Ситуация на Ближнем Востоке продолжает накаляться. С прошлой недели на первый план вышла Сирия и дипломатическое противостояние между западными странами и монархиями Персидского залива с одной стороны и Россией-Китаем с другой. Но это не означает, что тот же Запад забыл про Иран — главного союзника Дамаска. К югу от иранского побережья продолжает наращивать мощь группировка военно-морских сил США и их союзников из Европы.
В настоящее время в Персидском заливе находится американский авианосец «Авраам Линкольн». Его сопровождают ракетный крейсер и два эсминца, а также по одному кораблю ВМС Великобритании и Франции. К востоку от Ормузского пролива, в северной части Аравийского моря обосновалась еще одна авианосная ударная группа, возглавляемая авианосцем «Карл Винсон».
В марте-апреле этого года ожидается прибытие к южным берегам Ирана французского атомного авианосца «Шарль де Голль», а также очередной авианосной ударной группы США во главе с авианосецем «Энтерпрайз» («Смелое предприятие»). Таким образом, число авианосных ударных групп у берегов этой страны будет не менее четырех, — именно такое количество авианосцев служило стартовыми площадками для бомбардировок Ирака в 2003 году.
Одновременно, по сообщениям израильских СМИ, на оманский остров Масира близ Ормузского пролива, на котором находится база ВВС США, перебрасываются американские войска. А на британский остров Диего-Гарсия в Индийском океане завозятся сотни бетонобойных бомб, предназначенных для уничтожения укрепленных подземных объектов.
На таком фоне уже не остается сомнений, что Иран решено добивать любым путем. Сомнения возникают лишь в вопросе: «Когда?» И еще в том, как будет обоснована перед общественным мнением Запада необходимость новой войны. Вокруг того, что может послужить непосредственным поводом для нападения, возникает немало версий. В том числе — довольно радикальных. Одна из них: авианосец «Энтерпрайз» уходит в поход к берегам Ирана, чтобы из него уже не вернуться. Его гибель окажется провокацией, призванной обеспечить Америке поддержку международного сообщества, а также всплеск военно-патриотических настроений внутри самих США, что даст им моральное право разбомбить Иран до основания. В частности именно такая версия приводится в получившем распространение в сети англоязычном видеоролике, автор которого редакции «СП» неизвестен.
Несмотря на все сомнения, которые с самого начала вызывает это предположение, «Свободная пресса» решила рассмотреть его всерьез. Уж слишком много поводов для этого дает военная история США.
Уже объявлено, что нынешний поход «Энтерпрайза» в любом случае будет последним. До 2013 года планируется списание этого гиганта длиной 342 метра (самый длинный боевой корабль в мире) и возрастом больше 50 лет (введён в строй в 1961 году). Это единственный в мире корабль, оснащенный 8 (!) ядерными реакторами (на остальных авианосцах США их по два), что делает утилизацию авианосца крайне дорогостоящей задачей. А гибель корабля возле берегов Ирана превращает «Энтерпрайз» из головной боли США в головную боль всей западной Евразии и Северной Африки.
Сторонники этой версии также обращают внимание на то, что США, начиная войны, традиционно выставляют себя жертвой вероломной агрессии. Это спорное утверждение, но нельзя не заметить, что история вовлечения Соединенных Штатов в военные конфликты прошлого вызывает многочисленные вопросы, начиная еще с конца XIX века.
Американо-испанская война. Крейсер «Мэн», 15 февраля 1898 года.
В конце XIX века правительство президента США Уильяма Маккинли обратило пристальное внимание на Филиппинские острова, Кубу, Пуэрто-Рико, как на важные источники сырья и рынки сбыта. Эти территории также занимали важное положение на морских коммуникациях, и контроль над ними позволял США расширить сферу своего влияния на страны Азии и Латинской Америки. Испания, контролировавшая их в то время, была ослаблена серьезными экономическими проблемами и подавлением национально-освободительной борьбы внутри своих колоний. США развернули информационную кампанию, в которой Испания обвинялась в «кровавых расправах над мирными жителями» и неоправданной жестокости. В конце января 1898 года в Гавану прибыл американский броненосный крейсер «Мэн», который неожиданно взорвался вечером 15 февраля. Испания была обвинена в том, что подвела под него мину. На волне общественной поддержки под лозунгом «Помни Мэн» США начали войну, быстро окончившуюся их победой и установлением контроля над бывшими испанскими колониями.
Однако с «Мэном» возникли некоторые неувязки. Характер повреждений изначально указывал на внутренний взрыв, а не на взрыв мины. Но комиссия, занявшаяся расследованием, проигнорировала этот факт. В 1910 году корабль подняли на поверхность, и версия с внутренним взрывом получила подтверждение. Однако в 1911 все работы были свернуты, а документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Довершает картину тот факт, что среди погибших не было ни одного офицера (по другим данным, было два), которые по счастливой случайности отсутствовали на борту. Из 266 погибших моряков 260 были чернокожими.
Первая мировая война. Лайнер «Лузитания», 7 мая 1915 года.
В первой мировой войне США долгое время сохраняли нейтралитет. Подавляющее большинство граждан хотело избежать вовлечения страны в сражения. Эти настроения серьезно изменились 7 мая 1915 года, когда у южного побережья Ирландии немецкая подводная лодка U-20 торпедировала вышедший из Нью-Йорка гражданский лайнер «Лузитания». В результате атаки погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту, включая 128 американцев. Примечательно, что накануне выхода корабля германское посольство в США предупредило пассажиров, чтобы те не плыли на «Лузитании». Предупреждение об этом было опубликовано в пятидесяти американских газетах. Посольство сообщало, что «Лузитания» будет проходить через район боевых действий под британким флагом. А все суда под флагом Великобритании с точки зрения Германии подлежали уничтожению. Тем не менее, лайнер отправился в плавание и был уничтожен. Гибель «Лузитании» настроило общественное мнение США против Германии и способствовало вступлению Штатов в войну. Вышли из нее американцы одной из сильнейших держав мира.
Вторая мировая война. Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года.
Как и в первой мировой, США изначально сохраняли нейтралитет. Население также считало, что Америке необходимо воздержаться от участия в войне. Эти настроения переломила трагедия Перл-Харбора — главной базы ВМС США в Тихом океане. В результате внезапной, как утверждали в Вашингтоне, атаки японцев на эту базу погибло 2400 американцев, уничтожено 4 линкора (2 потом восстановлено) и ряд боевых кораблей помельче. Сторонники версии, что власти США намеренно подставили Перл-Харбор под удар, утверждают, что планы японской атаки Вашингтону стали известны заранее. Задолго до нападения группа американских специалистов смогла расшифровать секретный код Японии, благодаря чему США смогли читать абсолютно все зашифрованные сообщения этой страны. .
Вьетнамская война. Тонкинский инцидент, 2−4 августа 1964 года.
В начале 1960-х гг. проамериканское правительство Южного Вьетнама начало терпеть поражения от партизан, поддерживаемых коммунистическим Северным Вьетнамом. Американское правительство полагало, что потеря этой страны будет означать победу коммунистов во всей Юго-Восточной Азии. На этом фоне 2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошло боевое столкновение между тремя вьетнамскими торпедными катерами и эсминцем ВМС США «Мэддокс». Считается, что в бою один из катеров был потоплен. По вьетнамской версии, эсминец вторгся в территориальные воды Вьетнама. По американской — он находился в международных водах. Через сутки, в ночь на 4 августа, в том же районе радары американских эсминцев, как сообщалось, вновь обнаружили приближение к ним больше десяти неизвестных судов. Эсминцы открыли огонь. Но в действительности больше никаких признаков атаки противника американцы не обнаружили. Несмотря на это Вашингтон отдал приказ нанести авиаудар по базам северовьетнамских торпедных катеров, что послужило началом войны.
Война в Афганистане. Теракты 11 сентября 2001 года.
Эти события уже неоднократно обсуждались во множестве статей и фильмов, поэтому мы не будем в очередной раз указывать на многочисленные странности официальной версии трагедии того дня. Стоит лишь упомянуть, что уже примерно треть граждан США считает, что официальная версия о теракте не соответствует истине. Напомним только, что теракты 11 сентября послужили поводом для вторжения США в Афганистан.
О том, насколько вероятно, что власти Соединенных Штатов решатся на провокацию с авианосцем «Энтерпрайз», рассуждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль:
— Красивая версия — я согласен, что есть вероятность ее воплощения в жизнь. Но авианосец, даже если он старый, тем не менее, представляет собой очень грозную силу, и его уничтожение нанесет мощнейший удар по имиджу США, сравнимый с падением Башен-близнецов на Манхеттене 11 сентября. Могут ли они пойти на такие имиджевые издержки? Представьте себе: авианосец уничтожен, что дает повод перекрыть Ормузский пролив, коллапс нефтеснабжения Европы, Японии, Китая. Это означает начало очень мощного кризиса, причем не просто экономического, но еще и военного, и политического. Мне кажется, что такой сценарий мог бы быть организован республиканцами, если бы у них были карты в руках, но через голову Обамы — сомневаюсь. Не знаю, насколько они готовы действовать таким провокационным образом.
«СП»: — Но, согласно довольно распространенной теории, на 11 сентября американцы решились пойти.
— На 11 сентября решились, но это был гражданский символизм, а здесь катастрофа постигнет символ военно-морской мощи Соединенных Штатов. Чтобы устроить серьезную провокацию, совершенно недостаточно, чтобы в «Энтерпрайз» попала одна ракета, которая нанесет небольшие повреждения — нужно чтобы он пошел ко дну. А это вам не две башни, это будет показатель того, что США принципиально уязвимы, что военно-морская мощь США на самом деле — колосс на глиняных ногах. С учетом того, что Иран не будет поставлен на колени, это либо повлечет применение ядерного оружия со стороны США, и тогда они превращаются в нового Гитлера, либо же они поведут войну с непонятным исходом, превращая в хаос мировую экономику.
С моей точки зрения, Обама не хочет этой войны, потому что у него есть более долгосрочная заготовка для развития событий на Ближнем Востоке. И Ирану в нем отведено свое место. И если сейчас начать с ним войну, Иран резко повысит свою капитализацию в исламском мире даже несмотря на все понесенные потери. Нейтрализовать его подобно Ираку или Афганистану невозможно, и даже понеся серьезный урон, он продолжит представлять собой стратегическую единицу. Больше того, за режим консолидируются все, в том числе иранская оппозиция, чьи видные деятели заявили, что если США нападут на их страну, они забудут о своих претензиях к властям и станут как один. Но Обама ведет долгосрочную игру: это новая конфигурация Ближнего Востока. Он хочет, чтобы против Ирана воевали консолидированные арабские страны. А если он нанесет по нему удар сейчас, то тот станет мучеником, и очень красивой точкой сборки всего исламского мира.
С военно-технической стороны вопрос рассматривает капитан 1 ранга, доктор военных наук, заместитель президента Академии геополитических проблем Константин Сивков:
— Вполне возможно, что после прибытия авианосца «Энтерпрайз» и других военных кораблей США в Персидский залив, американцы могут спровоцировать иранцев на применение по нему крылатых противокорабельных ракет (ПКР). Но вовсе необязательно, что это будет именно «Энтерпрайз» и что он непременно будет потоплен. Уничтожение авианосца нанесет очень большой удар по имиджу американцев. Если иранцы сумеют потопить его, это будет означать, что основа американской военной мощи — авианосный флот — недееспособен: он не в состоянии отразить удар даже какого-то маленького Ирана. Вряд ли они на это пойдут.
«СП»: — То есть, его могут подставить под удар. Каким образом?
— Например, попыткой имитировать вход в территориальные воды Ирана — это может быть как «Энтерпрайз», так эсминец или крейсер. Иранцы в соответствии с международным правом предпримут военные действия в отношении нарушителя, а американцы объявят, что те атаковали корабли США, находившиеся в нейтральных водах, хотя они будут находиться в водах Ирана. Это может быть залет палубной авиации на территорию страны, на что тот, естественно, будет отвечать огнем — уничтожение такого самолета также может послужить поводом для начала военных действий. Такого рода прецеденты уже были. Но чтобы такая провокация была более ощутимой, я допускаю, что в территориальные воды Ирана могут ввести и авианосец.
«СП»: — Ширина Персидского залива составляет около 200 километров, что ограничивает возможности отражения ракетной атаки по кораблям США. Учитывая это, с военно-технической точки зрения Иран может поразить «Энтерпрайз»?
— Естественно, современные боевые корабли внутри залива находятся в зоне огневого поражения береговых ракетных комплексов Ирана. Отразить эту атаку авианосец сможет только своими зенитно-ракетными комплексами, огневыми средствами кораблей охранения и средствами радиоэлектронной борьбы, но у них дальность боя не 200 километров, а порядка 70−80. При этом противокорабельная ракета идет на очень малой высоте — 15−20 метров, — поэтому она появляется из-за горизонта, когда ее могут сбить, примерно на расстоянии 30−40 километров от цели. Это та дистанция, с которой этим ракетам могут начать противодействовать. С большего расстояния по ним могут начать действовать истребители боевого воздушного патруля — несколько истребителей всегда прикрывают авианосец. Конечно, иранцы могут атаковать корабли противника, но не факт, что их ракеты решат задачу. Их боевая часть весит полтонны, но все равно, чтобы вывести авианосец из строя, потребуется массированный залп из 10−20 единиц, из которых в лучшем случае 2−3 достигнут авианосца, а возможно и ни одной.
Но если рассматривать вариант, когда американцы специально спровоцируют иранцев на нанесение ракетного удара по кораблю, они могут и допустить его поражение 1−2 крылатыми ракетами. В этом случае авианосец будет выведен из строя, там будут значительные жертвы среди личного состава, и этого уже будет достаточно для войны. Что касается самого «Энтерпрайза», этот корабль действительно достаточно старый, и проблема его утилизации есть, но она не такая актуальная. Если корпусные конструкции находятся в хорошем состоянии, если там установлено современное оборудование, какая разница, когда он построен. Например, бомбардировщики B-52 американцы используют 60 с лишним лет и ничего. Поэтому говорить о том, что «Энтерпрайз» ведут жестко на убой, я считаю, неправильно.
Другой вопрос, что заход кораблей США в Персидский залив является, скорее, символическим шагом, демонстрацией своей мощи, потому что в принципе решить задачу борьбы с Ираном, они могли бы и без захода в него. Но нельзя забывать, что на 3 авианосцах всего примерно 180 самолетов, и только 60 из них способны наносить удар, остальные — самолеты обеспечения, прорыва ПВО, разведки
Версия, что война с Ираном может начаться с провокации, высказывается также и отставными офицерами ЦРУ. В январе этого года примерный сценарий того, как может начаться и развиваться конфликт, описал Филип Джиральди — отставной офицер военной разведки ЦРУ и специалист по противодействию терроризму, 18 лет прослуживший в Турции, Германии, Италии и Испании (вариант полного перевода статьи на русский язык можно прочитать здесь).
«…Конфликт может начаться с небольшого инцидента, возможно, с участием иранских вооруженных малых судов, укомплектованных Революционной гвардией (Корпус стражей Исламской революции — прим. «СП»). Несмотря на то, что Ормузский пролив принято считать международным водным путем, иранцы утверждают, что половина пролива находится внутри их территориальных вод. Тегеран в ответ на ужесточенные санкции заявляет, что он в праве самостоятельно определять, кто может использовать пролив, и что он предпримет шаги, чтобы предотвратить заход в пролив американских боевых кораблей. Фрегат ВМС США «Ингрэм», патрулирующий берег провинции Бушер, сталкивается с (иранским) малым судном, которое приказывает ему прекратить движение, что тот отвергает. Иранский командир, игнорируя инструкции отступать при столкновении непосредственно с ВМС США, открывает огонь из гранатометов. На это немедленно отвечает скорострельная батарея фрегата — «Фаланкс», взрывая иранское судно и убивая весь экипаж Революционной гвардии, но при этом также убито двое и ранено четверо американских моряков.
В воздух немедленно поднимаются истребители с авианосца «Джон Стеннис», которые уничтожают военно-морскую базу, с которой вышло иранское судно. Президент Обама созывает пресс-конференцию и называет инцидент актом войны, а также обещает сделать все необходимое для поддержки американских войск в регионе, но останавливается в шаге от обязательства начать полномасштабную атаку на Иран. На поспешно созванном Совете Безопасности ООН с результатом голосования 17 против 1 делается призыв к США проявить сдержанность — только Вашингтон голосует «против». В Генеральной Ассамблее только Соединенные Штаты, Израиль, Микронезия, и Коста-Рика поддерживают возможную военную акцию.
США практически в одиночестве, но Израиль использует растущий военный пыл Штатов, чтобы начать атаку против иранских ядерных объектов. Недавно построенный ядерный реактор в Бушере уничтожается, погибает 13 работающих на нем российских специалистов. Также уничтожаются здания ядерного исследовательского центра в Натанзе. Поставленные Ирану Россией системы ПВО сбивают шесть израильских самолетов. Вашингтон не получает никакого предварительного предупреждения об израильской атаке, хотя замечает знаковое изменение движения техники, которое ей предшествует, и знает, что что-то случится. Он не предпринимает никакой попытки, чтобы остановить израильтян, пока они перелетают незащищенное воздушное пространство Ирака (на пути к Ирану).
Конгресс и СМИ стоят за израильтян и требуют войны. Законопроект, призывающий Белый дом предпринять военные действия в поддержку Израиля, принимается Палатой представителей с результатом голосования 431 (за) — 4 (против). Аналогичный законопроект в Сенате получает только 2 голоса против. Президент Обама колеблется, но затем одобряет ограниченную атаку, направленную против иранских военных и ядерных объектов, особенно объектов Революционной гвардии. За первые несколько дней подавляющее военно-воздушное и военно-морское превосходство США позволяет уничтожить военно-воздушные, морские и армейские базы Ирана. Инфраструктура Иранской Революционной гвардии полностью уничтожена, также как и известные иранские ядерные исследовательские центры и центры по обогащению урана…" Дальше автор описывает ответные действия Ирана, которые вызовут многочисленные жертвы среди американцев и израильтян, а также эскалацию конфликта на другие регионы мира.