur, уже испытываются на нашем самолете Су-57. Короче говоря, с большой долей вероятности именно «сушка» 5-го поколения уже в следующем десятилетии станет наиболее привлекательной экспортной позицией на мировом рынке, как сейчас ЗРК С-400, за которым уже выстроилась очередь.

Ну, и понятно: чем больше будет продано F-35 и Су-57, тем меньше места «для маневра» останется у SCAF, когда тот наконец-то воплотится в высокотехнологический продукт. Его появление планируется только в 2040-х годах. По идее, ему рассчитывать приходится только на небольшой рынок ЕС.

Вместе с тем Великобритания и Швеция уже заявили о продвижении национальных проектов новых истребителей, которые пусть не будут такие «крутые», как F-35 и Су-57, однако, займут свою нишу на мировом рынке оружия. А Бельгия, наученная опытом бесконечных франко-немецких склок, показывает полное безразличие к проекту SCAF и открыто ставит на F-35. Словом, даже в ЕС трудно будет найти покупателей будущего европейского чуда.

С другой стороны, «проклятие заклятой вражды» между франками и германцами, похоже, и в наше время витает над двумя соседними странами. Те же самые разногласия между Берлином и Парижем, которые стали причиной создания двух истребителей «Еврофайтера» и «Рафаля» вместо одной эффективной общеевропейской машины, стали камнем преткновения и на сегодняшних договоренностях по экспортной политике авиационного комплекса Future Combat Air System.

Читайте также

Франция опять требует полной свободы на мировом рынке вооружения, мол, кому хочу — тому и буду продавать. Но Германия выступает категорически против такого «безответственного» подхода к оборонному экспорту. В свое время, напомним, Берлин потребовал от Парижа отказа от поставок атомных технологий и самолетов Саддаму Хусейну, когда того обвинили в химической атаке против курдов. Французы послали немцев куда подальше. Они прямо сказали германцам, что 5-я Республика зависит от поставок вооружения куда больше, чем ФРГ, которая к тому же является проводницей корыстных интересов США.

И вот глава Airbus Том Эндерс, ключевой участник программы европейского истребителя шестого поколения, назвал неприемлемой жесткую линию Берлина по экспортным ограничениям, которые сводят к нулю контрактные возможности будущего авиационного комплекса. Он убежден, что в этих условиях однозначно нельзя выиграть конкуренцию. Это, не исключено, означает, что Airbus завершает свое участие в разработке Future Combat Air System, тем более что Меркель обрела статус «хромой утки». Таким образом, можно предположить, что самолет SCAF приземлился еще до того, как поднялся в воздух.


Военные технологии: Иран начал массовое производство собственных истребителей четвёртого поколения Kowsar

Военные учения: Два российских бомбардировщика заставили НАТО поднять истребители

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня