Армии и войны

«Черные береты» совсем прохудились

Морскую пехоту в России перевооружают в последнюю очередь

  
14524

Депутаты Госдумы из Комитета обороны всерьез озаботились состоянием российской морской пехоты. И более всего — ее техническим оснащением.

— Необходимо, чтобы морскую пехоту финансировали не по остаточному принципу, а как надо, — отметил СМИ председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов после выездного заседания военно-промышленной комиссии. — У нас нет ни одного плавающего танка, к примеру: они были, но уже устарели. Ничего не разработано, нужны новые плавающие БТР и много всего остального.

Депутаты отметили, что морская пехота нуждается в современных средствах связи и разведки, «беспилотниках», роботизированных комплексах. К тому же не мешало бы оснастить десантно-штурмовые и разведывательные подразделения современными системами управления войсками, боеприпасами, стрелковым оружием, средствами десантирования и боевой экипировки.

По результатам заседания подготовлены доклад и письмо на имя министра обороны с просьбой обратить особое внимание на оснащение «черных беретов» современными образцами вооружения, военной и специальной техникой…

Чтобы было понятно, почему «черные береты» оказались в таком положении — немного истории. Соединения и части морской пехоты после Великой Отечественной войны, в которой широко применялись и зарекомендовали себя наилучшим образом, были расформированы. Вновь появились они в составе ВМФ СССР в начале 1960-х годов. А в октябре 1989 году, на рубеже перестройки, «черные береты» ждало новое преобразование: на базе существующих в ВМФ самостоятельных родов береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты появились береговые войска Военно-Морского флота России.

Как отмечают военные эксперты, с тех пор у морской пехоты и начались проблемы с оснащением и вооружением. Сейчас ей жизненно необходимы новые образцы бронированной техники. Так, танк «черных беретов» Т-80БВ разработан еще в далеком 1982 году. Но если эта бронемашина еще способна выполнять задачи в современных боевых условиях, то транспортные средства морской пехоты — БМП первого и второго поколения — безнадежно устарели. Однако это еще не все. В обновлении нуждается система ракетно-артиллерийского вооружения морской пехоты. Не мешало бы модернизировать и обновить и сами десантные корабли, ведь большинству из них скоро полвека…

Интересно, что в 2009 году отдел информационного обеспечения ВМФ РФ сообщил, что «все подразделения морской пехоты Военно-Морского флота России до 2015 года будут перевооружены на новые виды оружия и военной техники».

— Государственной программой перевооружения на период до 2015 года предусматривается перевооружить все соединения и воинские части морской пехоты на современные виды вооружения и военной техники, такие как танк Т-90, боевая машина пехоты БМП-3, бронетранспортер БТР-82А, боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-3, 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена»", модернизированные образцы артиллерийских установок и средств ПВО", — говорилось в сообщении.

А тогдашний премьер-министр России Владимир Путин заявил, что доля современного вооружения в российской армии к 2020 году должна составить не менее 70−80%.

— Это должна быть современная и перспективная техника. Не просто надежная, как гаубица образца 1938 года, — заключил премьер.

Но эти заявления были сделаны еще при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове. И пока абсолютно неясно: выполнит ли руководство страны обещания по масштабному перевооружение морской пехоты в обещанный срок или нет? Кстати, на сегодняшний момент государственной программой вооружения на 2011−2020 годы целевые закупки вооружения, военной и специальной техники для частей и соединений морской пехоты Военно-Морского флота не предусмотрены.

Бывший начальник береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты ВМФ РФ генерал-лейтенант запаса Игорь Старчеус уверен, что у морской пехоты все беды от того, что она находится в составе флота.

— Флот годами ни копейки никогда не давал на развитие морской пехоты, — говорит Старчеус. — В первую очередь все шло на корабли и подводные лодки. В итоге в Главном штабе ВМФ нет структуры, которая бы обеспечила именно морскую пехоту новейшими образцами боевой техники. В составе ВМФ есть маленькое управление береговых войск, расположенное в Санкт-Петербурге. Но сегодня там служат всего лишь 12 человек. Когда я служил, в этом управлении было 38 офицеров и гражданских служащих. Что, согласитесь, тоже мало.

Чтобы морской пехоте нормально развиваться, ей, как и Воздушно-десантным войскам, нужно стать самостоятельным родом войск в структуре Вооруженных сил. В тех же Соединенных Штатах морпехи — это «президентские» войска, которые имеют в своем распоряжении все, что нужно для введения современных боевых действий.

Наша же морская пехота мало того, что входит в состав флота, так ее еще объединили с береговыми артиллерийскими ракетными войсками. А береговые войска особо не разбираются в том, что морской пехоте нужно.

«СП»: — Вывести морскую пехоту из состава ВМФ — это реально?

— Почему нельзя? У нас же Воздушно-десантные войска существуют как отдельный род? ВДВ — это такая же пехота, как мотострелки. В том смысле, что они подготовлены воевать на суше. Однако при этом еще хорошо освоили воздушно-десантную подготовку. Но ВДВ не подчинены, скажем, главнокомандующему Военно-Воздушными силами, а существуют сами по себе. И неплохо развиваются.

Поэтому было бы более естественно, если бы морскую пехоту объединили с ВДВ. Тем более, у них примерно одна и та же система подготовки.

Но сегодня реальность другая. Скажем, получает флот квоты на сокращение. Кого они коснутся в первую очередь? Непременно частей морской пехоты… Нет, с этим надо срочно что-то делать. Сейчас ведутся разговоры о создании Сил быстрого реагирования. Так вот — было бы неплохо, если бы туда вместе с десантниками вошли и морпехи. Иначе морской пехоте не дадут развиваться.

Начальник Главного штаба ВМФ с июля 1998 года по февраль 2005 года, адмирал в отставке Виктор Кравченко замечает: морская пехота как была отдельным родом войск в составе флота, так и должна остаться. А проблемы ее технического оснащения с «происками» моряков увязывать не надо.

— Необходимо учитывать, что перевооружение идет не через ВМФ, — говорит Кравченко. — Программой перевооружения всей армии занимается гражданская организация. Она и планирует поставки техники в войска в зависимости от тех денег, которые выделяет государство.

Да, имеющееся сегодня у морской пехоты вооружение устарело. Но нельзя говорить, что ее финансирование идет по остаточному принципу — у главнокомандующего ВМФ денег нет. Программа перевооружения морской пехоты, как известно, принята. Думаю, скоро морская пехота и получит новую технику.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает, что морская пехота так или иначе всегда и везде подчинялась флоту. А то, что техника в войсках устарела — это проблема вооружённых сил России в целом.

— Очевидно, что у командования ВМФ не хватает денег вообще, — говорит эксперт. — Все средства, которые есть, флот будет тратить в первую очередь на корабли. Иначе просто не может быть. Тут, по сути, внутриведомственный конфликт, на который, по-хорошему, стоит обратить внимание министру обороны.

«СП»: — Предназначение «черных беретов» — высаживаться на берег в любой точке мира. Российская морская пехота в ее современном варианте на это способна? Понятно, что американские и китайские морпехи всегда считались здесь фаворитами

— Если по уровню подготовки морская пехота России, США и Китая может быть относительно сопоставима, то по численности и боевым возможностям их сравнивать бессмысленно. Здесь мы уступаем многим. Но, откровенно говоря, совершенно непонятно, где в наше время российская морская пехота могла бы высадиться. Для этого и кораблей особо нет. А те, которые существуют для непосредственной высадки бойцов на берег, так же как катера и вертолеты, — техника вчерашнего дня.

Фото Виталий Аньков/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня