В чем истинная причина срыва переговоров президентов США и России в Париже
Россия в 2025—2035 годах вряд ли будет представлять для Соединенных Штатов такую же угрозу, как Китай, по причине экономических и демографических факторов. Об этом, выступая перед студентами программы «Высшая американская стратегия», посвященной разработке вопросов национальной безопасности в Дюкском университете (Северная Каролина), заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал КМП Джозеф Данфорд.
«Там (в России — ред.) снижаются демографические и экономические показатели», — подчеркнул генерал. При этом, по его словам, у КНР больше возможностей для наращивания потенциала. «Думаю, следующие 20−30 лет надо рассматривать Китай как угрозу», — заключил Данфорд.
Стоит отметить, что «китайская угроза» в последнее время стала предметом постоянных упоминаний в выступлениях американских политиков и военных. В сентябре Госсекретарь США Майк Помпео заявлял о том, что считает Китай гораздо большей угрозой для США, чем Россию. По его словам, если посмотреть в долгосрочной перспективе на угрозы жизненному укладу американцев, которые создают риски для продолжения экономического роста Америки, Китай выступает намного большей угрозой для США.
В том же месяце глава Пентагона Джеймс Мэттис назвал ядерное оружие России первостепенной внешней угрозой для страны.
В чем истинная причина срыва переговоров президентов США и России в Париже
Напомним, что Китай и Россия как «ревизионистские державы» названы главными вызовами для Америки в Стратегии национальной безопасности США. КНР, как отмечается в документе, «строит наиболее боеспособную и финансово обеспеченную армию мира после нашей».
В последнее время тема возможной войны с Россией постоянно муссируется в американском медиапространстве, обсуждаются сильные и слабые стороны, ее военный потенциал. Причем оценки варьируются от запугивания населения «супероружием» Москвы до того, о чем говорит Данфорт.
Не очень радужные перспективы высказываются и в России. К примеру, руководитель Центра международной безопасности, действительный член РАН Алексей Арбатов уверен, что появление американских крылатых ракет и баллистических ракет средней дальности в Европе после разрыва ДРСМД «в пух и прах разносит систему ответно-встречного удара, которая является основой нашей стратегии ядерного сдерживания».
Насколько верны такие прогнозы? И означают ли слова Данфорда, что США готовятся к войне? Или это попытка успокоить сограждан, взволнованных ее перспективой?
По словам члена Бюро президиума партии «Родина», директора Института свободы Федора Бирюкова, американские чиновники периодически выступают против Китая, зачастую путаясь в показаниях относительно России.
— Но если бы наша страна была так слаба, как утверждает господин Данфорд, тогда не было бы такой оголтелой санкционной кампании, какую ведёт сегодня Вашингтон против Москвы.
Китайская «угроза» в устах американских чиновников и военных — очень модная тема, особенно с учётом большого количества китайских экспатов в США. Я говорю именно о высококвалифицированных мигрантах, а также гражданах китайского происхождения, а не о дешёвой рабочей силе. Это все говорится, чтобы ограничить степень китайского влияния на американскую экономику. А с геополитической точки зрения КНР для США является, конечно, гораздо более «удобным» врагом, открыто исповедуя коммунистические идеалы. Россия же давно совсем не «красная», поэтому действия вашингтонской администрации против неё сегодня выглядят зачастую довольно странно.
Политический эксперт международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок не считает, что заявление Данфорта является попыткой понагнетать напряженность или, напротив, успокоить западных обывателей.
— Демографическое снижение — общий прогноз как по России, так и по всем развитым странам европейского ареала. Такая же тенденция есть и у Японии. В самих США основной демографический прирост дают, насколько можно судить, латиноамериканцы, а не белые протестанты.
Экономические прогнозы по России разнятся, однако никто не прогнозирует какого-то серьёзного, тем более взрывного роста внутреннего производства или экспорта.
Что же касается смещения акцента с России на Китай как на актуальную или, во всяком случае, потенциальную угрозу для доминирования США, то это изменение вектора вряд ли вселит оптимизм в американских обывателей. Вместе с тем, однако, именно Китай и Индия, о которой скоро станут говорить чаще, чем сейчас, — две растущие великие державы. Есть ли у них какие-то враждебные планы в отношении Вашингтона, вопрос отдельный (думаю, нет), однако, становясь всё больше в экономическом смысле, государства также начинают вести и более независимую внешнюю политику, что для Америки, считающей всю Евразию сферой своих интересов, не очень комфортно.
«СП»: — Американские военные и политики в последнее время только о «китайской угрозе» и говорят. Почему? Они реально так напуганы?
— Речь не о страхах, а об оценках возможных внешних угроз. Это должностная обязанность военных высокого ранга — взвешивать угрозы и информировать политические власти и общественность о необходимости, скажем, повысить военный бюджет в тех параграфах, что касаются Азии.
«СП»: — Действительно ли вымирание и обнищание населения снижает военный потенциал России? И настолько ли оно масштабно, как говорит Данфорт?
— Чиновник говорит о тенденциях. Тенденции не самые обнадеживающие. Другое дело, что, скажем, и для развитых стран Запада (плюс Японии) основные прогнозы таковы, что впервые за многие десятилетия новое поколение европейцев имеет все шансы жить не лучше, но хуже своих родителей. Голосование за протестные и популистские партии — как раз результат этого общезападного тренда.
«СП»: — В России тоже много говорят о перспективах военного столкновения. К примеру, руководитель Центра международной безопасности Алексей Арбатов считает, что Россия не сможет отразить удар США после разрыва ДРСМД и появления американских ракет в Европе. То, что об этом сценарии рассуждают совершенно серьезно, говорит о том, что его вероятность увеличивается? Готовы ли мы к нему на самом деле?
— Это очень плохая тенденция — всё чаще и чаще говорить о возможной войне между великими державами, строить какие-то планы взаимного уничтожения
Что касается прогноза господина Арбатова, то я не ракетчик, как, впрочем, и не филолог, поэтому с точки зрения ТТХ сопоставлять российские и американские вооружения авторитетно не могу. Вместе с тем вопрос, насколько можно судить, состоит не в том, сможет или нет Россия отразить гипотетический первый удар, а в том, сработает ли изобретённая ещё в Холодную войну система «мёртвой руки», то есть автоматического запуска массивного ответного удара. Если «мёртвая рука» работает, то опасно наносить первый удар, даже если он окажется успешным.
«СП»: — Сегодня также стало известно, что военные и силовики начнут получать треть российского бюджета. Значит, Россия все же вступает в гонку вооружений, навязанную Западом? Потянем ли?
— Российские власти не раз обозначали, что это не Москва начинает новую гонку вооружений. Вместе с тем данный факт не освобождает Россию от необходимости повышать уровень обороноспособности в связи с увеличением военной активности на границах. В целом, как представляется, в обществе терпимо или даже с пониманием относятся именно к таким тратам, предполагая, что безопасности не может быть слишком много. С обнищанием или, тем паче, вымиранием населения я бы это связывать не стал.
— Заявление Данфорда не указывает на подготовку к войне с Россией, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Скорее наоборот, генерал призывает не относиться к нам, как к серьезной военной угрозе, что должно, по идее, нас обрадовать и дать сосредоточиться на действительно важных для нас экономических и социальных вопросах. Хотя нельзя исключить и того, что американцы просто успокаивают нас, чтобы мы расслабились и не ожидали удара из США. В любом случае строить свою стратегию следует, исходя из более весомых источников, чем выступление перед студентами.
«СП»: — Каков ваш прогноз на указанные сроки (2025−2035) для Китая и России? Действительно ли в России будет обнищание и вымирание населения, а у Китая рост?
— Если исходить из сегодняшних тенденций, то ответ очевиден — мы нищаем, а Китай богатеет. Конечно, нельзя сказать, что это навсегда, но пока что позитивных тенденций в российской экономике не просматривается. В будущем году оборонные расходы могут достигнуть трети всего бюджета РФ, а это уже колоссальное напряжение для экономики. США тратят на военные нужды куда меньшую долю бюджета. С таким напряжением мы надорвемся очень быстро, наши главные воры не успеют даже припрятать наворованное.
К глобальному конфликту державы толкают те же причины, что и в прошлом веке
«СП»: — Действительно ли проблемы с экономикой и демографией серьезно снизят военный потенциал нашей страны?
— Если говорить о демографии, то ее влияние на обороноспособность отложенное, не быстрое, надо, чтоб страна серьезно обезлюдела. А вот экономика влияет на обороноспособность уже сейчас. И это мы еще толком не втянулись в гонку вооружений, так что прогноз, если не будет самым существенным образом изменен подход к проблеме, у меня самый неблагоприятный. А подход очень прост и понятен: существующая экономическая модель не позволяет нам конкурировать с Западом на равных, даже догоняющего развития не обеспечивает. Но о конкурентоспособной модели в правительстве даже слышать не хотят. Мы играем по американским правилам и надеемся выиграть у Америки?
«СП»: — Так мы все-таки втягиваемся в гонку вооружений? Не приведет ли это все к тому же вымиранию и обнищанию?
— Вымереть население не успеет, государство рухнет гораздо раньше. СССР долго выдерживал гонку вооружений, поскольку существовавшая тогда экономическая модель позволяла достигать конкурентоспособных результатов в разы дешевле. Сейчас мы платим за все почти столько же, сколько и Америка. А теперь сравните их бюджет и наш, их ВВП и наш. Все это просто несерьезно. Мы имеем производство на уровне страны третьего мира и пыжимся выглядеть сверхдержавой. Посмотрите на Китай — он десятки лет строил свою гигантскую экономику, но до сих пор не заявляет открыто о своих военных амбициях. А у нас полстраны нищих, а мы бегаем и вопим «Можем повторить!» Трупами завалить пол Европы пока можем, а вот войну выиграть навряд ли. Сравните состояние промышленности в СССР перед войной и теперь. Вот что следовало бы повторить, так это 37-й год среди руководителей всех уровней, а сейчас с такими кадрами мы и Украине скоро проигрывать начнем.
Военное обозрение: Макрон призвал Европу защищаться от Китая, России и США