Армии и войны / Достижения ВПК

Ту-Ту: «Старый» сверхзвуковой бомбардировщик стал «новым» Ту-22М3М

Дальняя авиация России расправила модернизированные крылья над всем миром

  
8304
на фото: Ту-22М3М
на фото: Ту-22М3М (Фото: Егор Алеев/ТАСС)
Материал комментируют:

Мы любим вспоминать даты, но про 104-ю годовщину Дальней авиации России, которая выпала на 23 декабря, никто особо в этом году не обратил внимания. А зря. Это целая эпоха — от созданной в 1914 году эскадрильи четырехмоторных самолетов «Илья Муромец», до нынешних стратегических бомбардировщиков Ту-95МС «Медведь», Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22 М3М, по классификации НАТО — Back fire, что можно перевести с английского как «Ответный огонь». (Как это по-русски? Наложить в штаны? Йес, сэр!)

Собственно именно Ту-22М3М под конец 2018 года поднялся на совершенно новую для себя высоту в прямом и переносном смысле слова. Буквально вчера, 28 декабря 2018 года, опытный образец модернизированного ракетоносца-бомбардировщика, который у отечественных летчиков изначально получил прозвище «Шило» за «острые» формы фюзеляжа и изменяемую геометрию крыла, впервые поднялся в небо.

Испытательный полет прошел на базе Казанского авиационного завода, где, собственно, с 1971 года было произведено около 500 Ту-22, из которых Ту-22М3 — примерно половина. Для понимания нужно отметить, что это практически разные самолеты, которые за годы эксплуатации претерпели серьезные изменения. И нынешний, Ту-22М3М — это совершенно новый самолет, который в результате модернизации превратился в стратегический бомбардировщик нового поколения.

Как отмечается, за счет нового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, улучшенных летных характеристик. «Остроты» добавит и использование новейших типов вооружений, включающих гиперзвуковую систему «Кинжал». Предполагается, что уже в 2021 году в войска поступят около 30 обновленных Ту-22. Из комментариев в соцсетях можно привести и такой. «А вот это уже серьезно. В версии М3М этот „тактик“ может работать гиперзвуковыми Х-32 и Х47М2 по движущимся надводным целям на огромном расстоянии, то есть становится полноценным „убийцей авианосцев“. По сути, теперь американцам нет никакого смысла держать авианосные группировки в Средиземноморье и Персидском заливе, где они могут быть уничтожены за 30 минут, причем за пределами действия их ПВО».

В ходе глубокой модернизации Ту-22М3М получил новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования. Отмечается, что все электронные компоненты только отечественного производства. «Стратега» оснастили новыми навигационным, связным, прицельным оборудованием и комплексом радиоэлектронной борьбы.

— Модернизация и довооружение придают дальнему бомбардировщику Ту-22М3М новейшие боевые и эксплуатационные свойства, что позволит сохранить эти самолеты в строю до 20140 года, — считает командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш.

Их называют «дальниками», «стратегами» и прочими именами, указывающими на принадлежность к профессии воздушных пилотов, управляющими боевыми самолетами, способными преодолевать большие и сверхбольшие расстояния. Каждая современная воздушная машина стратегической авиации представляет собой целый комплекс вооружений, оснащенной бомбами и ракетами, способной выполнять любые задачи в любой точке мира. Это не просто «летающая крепость», каждый отдельно взятый самолет представляет собой уникальную автономную систему, которая, находясь непрерывно в воздухе десятки часов, может держать под контролем свой участок ответственности. Дальняя авиация — одна из мощных составляющих ядерного сдерживания российских ВКС.

Если обернуться к истории, можно вспомнить, что первый в мире стратегический бомбардировщик «Илья Муромец» был сконструирован при участии выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе (авиапроизводства тогда еще не существовало). Первый раз воздушное судно поднялось в небо в 1913 году, накануне Первой мировой войны, во время которой, 23 декабря 1914 года, машины «Илья Муромец» были сведены в единую эскадру — первое в мире соединение боевых воздушных судов.

— В военной авиации нет такого понимания, как «элита» по отношению к принадлежности к тому или иному типу использования самолетов, да и сами пилоты не делят себя по степени важности в зависимости от того летают они на истребителях или бомбардировщиках, — говорит военный эксперт Юрий Гаврилов. — И в этом авиационном строю наши «стратеги» занимают равное место среди тех, кто пилотирует современные истребители, штурмовики, вертолеты или самолеты военно-транспортной авиации. В этой среде мериться крыльями не принято, тем более, что у каждой авиационной составляющей есть чем гордиться. Дальняя авиация со своей уже более вековой историей занимает достойное место в общем строю, что неоднократно доказывала со времен образования. Её пилоты били мировые рекорды по дальности перелетов в 30-е годы, они бомбили Берлин в первые же дни после нападения фашистской Германии на нашу Родину. В Сирии во многом благодаря их высокоточным ударам удалось разгромить глобальную мировую угрозу в лице исламского терроризма. «Дальники» ежечасно дежурят по периметру границ России, обеспечивая безопасность нашей страны, и одним только своим присутствием в небе дают понять любому потенциальному противнику, что любые шутки неуместны.

В настоящее время на вооружении дальней авиации находятся модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты других типов. Их, как говорится, знают в лицо — по кадрам телесюжетов, многочисленным фотографиям, а самое главное, по тем выполняемым боевым задачам, которые они проводят. Дальняя авиация несет постоянную вахту — воздушное патрулирование в акваториях Черного, Балтийского, Каспийского, Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.

— Дальняя авиация является составляющей ядерной триады России, — продолжает эксперт Юрий Гаврилов. — Точно также как ракетчики стратегического назначения, подводники на АПЛ, летчики выполняют свои задачи по обеспечению безопасности страны круглосуточно. Это неимоверно сложно — десятки часов «висеть» в небе, когда приходится дозаправляться в воздухе, там же питаться, там же, пардон, справлять естественные потребности. Но всё предусмотрено! Не бизнес-класс и нет стюардесс, но пилотам создан наиболее комфортный режим для длительных перелетов. Поэтому стратегические бомбардировщики способны часами барражировать над заданным районом и даже не обращать внимания на вылетающих на перехват американских истребителей. Тут, если что, и свои истребители помогут — в каждом конкретном случае при приближении любого иностранного воздушного судна к стратегическому бомбардировщику вызывается дежурная пара российских истребителей-перехватчиков. Но на «красную кнопку» «стратеги» нажимают редко — не видят угрозы. И это тоже высокая статусность, когда американцы, установив визуальный контакт, предпочитают держаться подальше от российского самолета, даже несмотря на то, что считают их «раздражителями стратегического назначения».

Воздушное патрулирование самолетов стратегической авиации с давних времен называется «слетать за угол» — ну, обогнуть часть материка, и там уже проводить необходимые маневры. Таких «углов» российская дальняя авиация имеет в своих маршрутных листах больше десятка. И модернизированный Ту-22М3М, несомненно, расширит угол этих полетов.


Новости об армии: Москалькова считает необходимым призывать девушек на военную службу

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Чего вы ожидаете в 2019 году?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня