Возможно, когда-нибудь 5 июня 2013 года в Сирии станут отмечать как национальный праздник. Потому что именно в этот день в гражданской войне в этой стране, возможно, наметился решительный перелом. Войска Башара Асада и союзные им отряды движения «Хизболла» («Партия Аллаха») поле трехнедельных уличных боев освободили от боевиков-«джихадистов» так называемой оппозиции город и авиабазу Эль-Кусейр в сирийской провинции Хомс.
Почему именно таковыми видятся итоги разгрома 5-тысячной группировки интернациональных бандформирований в небольшом Эль-Кусейре, население которого до войны составляло всего около 30 тысяч человек, половина которых — верные Асаду христиане? Потому что с одной стороны — именно через этот населенный пункт осуществлялись поставки бандитам оружия и боеприпасов со средиземноморского побережья во внутренние районы Сирии. С другой — именно через Эль-Кусейр проходит дорога, связывающая Дамаск с провинциями, в которых живет активно поддерживающее Асада население.
Стратегическое значение этого города отлично понимают на Западе и на Ближнем Востоке те, кто уже потратил миллиарды долларов на смену режима в Дамаске. Вряд ли случайно осада Эль-Кусейра вызвала явную озабоченность в Вашингтоне. На рассмотрение Совбеза ООН на днях была вынесена резолюция с выражением «крайней озабоченности» ходом осады. Но этот документ прогнозируемо заблокировала Россия.
Тут же «Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил» потребовала снять осаду Эль-Кусейра как условие участия в предстоящей международной конференции по Сирии «Женева-2». Им синхронно ответили из Дамаска и Москвы: «Вы просто ищете повод, чтобы сорвать поиски политического урегулирования ситуации в Сирии».
Тогда в дело вмешался Международный Красный Крест. По оценкам руководства этой организации, в городе до 1,5 тысяч раненных, медицинскую помощь которым оказать просто некому. «Мирные граждане и раненые рискуют заплатить еще большую цену, если бои продолжатся», — заявил глава операций МККК в регионе Роберт Мардини.
Дамаск ответил решительно: сотрудники Красного Креста будут допущены в Эль-Кусейр, но лишь после того, как армия возьмет под контроль каждый дом. Одновременно сирийские военные создали гуманитарные коридоры, по которым предложили выбраться из осажденного города всем, кто не замешан в сотрудничестве с боевиками.
Как и следовало ожидать именно боевики под видом мирных граждан и попытались в числе первых выбраться из города. Но наткнулись на жесткие фильтры спецслужб. Со своими врагами и армия Асада, и его противники здесь поступают беспощадно. «Я никогда не видела такой жестокости, даже в Боснии», — заявила Карла дель Понте, член комиссии ООН по Сирии.
Как бы там ни было, «джихадисты» понесли под Эль-Кусейром тяжелые потери. По сообщению сирийского телевидения, раненым в ноги захвачен, в частности, Халед Аль-Хамад по кличке Абу-Саккар. Тот самый, изображение которого недавно обошло все телеэкраны мира. Помните, это именно тот нечеловек в камуфляже, который вырезал, а потом и съел сердце убитого солдата? И именно он основатель и руководитель одного из самых боеспособных подразделений сирийской «оппозиции» — «Катаиб Аль-Фарук» («Батальон Омара Аль-Фарука» или «Бригада Аль-Фарук»), сформированной при поддержке Катара и Саудовской Аравии. Группировка «Катаиб Аль-Фарук» воюет против Асада в провинциях Хама, Алеппо, Ракка и Хасака. Вместе с подразделениями «Аль-Каиды» — фронтом «Джабхат аль-Нусра».
Нельзя не заметить, что явный военный успех сирийских военных пришел к ним именно тогда, когда на их стороне впервые массированно выступили шиитские отряды «Хизболлы», пришедшие сюда из Ливана. И это неизбежно ведет к еще более широкой интернационализации конфликта. Потому что явную активизацию «Хизболлы» не может оставить без внимания Израиль. Ведь по оценкам из Тель-Авива, до 80 процентов тяжелых видов вооружений, в том числе ракет, которые Сирия, как утверждают, поставляла «Хизболле», шли именно через район Эль-Кусейра. Пока этот маршрут контролировался боевиками-суннитами из «оппозиции», такие поставки были невозможны. Теперь их можно продолжать.
Похожи на правду утверждения арабского агентства «Аl-Haqiqa»: «джихадисты» и на южной границе Сирии с Иорданией, и на демаркационной линии прекращения огня тесно сотрудничают с израильской разведкой. О том же и заявление одного из командиров «Сирийской свободной армии» Халида аль-Хабуса. В прошлом году он провозгласил начало «Битвы за освобождение», цель которой — предотвращение поставок сирийского оружия «Хизбалле». Что, понятно, на руку Израилю.
И вот совсем уже свежее сообщение: в отбитом у «оппозиции» Эль-Кусейре армия захватила бронемашины израильского производства. Если так — Тель-Авив все теснее ввязывается в эту войну. И сам может превратиться в линию нового фронта.
Слишком многое указывает на то, что в водоворот сирийский события втягиваются все новые и новые страны. Прежде всего — великие державы. И не только поставками оружия и политическим обеспечением противоборствующих сторон. Так, по сообщениям арабской прессы, Москва предоставляет сирийским военным результаты своей спутниковой разведки районов боевых действий. А французские инструкторы на месте обучают бородачей-«джихадистов» обращению с современным оружием, которое с Запада потоком идет к ним в стан.
Получается, Эль-Кусейр сегодня стал одним из фокусов мировой геополитики? Эту тему «Свободная пресса» обсудила с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: — Александр Анатольевич, можно сказать, что сражение за Эль-Кусейр — это такой сирийский Сталинград?
— Нет, конечно. В Сирии если и будет свой Сталинград, то это, скорее, борьба за Алеппо, экономическую столицу страны. А Эль-Кусейр — просто первая большая победа войск Асада. Если продолжать аналогию с Великой Отечественной войной — это Тихвин или Ельня. Вся война еще впереди.
«СП»: — Но можно ли утверждать, что успех под Эль-Кусейром принесло именно открытое вмешательство в войну пришедшей из Ливана в Сирию «Хизболлы»?
— В какой-то мере это так. Дело в том, отряды «Хизболлы» лучше, чем регулярная армия приспособлены к такой войне.
«СП»: — К уличным боям?
— Да. Сирийская армия, как и любая другая, готовилась к классической войне. С окопами, артподготовкой, танковыми атаками. А драться в Эль-Кусейре приходилось в подвалах, на крышах, во дворах.
«СП»: — Вы согласны с тем, что чем дальше, тем менее война в Сирии походит на гражданский конфликт? Что в нее все теснее ввязываются другие государства?
— Происходит постепенное втягивание. Это неизбежно. Все очень затянулось. К тому же регион очень важный, где масса взаимоисключающих интересов.
«СП»: — То есть от инициированной нами и США международной конференции по Сирии, уже названной «Женева-2» никакого прорыва ждать не приходится?
— Не будет никакого прорыва. Об этом даже смешно говорить. В лучшем случае сядут, поговорят. А война как шла, так и будет идти. Потому что в нее уже закачаны слишком большие деньги. Прежде всего, Турцией и Саудовской Аравией. Они платят оппозиции за то, чтобы та воевала до конца. К миру никто не готов. Ни Асад, ни его враги.
Из досье «СП».
Эксперты Вашингтонского института ближневосточной политики и консалтингового центра Flashpoint Global Partners (FGP) подготовили отчет, в котором приведены данные о том, сколько иностранных боевиков, воевавших против режима Башара Асада, убито в Сирии за последний год.
Согласно цитируемому агентством Reuters отчету, с июля 2012 по май 2013 года в ходе боевых действий в Сирии были убиты 280 иностранных боевиков. 60 из них из Ливии, 47 — из Туниса, 44 — из Саудовской Аравии, 32 — из Иордании, 27 — из Египта, 20 — из Ливана, 7 — из России, 5 — из Кувейта, 3 — из Ирака.
Отметим, что в списке, помимо семерых убитых «россиян», присутствуют пять погибших чеченцев и трое убитых дагестанцев, которых, по непонятной причине, к гражданам РФ не причислили.