Перед майскими праздниками в горах Крыма неизвестные уничтожили серию альпинистских трасс. Большинство уничтоженных маршрутов находится в труднодоступных зонах северо-западного предгорья Ай-Петри, со стороны Бахчисарая. То же самое происходит на Караби-Яйле, в районе Белогорска.
С уже подготовленных спортсменами горных маршрутов исчезают специальные кольца, через которые пропускается верёвка. По словам председателя Крымской федерации альпинизма и скалолазания Сергей Черевко, снимать «пробитые» в скалах крепежи начали еще в 2009 году, но сейчас это приобрело невиданные масштабы: «В нынешний сезон 5000 любителей и спортсменов не смогут пройти по нашим подъемам».
Особенно сильно пострадала бахчисарайская зона. Здесь полностью уничтожены пять популярных туристических скалолазных маршрутов высокой сложности, ещё восемь разрушены частично. Обычно снимают верхние или нижние «уши» крепежа — тем самым маршрут становится недоступным для занятий альпинизмом и чужаки не поднимутся на дальние крымские плато.
В среднем на 30-метровом маршруте вырывают до 15 крепежей. Считается, что это сделали местные жители. Но обычному пастуху или виноградарю ни к чему рисковать на отвесных скалах, чтобы выдернуть кольца.
Есть неофициальная информация, что альпинистские маршруты уничтожают новые хозяева Крымских гор — боевики-исламисты. Как известно, тренировочные лагеря «воинов ислама» действуют на труднодоступных плато Ай-Петри и в горных лесах Белогорья. Естественно, бородачи не хотят, чтобы до их лагерей добрались случайные туристы.
Дома крымские мусульмане проходят курс молодого бойца. А потом отправляются воевать — например, на стороне повстанцев в Сирии. Так, неделю назад в зоне сирийского конфликта погиб 20-летний крымчанин Абдулла Джеппаров из пригорода Белогорска — татарского поселка Сары-Су. Еще один его земляк тяжело ранен. Только из маленького Сары-Су исламисты отправили на войну трех человек.
Абдулла был активистом республиканской ячейки экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир», запрещенной во многих странах, в том числе России и Саудовской Аравии, однако вполне легально действующей в Украине. Начальную подготовку молодой боевик получил во время тренировок на полуострове. Вот что рассказал журналистам друг погибшего Муртаза:
«Мы вместе гуляли, развлекались, как обычная молодежь. Дальше Абдулла с головой ушел в религию — около двух лет назад начал общаться с религиозными ребятами-ваххабитами. Сначала у них преподавались религиозные науки, потом перешли к физической подготовке. Ехали куда-то на природу и работали там тайно. Что делали — неизвестно. Осенью прошлого года он выехал из Крыма в Турцию на заработки. Пришла его родителям телеграмма, что он погиб. В телеграмме указано — подорвался на мине в Сирии. Семья у них нормальная: мать, отец, брат. Вместе с Абдуллой из Белогорского района человек шесть, что с ними сейчас, я не знаю. К нему часто приезжал один бородатый мужчина, они много общались. В нашем районе подобных вербовщиков было четверо».
В личных беседах крымские представители «Хизб-ут-Тахрир» не отрицают, что их соратники участвуют в джихаде против режима президента Сирии Башара Асада: «Здесь у моджахедов остается семья и дети, которым помогают наши «братья». Хотя в официальных заявлениях лидеры «хихбов» утверждают, якобы, среди членов их партии нет участников боевых конфликтов за границей, а едут моджахеды на войну по собственной инициативе.
— Мы не можем знать, действительно ли эта война — праведный джихад, поэтому с религиозной стороны участие в подобном конфликте осуждается, — говорит заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов. Гибель крымского моджахеда подтвердил председатель этнического парламента-меджлиса, депутат Верховной Рады Украины Мустафа Джемилев. Ему известно, что похоронили Абдуллу Джеппарова в Сирии, так как тело не смогли перевезти в Крым.
— Это, конечно, противозаконно и не санкционировано нами, но наши парни выезжают, и мы этому воспрепятствовать не можем, — заявил Джемилев.
Чеченское агентство «Кавказ-центр» подтверждает, что на стороне сирийских повстанцев в составе бригады «Катаиб Мухаджирин» вместе с моджахедами Имарата Кавказ воюет целый отряд крымчан. Они используют Турцию в качестве транзитной страны, чтобы перебраться в Сирию и сражаться на стороне оппозиции.
Духовное управление мусульман Крыма и крымско-татарский меджлис явно обеспокоены ростом влияния исламских экстремистов на татарскую общину полуострова. Традиционные татарские вожди осудили тех, кто отправляется воевать за границей. Обе организации сами жалуются властям: боевиков готовят «неподконтрольные сектантские структуры», которые открыто поддерживают сирийских мятежников и собирают все больше сторонников среди крымских мусульман.
Действительно, местные экстремисты, выступающие за создание Всемирного Халифата, организовали в Крыму сеть религиозных общин и просветительских организаций. Подконтрольные «хизбам» структуры проводят на полуострове конференции и массовые митинги. Исламисты силой захватывают мечети и пытаются сделать своих представителей имамами мечетей.
Служба безопасности Украины напрочь отказывается комментировать ситуацию с вербовкой татар Крыма. Ведь по украинскому законодательству наемничество запрещено. Лишением свободы от 3 до 8 лет должны наказывать каждого, кто занимается подготовкой людей для войны в других государствах. Сам наемник рискует получить здесь срок от 5 до 10 лет.
Но в Крыму еще не было случая, чтобы кто-нибудь был осужден за это.
Свое мнение у заместителя директора украинского филиала Института стран СНГ Олега Родивилова, который несколько созывов возглавлял депутатскую комиссию Верховного Совета автономии:
— Значительное количество подобных наемников находится в Ливане и Северном Кипре. Они специально готовятся для разжигания конфликта в Крыму. Там может быть вербовка с использованием денег, но не обязательно — некоторых воспитывают так, что они деньги требовать не будут, пойдут куда угодно. Местные власти, решив пойти на сговор с традиционным меджлисом, теперь получают проблемы в виде радикальных исламистов, которые уже откололись от него.- считает Родивилов.
Украинский МИД пообещал «перепроверить» информацию о гибели в Сирии крымского ваххабита. Между тем, процесс идет в обе стороны. Например, только по двум адресам в Симферополе паспортная служба столицы Крыма прописала сотни палестинских боевиков. Данный факт выявился во время журналистского расследования по материалам о незаконной легализации палестинцев в Украине.
Чем будут заниматься эти люди, которые кроме войны, не умеют ничего — украинские власти не интересует.