Как представляется, более-менее достоверный характер носят репортажи китайского агентства Синхуа из Триполи. Просто потому, что китайским журналистам, находящимся в городе, врать незачем. Вот что они сообщают: «Беспорядочные бомбовые удары по спальным районам как в центре, так и на окраинах. Толпы людей мечутся по улицам, кареты скорой помощи и пожарные машины с трудом прорываются через них».
Постепенно проясняется и то, как удалось врагам ливийского лидера столь стремительно ворваться на улицы его столицы. В российской прессе появились подтверждения, что в рядах оппозиции непосредственное участие в боях принимают подразделения специального назначения стран НАТО. «Специальной противодиверсионной группе, которая входит в состав 32-ой бригады специального назначения вооружённых сил Ливии и занимается зачисткой Триполи от мятежников, после боя удалось задержать живым уроженца столицы. По показаниям задержанного, он был проводником диверсионной группы Special Air Service (SAS) из 17 человек. Согласно его показаниям, только командир группы был коренным англосаксом, тогда как остальные бойцы — арабского происхождения. У него была задача провести группу, минуя засады и блок-посты правительственных сил и полиции, в центр Триполи. За это ему пообещали вознаграждение порядка трехсот долларов», — рассказал «Аргументам.ру» источник в правительственных кругах Ливии.
При этом существует множество свидетельств, что телекартинка событий в этой стране намеренно и целенаправленно фальсифицируется. «Появляется все больше разоблачений фальшивой картинки народного ликования на Зеленой площади в Триполи (по поводу якобы свершившегося свержения Каддафи — „СП“), которая, как мы предупреждали, заранее снята в Катаре, в построенных там декорациях. Пальмы высотой 15 м, которая выросла на альтернативной Зеленой площади, видимо, радуясь победе повстанцев, неделю назад еще не было», — пишет в Интернете блогер ros_sea_ru. И приводит фотографии зданий на той самой площади и тех домов, что попали в объектив телеоператора. Разница убеждает, что речь идет о разных площадях. Не исключено — даже о разных странах.
Блогер el_murid задается вопросом, с чего это вдруг одновременно с началом штурма столицы Ливии мятежниками в Триполи заработал Интернет, отключенный еще в начале гражданской войны. Автор пишет: «Фактически сутки в Триполи идут бои. Прямо скажем — не до сервиса и обслуживания абонентов. Тем не менее, кто-то заботливо включает Интернет и по нему немедленно начинают валом идти ролики с места событий. Повстанцы, трехцветные флаги, радостные толпы… Я думаю, все проще. Никто Интернет в Триполи не включал — идет ложная информация и под нее в Сеть вбрасываются заранее снятые ролики. Где снятые? Да в Катаре. На макете Баб-эль-Азизы. Именно эти ролики сейчас идут по всем каналам и выдаются за репортажи с мест события. Двумя днями ранее из Триполи перегнать картинку было проблемой. Начался штурм — идет чуть ли не 3D-сеанс».
Чем дальше, чем крепче убеждение, что этот информационный хаос вокруг Ливии носит организованный, заранее и хорошо спланированный характер. А если так, то мир в очередной раз столкнулся с информационно-психологической войной. В последние десятилетия ни один вооруженный конфликт, в котором участвуют американцы, без этого не обходится. Любой штаб армии США при планировании боевых действий наряду с разведывательным, тыловым, медицинским и прочим обеспечением продумывает и обеспечение информационно-психологическое. Так было при проведении военной операции США в Гренаде (1983 г.), во время войны в Персидском заливе (1990−1991гг.), при вторжении на Гаити (1994 г.), в ходе выполнения миротворческих задач в Боснии и Герцеговине (1996 г.). Главное оружие информационно-психологических операций (ИПсО) — это источники массовой информации. Как на национальной территории противника, так и за ее пределами.
В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разрабатываемыми как для армий отдельных государств, так и для блока в целом. Внутри Североатлантического блока действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций». Своеобразный «тон» в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ИПсО задают США. Несмотря на то, что американские военные несколько демонстративно отстранились от войны в Ливии, мало у кого есть сомнения, что без них и тут не обошлось. Поэтому стоит присмотреться к тому, какими возможностями воздействия на население, войска противника и общественное мнение за рубежом они располагают.
Выполнение задач ИПсО возложено на специальные части и подразделения (группы, батальоны, роты), находящиеся в непосредственном подчинении командования специальных операций США (Форт-Брэгг, штат Сев. Каролина), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных операций Вооруженных сил США. Главный потенциал ИПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро составляет 4-я группа ИПсО, состоящая из четырех батальонов ИПсО и батальона подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Общая численность этих подразделений — свыше 900 человек. Кроме этого, в организованном резерве находятся штабы еще трех групп ИПсО, девяти батальонов, двадцати двух рот ИПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением. В их составе специалисты по иностранным языкам и культуре, разведке, журналистике, полиграфии, связи, фотографии, психологии, рекламе и др. Подавляющее большинство из них проходит обучение в Центре специальных методов войны им. Дж. Кеннеди в Форт-Брэгге, лингвистическом институте и школе подготовки специалистов средств массовой информации Минобороны США.
На что способна эта пропагандистская махина? Скажем, всего один батальон общей поддержки способен издавать до 28 миллионов листовок в сутки, вести радиовещание на СВ- и КВ-диапазонах в радиусе до 150 километров, готовить радиопрограммы общей длительностью звучания до 8 часов, осуществлять плотное звуковещание на больших площадях. В составе батальона консолидирующей пропаганды радио- и телевизионная редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиосетей, телестанций и кинотеатров. Так что все очень серьезно.
В свете происходящего сегодня в Ливии отметим, что телевидению и радио во время боевых действий американские военные придают особое значение. Не только для устрашения врага, но и чтобы сформировать у населения выгодный для себя образ событий. Например, в ходе военных событий в зоне Персидского залива среди населения Иордании, Саудовской Аравии и соседних с ними государств распространялись видеокассеты с материалами, изображающими Саддама Хусейна тираном и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время эти материалы содержали сюжеты, пропагандирующие могущество и справедливость США.
Как умельцы психологических манипуляций могут формировать образ врага, мир убедился в сентябре 2001 года. Тогда, после уничтожения террористами смертниками башен-близнецов в Нью-Йорке, весь мир обошли кадры торжествующих палестинцев, якобы высыпавших на улицы своих городов. Это выглядело вопиющим кощунством. Потом оказалось, что радовались палестинцы вовсе не терактам, а съемка произошла задолго до трагических событий. Но кому это интересно потом? Дело было сделано. Кто будет сочувствовать этим циникам в очередном арабо-израильском конфликте?
Нет сомнений, что натовские специалисты по ИПсО начали активно работать на Северную Африку задолго до того, как на нее посыпались ракеты и бомбы. И не покладают рук ни на день. Свидетельств тому множество. Одно из них несколько месяцев назад опубликовала архангельская газета «Правда Севера». Супруги, после начала войны вернувшиеся из Ливии, рассказывали: «Утром 19 февраля вдруг (очень неожиданно) начались беспорядки: группы молодежи (теперь их называют повстанцами. — Прим. ред.) шатались по городу и громили все на своем пути. Так, на наших глазах был уничтожен городской парк, созданный совсем недавно иностранцами по заказу правительства страны для этих самых ливийцев.
За несколько месяцев до беспорядков Каддафи сделал в Бенгази красивейшую набережную; кроме этого, построено много жилья, современный парк с газонами, деревьями, пальмами и фонтанами. Нет, надо, как дикарям, все разгромить!
Стало понятно, что творится что-то неладное. По телевизору новости западных телеканалов сообщали о народном восстании и об атаках правительственных войск, которые обстреливают Бенгази из артиллерии и бомбят с воздуха, хотя ничего подобного не было".
Потом, когда канонада уже гремела вовсю, вещающая из Катара радиостанция «Аль-Джазира» сообщила сенсационную весть: Каддафи бежит в Венесуэлу! Потом: сын Каддафи перешел на сторону восставших! Расчет на деморализацию населения? Он не сработал, ливийский лидер тут же появился на телеэкранах. Но на войне — как на войне.
Но если НАТО ведет в Ливии информационно-психологическую войну — насколько она эффективна? Об этом «Свободная пресса» спросила первого вице-президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова.
«СП»: — Константин Валентинович, как вы оцениваете усилия НАТО по формированию благоприятного для нее мирового общественного мнения?
— Как полный провал. Смысл того, что внушали нам в последние дни относительно штурма Триполи — операция зашла в тупик. Полный тупик, в котором оказались западные союзники. Незадолго до этого даже глава ООН Пан Ги Мун заявил, что удары с воздуха по Ливии пора заканчивать, потому что гибнет мирное население. Надо было срочно что-то делать. Затеяли десант в Триполи.
«СП»: — Разве именно десантной операции отводилась решающая роль в штурме?
— Конечно. С других сторон Триполи было не взять, иначе мятежники давно бы это сделали. Решили с моря. Однако поскольку так называемые повстанцы в силу своей слабой подготовки ни за что бы не смогли самостоятельно участвовать в столь сложном виде боевых действий, очевидно, высаживались американцы.
«СП»: — Вы уверены? Если в ударе по ливийской столице участвовали американцы, это ведь означает, что война переходит в новое качество — началась сухопутная операция Запада.
— Больше брать с моря Триполи там некому. Причем, обратите внимание, что американцы у берегов Ливии заранее создали группировку морской пехоты. Два их десантных корабля подошли к североафриканскому берегу еще в июне. Зачем? Есть сведения, что примерно 200 морских пехотинцев США в минувшее воскресенье в составе тактического десанта высадились в ливийскую столицу. Они и были главной ударной силой провалившегося штурма. Видимо, понесли большие потери. Вот и понадобилось все это скрыть от мировой общественности. Есть и еще один аргумент. Как показали последние месяцы, потери в 20−30 человек в одном бою для врагов Каддафи непереносимы. Они просто бегут с поля боя. А в сражении за Триполи, как сообщается, с обоих сторон погибло около 1700 человек. Откуда у мятежников такая стойкость? Чтобы скрыть участие американцев и была затеяна эта информационная кампания. Причем, крайне поспешно, а потому неудачно.
«СП»: — В чем эта неудача?
— Главная причина провала в том, что ливийские власти сумели организовать эффективное взаимодействие. Это при том, что они фактически не имеют доступа к главным мировым средствам массовой информации. Но вот сообщили враги Каддафи, что три его сына захвачены в плен. Тут же на экранах появился Сеиф аль-Ислам: «Вот я!». Не в плену, жив-здоров. Через несколько часов выяснилось, что другой сын лидера Ливии движется к столице во главе элитной бронетанковой бригады. Снова незадача…
«СП»: — Но ведь о падении Каддафи объявил даже президент Соединенных Штатов Барак Обама. Он тоже участник информационной операции Пентагона?
— Не исключено, что Обаму дезинформировали собственные военные. Но и то, что он сознательно участвует в операции, тоже не исключено. Примеры такого рода бывали. Возьмите операцию «Оверлорд» в годы второй мировой войны. Тогда союзники всеми силами старались скрыть от гитлеровцев район будущей высадки в Европе. В дезинформации участвовал президент США Рузвельт. Он подписал фальшивую директиву, в которой был указан совершенно другой район десантирования союзных войск. Директиву подкинули немцам вместе с трупом британского офицера. Те поверили и начали соответствующую передислокацию. Так что и президент Обама вполне может принять участие в информационно-психологической операции.