«Адмирала Кузнецова» чиновники выбросили на берег

У Москвы на сегодня нет ни одной здравой идеи, как в разумные сроки завершить ремонт нашего единственного авианосца

  
16196
На фото: тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"
На фото: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

В начале нынешней недели стало совершенно точно понятно, что дела с ремонтом единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» отчаянно плохи. А показной оптимизм высоких чиновников по этому поводу лишь добавляет черных красок в общую безрадостную картину и выдает полную растерянность Москвы и отсутствие у нее хоть какого-нибудь представления, как реально продолжать работы на огромном корабле после потери в Мурманске единственного пригодного для этого плавучего дока ПД-50 (о его внезапном затоплении «СП» писала по горячим следам — в материале «Адмирал Кузнецов» едва унес ноги").

Напомним: в ночь на 30 октября был начат плановый вывод из ПД-50, принадлежащего 82-му судоремонтному заводу в Мурманске, стоявшего в нем на ремонте авианосца. В результате неожиданного выхода из строя насосов в машинном отделении дока (причины еще предстоит расследовать) ПД-50 затонул в Кольском заливе на глубине около 40 метров, а корабль получил незначительные повреждения выше ватерлинии и был отбуксирован к заводскому причалу.

С самого начала было ясно, что это не просто потеря для наиболее мощного в России Северного флота. Боеготовность его важнейших составляющих теперь, скорее всего, под вопросом на годы. Подходящей замены в тех краях для сгинувшего ПД-50 водоизмещением в 80 тысяч тонн просто нет. А значит — неизвестно где отныне приводить в порядок не только «Адмирала Кузнецова», но и продолжать аналогичные плановые работы на атомных ракетных подводных крейсерах стратегического назначения и тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий».

Читайте также

Стало быть, речь идет о тяжелейшем ущербе для обороноспособности страны. И вполне естественно, за это кто-то обязан ответить. Допустим, за то, что столь уникальное и абсолютно безальтернативное для военных моряков в Заполярье сооружение несколько лет назад было передано от Минобороны на баланс «Роснефти» для обслуживания буровых платформ. В итоге, как можно предположить, контроль за техническим состоянием ПД-50 был резко ослаблен. В результате док и оказался на дне залива.

Словом, судя по всему, поиски крайнего в Москве уже начались. И попытки обезопасить свое мягкое служебное кресло — тоже. Не исключено: именно поэтому из уст высоких должностных лиц в Москве практически мгновенно зазвучали весьма странные, полные явных противоречий, но на диво успокаивающие заявления. Типа: «Неприятно, конечно, вышло с плавдоком. Но ничего фатального, с боеготовностью флота все под контролем».

Уже наутро после аварии Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), отвечавшая за организацию ремонта авианосца, весьма дальновидно попыталась перевести стрелки. ОСК заявила, что подает в суд на сначала запустившую, а потом утопившую плавдок злокозненную «Роснефть».

Глава корпорации Алексей Рахманов впопыхах, похоже, совершенно забыл о логике. Вначале он признал, что дело и в самом деле очень худо: «Если „Адмиралу Кузнецову“ нужно будет повторно заходить в док, а такие планы были, то неизвестно, где мы такую операцию сможем провести». И угнетающе продолжил: «Этот док используется не только для „Адмирала Кузнецова“, но и для других наших кораблей первого-второго ранга, поэтому другая ремонтная работа в этом году будет остановлена».

Однако чующий, полагаю, недоброе и для себя лично руководитель ОСК тут же счел нужным подпустить изрядную толику неизвестно на чем основанного оптимизма: несмотря ни на что сроки ремонта авианосца будут выдержаны. Где? Как? Каким образом? Об этом — молчок.

Зато спустя несколько дней Рахманова столь же «убедительно» поддержало другое очень заинтересованное в ходе следствия должностное лицо — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Как выяснилось, и он тоже не слишком унывает. 19 ноября министр поведал, что ПД-50 решено всенепременно поднимать, несмотря на огромную сложность и дороговизну такой операции. Которую специалисты считают сопоставимой с эпопеей по подъему атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. А другого выхода нет, считает Мантуров. Лежа на дне, гигантский плавдок нарушает «режим доступа в гавань для работы 82-го завода».

Правда, теперь, после обследования ПД-50 водолазами, Мантуров, очевидно, не строит иллюзий: в ремонте авианосца этот док в любом случае больше не помощник. Но министр, в точности, как и руководитель ОСК Рахманов, не теряет присутствия духа. По его сведениям, время на поиски выхода из положения достаточно: «А что касается последующего ремонта „Адмирала Кузнецова“, на сроки данная проблема никак не повлияет. Потому что докование (очередное по плану ремонта — „СП“) планируется по контракту только летом следующего года, либо весной 2020 года».

И что же такого чудесного намерено учинить Минэкономразвития за оставшиеся до очередного докования «Адмирала Кузнецова» полугодие? А вот что. Вариантов у Мантурова три: «У нас есть ряд вариантов, как решить задачу: либо сделать конструкцию по сухому доку на 10-м заводе, что фактически через залив находится, либо рассматривается вопрос по приобретению готового дока. У нас еще есть резервные варианты по использованию сухого дока на Севастопольском заводе».

Сам перечень этих мер вызывает оторопь. Если в стране на таком уровне принимаются важнейшие управленческие решения — враги России могут только аплодировать авторам в правительстве РФ. Почему? Начну с самого, убежден, абсурдного — варианта с переводом «Адмирала Кузнецова» для продолжения ремонта на Черном море.

Денис Валентинович, вы хоть чуть-чуть представляете себе, каково буксирами сквозь бури и штормы тащить обездвиженную махину авианосца вокруг всей Европы? Как при сильном ветре тросами удерживать на курсе махину длиной 270 метров по ватерлинии и высотой одних лишь бортов с десятиэтажный дом?

Читайте также

Если вам об этом никто не рассказывал, послушайте-ка хотя бы бывшего начальника Главного штаба ВМФ РФ адмирала Валентина Селиванова, которого угораздило оказаться старшим на борту «Адмирала Кузнецова» в 1996 году в Средиземном море. В тот день авианосец, которого вы теперь намерены и через те широты протащить за буксирами, на якорях стоял у Мальты. А адмирал гостил с визитом у министра обороны островного государства.

Далее по воспоминаниям Селиванова было так: «Мой офицер связи докладывает: усиление ветра до 30 метров в секунду, а на „Кузнецове“ по закону подлости ни один котел не пашет. Быстро прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на 100 метров, длина корпуса — 304 метра, а до скал — 250. При огромной парусности корабля — беды не миновать. Приношу извинения за то, что прерываем визит. Министр обороны понимающе с нами прощается. Машина мчит нас на вертолетную площадку. По всем летным правилам посадка на палубу при таком ветре запрещена, но мы поднимаемся в воздух. Если гробанемся, думаю, так хоть позора нашего не увижу».

В тот раз в сильнейший шторм летчики сумели мастерски доставить адмирала из дворца на палубу. С матом и многими «нервами» один за другим экстренно ввели в строй пару котлов авианосца и дали какой-никакой малый ход. «Слава Богу и матросам из БЧ-5 — наш вселенский позор не состоялся!», — заключил рассказ о той истории Селиванов.

С той поры ни океан, ни Средиземное море спокойней не стали. Буксировка «Адмирала Кузнецова» из Мурманска в Севастополь точно заняла бы не один месяц. По крайней мере китайцы, в свое время купившие у Украины корпус аналогичного, но недостроенного Советским Союзом авианосца «Варяг», волокли его из города Николаев в новую гавань 627 дней. За малым — два года. Но ни один «роскомгидромет» не даст гарантий, что в пути караван год или два будет ждать только полный штиль. Тогда вдобавок к ПД-50 на дно морское на потеху всему свету отправим и «Адмирала Кузнецова»?

И потом, даже если предположить, что на переходе все обойдется — а что в Крыму с «Кузей» станут делать севастопольские судоремонтники? Да, там еще с царских времен в наличии вполне приличных размеров сухой док. В длину — 290 метров, в ширину — 36, в глубину — 11. Строился в начале прошлого века для ремонта могучих линкоров типа «Императрица Мария».

В «украинском» 1993 году здесь еще вернули к жизни американский лайнер «Юнайтед Стейтс» (289 метров длиной и 31 метр шириной). Но служба «незалежной» ухайдокала и этот сухой док, и сам бывший судоремонтный завод имени Серго Орджоникидзе. Во всяком случае, несколько лет назад один из руководителей завода рассказывал: «Если вы посмотрите доковые камеры, так там батопорты в аварийном состоянии. Из 16 клинкетов работало всего пять. Из двух основных насосов — один не работал, фильтрационный насос в аварийном состоянии. С запредельными ограничениями работают портальные краны».

Да, с возвращением в Россию началось и возрождение судоремонта в Севастополе. Но судя по тому, что в Северной бухте этого города третий год без хода стоит флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва», возрождение продвинулось несильно. Как же можно хотя бы мечтать о переводе туда же и «Адмирала Кузнецова»?

Снова вернемся к заявлению мечтателя-Мантурова. Продолжить чинить авианосец «буквально через залив» — в 10-м судоремонтном заводе? Это значит — в бывшей главной базе Северного флота городе Полярный. Но там отродясь не было подходящего дока для столь внушительных размеров корабля. К тому же, как на днях местной прессе признался директор 10-го СРЗ Евгений Зудин, на его предприятии сегодня людей — кот наплакал. Всего 525 человек. Что радует директора — персонала вдвое больше, чем было в 2014 году. Но докование «Адмирала Кузнецова» такими силами никак не потянуть.

Что остается? Покупать новый супердок за границей? Европа с Америкой тут нам точно не помощники — санкции, будь они неладны. Японию и Южную Корею отметаем по той же причине. Из держав с приличными возможностями в области кораблестроения и судоремонта остается, пожалуй, только Китай.

Кстати, уже упомянутая «Роснефть» в 2016 году заказала двум его кампаниям большой транспортно-передаточный плавдок грузоподъемностью 40000 тонн для обеспечения строящейся в бухте Большой Камень на Дальнем Востоке крупнейшей российской верфи «Звезда». Летом минувшего года наша страна этот заказ уже получила. Но, во-первых, для Северного флота док нужен вдвое больших размеров. А во-вторых, даже это сооружение проворные китайцы строили почти два года. Какое же докование «Адмирала Кузнецова» при таких раскладах возможно в 2019 или даже 2020 году?

Читайте также

В открытой прессе, впрочем, пару лет назад обсуждалась еще одна по-настоящему спасительная возможность, о которой Мантуров почему-то не упомянул. Еще в июне 2016 года стало известно о плане технического развития 35-го судостроительного завода в Мурманске. Того самого СРЗ, который и занят сегодня ремонтом попавшего в беду авианосца. Представьте: в плане еще тогда содержалось очень разумное, как представляется, предложение приступить к строительству самого большого в России сухого дока, способного принимать любые существующие суда и корабли.

Да, собственно, столь необходимый стране сухой док там и сейчас в наличии. Просто он разделен перемычкой на две камеры — южную и северную. Соответственно — 179 и 225 метров длиной. Убрать перемычку — габаритные размеры стапель-палубы дока выйдут 70 на 400 метров. Для «Адмирала Кузнецова» — с избытком.

Судя по тому, что за минувшие пару лет о работах в этом направлении на 35-м СРЗ в открытых источниках не прозвучало ни слова, идею с этим сухим доком чиновники (не исключено — как раз подчиненные Мантурова) благополучно похоронили. Быть может, катастрофа, постигшая Северный флот, заставит к ней вернуться? Убрать перемычку — это точно дешевле и быстрее, чем сначала построить новый плавучий док в Китае, а потом притащить его в Мурманск через три океана.

Новости политики: Евросоюз угрожает России принятием мер из-за ситуации в Азовском море

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня