Разве можно было лет двадцать-тридцать назад представить такое? Конгресс США, ещё с августа зная, что ему предстоит выбирать между войной и миром, решает не торопиться с выходом из отпуска до девятого сентября. Надо же отпраздновать еврейский новый год Рош-Ашана, который в этом году длится с вечера четвертого по вечер шестого сентября!
Сенатор МакКейн на слушаниях сенатского комитета по вопросу о войне и мире играет он-лайн в покер, а потом в твиттере, словно нашкодивший третьеклассник, похихикивая, пишет; «Проиграл, блин… Гы-гы-гы…»
На тех же слушаниях председатель Объединённого комитета начальников штабов четырёхзвёздный генерал Мартин Демпси на вопрос сенатора Боба Коркера о том, каких целей он будет стремиться достичь в ходе сирийской кампании, с солдафонской прямотой и честностью ответил: «Я не могу ответить на вопрос о том, что мы стремимся достичь». Читатель может подумать, будто Демпси старался не выдать главную военную тайну. Это не так. Сенатору он ответить обязан безо всяких экивоков. Если ответ содержит секретные сведения, то публику и прессу удаляют, а слушания делают закрытыми. Так что, ответ можно перевести как «не знаю».
Двоечник по географии, а по совместительству и американский госсекретарь, Джон Керри в том же сенатском комитете без тени смущения заявляет о том, что американскую операцию против Сирии оплатят «арабские государства». Соединённые Штаты стали государством-наёмником для шейхов Персидского залива?
О времена, о нравы!
То ли дело старая добрая «холодная война». Тогда Вашингтон вёл себя более ответственно. «Планом Маршалла» купил себе Западную Европу. Поделил Корею и на её Юге установил экономически эффективный режим. Сверг в Иране Моссадыка и хоть на какое-то время через шаха марионетку контролировал территорию и экономику всей страны.
Был Генри Киссинджер с его «челночной дипломатией» на Ближнем Востоке. Был Уоррен Кристофер, который тоже не вылезал из ближневосточных турне. Конечно, в основном, это была игра в одни ворота, но и другим что-то перепадало. Как-никак, создали палестинское государство — при понимании условности этого утверждения.
О навязывании странам региона странных понятий типа «демократии» и «прав человека» американцы даже не помышляли. Им была нужна стабильность. Вашингтону нужны были нефть и газ Ближнего Востока.
Даже война в Ираке ещё была войной за нефть. В своих мемуарах, изданных в 2007 году, бывший глава Федеральной резервной системы Алан Гринспэн пишет: «Мне печально (!), что является политически неудобным признавать то, что знает каждый — иракская война была, главным образом, войной за нефть». В том же году нынешний министр обороны, а тогда ещё сенатор, Чак Хэйгл признался: «Люди говорят, что мы воюем не из-за нефти. Ну, конечно же, из-за неё». Это только науськанные пентагоновскими спецпроагандистами американские вояки при вторжении в Ирак десять лет назад кричали иракцам — а американское телевидение разносило их зазубренные выкрики всему миру: «Мы пришли не за вашими богатствами и не за вашей нефтью. Наша миссия — освобождение». Они знали, что говорили. В американском военном слэнге давным-давно «освободить (to liberate)» означает «украсть, незаконно присвоить (to steal or take over illegally)».
В нефтегазовой отрасли Ирака вот уже десять лет хозяйничают иностранные корпорации, по большей части, американские. У меня есть знакомые, работающие на этих промыслах западных компаний вахтовым методом: месяц безвылазно в огороженной охраняемой зоне, месяц — дома. Эти люди говорят: для местных там места нет, даже в качестве прислуги. У иракцев западные компании изъяли частные земли, если на них была найдена нефть. Уровень нефтедобычи составляет три миллиона баррелей в сутки. При Саддаме Хусейне, ещё аж в 1979-м, было три с половиной. Но на экспорт вывозится 80% продукции отрасли, в то время как местное «освобождённое» население пребывает почти что в каменном веке.
Но война за нефть — это понятно (хотя это не тот случай, когда понять означает простить). А что мы имеем сейчас?
Египет и Тунис — дикое поле. В Ливии «стр-р-рашный диктатор» был убит в октябре 2011 года. Сейчас это — территория без государства. Бесчинствующие банды бывших «повстанцев-освободителей» захватили и контролируют морские порты, рассчитывая сбывать незаконно полученную ими нефть на чёрном рынке, а номинальное, ничего не контролирующее, правительство время от времени грозит тем, что будет бомбить любой танкер, который попытается залить «незаконную» нефть в любом из нефтеналивных терминалов. В результате от прежнего уровня добычи нефти и газа осталась бледная тень. При Каддафи в 2010 году Ливия добывала 1,56 миллиона баррелей высококачественной нефти в сутки. По инерции ещё в начале прошлого года в стране производилось 1.4 миллиона баррелей в сутки. Сейчас этот показатель едва доходит до 160 тысяч! Вот итог проведённой натовцами под руководством американцев операции по «освобождению» Ливии.
А Каддафи был неправ, когда пытался убедить своих сограждан в том, что агрессоры пришли за ливийской нефтью и ливийским газом. Нефть и газ американцам уже не нужны.
В прошлом году при спонсорстве НАТО (а как же без этих работников нефтяной и газовой отрасли!) британский профессор Алан Райли провёл исследование и подготовил доклад на тему «Геостратегические последствия сланцевой революции». Райли совершенно правильно пишет, что самое главное в сланцевой революции не газ, а нефть, которая добывается при гидроразрыве сланцевых пород (правильнее называть это широкими фракциями лёгких углеводородов, но это детали). Одна только эта нефть, уже вовсю добываемая в США, способна сделать их энергонезависимыми. Но благодаря ей природный газ, содержащийся в сланцах, и из-за которого поначалу затевалась вся история с массированным бурением и экологическим заражением огромных территорий, стал почти дармовым побочным продуктом. Прибыль генерирует нефть, а сколько газа придёт, столько пусть и будет. Но в итоге доля «сланцевого» газа в общем производстве природного газа в США выросла с 1% в 2001 году до 35% в 2011-м. Если прежде цены на газ в США были выше, чем в Европе, то сейчас они рухнули и держатся на уровне трёх долларов за 1 британскую термальную единицу (БТЕ). В Европе этот показатель — 8−10 долларов за 1 БТЕ, а в Азии — 13−16!
Обратимся к данным управления энергетической информации министерства энергетики США. Импорт природного газа в июне 2013 был примерно на уровне 237 миллионов кубофутов. Это как в июле 1997-го. Пик — почти 427 миллионов кубофутов, был пройден в августе 2007-го, а с тех пор всё спад. Тот же тренд в импорте сжиженного природного газа, а ведь именно в таком виде этот энергоноситель поступает из региона Ближнего Востока. Июнь текущего года — примерно 8 миллионов кубофутов, как в феврале 1997-го. Пик — почти 99 (!) миллионов кубофутов — в апреле 2007-го.
По прогнозным оценкам Белфер-центра Гарвардского университета, в 2020 году США из сланцевых пород будут получать 6,7 миллиона баррелей нефти в сутки. Для сравнения — в 2011-м Штаты импортировали 11 миллионов баррелей в сутки. Это означает, что в том же 2020-м Штаты смогут обходиться нефтяным импортом только из Канады, Мексики и стран Латинской Америки.
Райли пишет: «Как только США начнут получать хотя бы толику этих 11 миллионов баррелей в сутки, их интерес к Ближнему Востоку может значительно снизиться».
О снижении интереса США к региону Ближнего Востока в августе этого года писал в The New York Times и Томас Фридман. В студенческие годы он был мальчиком на побегушках — интерном — в ЦРУ. Шпионом не стал, но в журналистике карьеру сделал. В своей заметке он цитирует экономиста и специалиста в сфере энергетики Филиппа Верлегера: «В 2006 году Соединённые Штаты зависели от иностранной нефти на 60% от всего потребляемого объема. Сейчас это примерно 36%… Необходимость отпала. Ближний Восток это — проблема Китая». Имеется в виду, что именно Китаю во всевозрастающих объёмах необходимы энергоресурсы этого региона.
Вот где собака порылась, как выражался один персонаж середины восьмидесятых.
Так что, пора прекратить гадания на тему об «управляемом хаосе» на Ближнем Востоке и кому он нужен. Вашингтону стал не нужен весь регион, а потому — гори он синим пламенем и не достанься никому!
Сирия просто попала под раздачу.