Удивительно, но именно 1 апреля, в знаменитый День дураков, украинский телеканал ТСН.ua размечтался. В программы «Грошi» там решили обсудить: а не нанести ли Киеву по России превентивный ядерный удар? Или хотя бы не пригрозить ли таковым?
Понятно, что для этого как минимум нужны соответствующие заряды и их носители. А Украина, как известно, давно в соответствии с Лиссабонским протоколом (1992 г.) согласилась на безъядерный статус и добровольно вывезла в Россию все боеголовки, доставшиеся ей при распаде Советского Союза.
Все? «А вот и нет!» — заявил потрясенным зрителям канал ТСН.ua. Одна атомная бомба, по словам журналистов, все же осталась на Украине. Да еще мощностью 550 килотонн. Что немало, если учесть, что Хиросиму американцам в 1945 году удалось испепелить всего 12 килотоннами.
Как же и кто забыл на Украине так пригодившийся сейчас Киеву для раздувания милитаристской истерии ядерный боеприпас? Этого никто не поясняет. Говорят: запропастилась куда-то в общем бардаке. А теперь вот очень кстати нашлась.
Надо сказать, что невероятное заявление о пропавшей на Украине ядерной боеголовке попало на тщательно «унавоженную» идеологическую почву. После потери Крыма в Киеве только и разговоров, что этого не случилось бы, если бы страна легкомысленно не пожертвовала своим ядерным статусом и не вывезла бы самую истребительную часть советского наследства на утилизацию в Россию. Возможность скорого восстановления того самого статуса всерьез обсуждается сегодня на берегах Днепра не только в День дураков. И в телепередачах не только провокационного характера.
Так, пару недель назад, когда потеря Украиной Крыма стала явью, депутат от партии «Свобода» Михаил Головко заявил: «Россия не сможет в этой ситуации победить, это нарушение всех международных норм и гарантий… Если они будут нарушены, то мы имеем право восстановить ядерное оружие. Возобновим ядерный статус и будем по-другому совсем общаться».
Головко уточнил, что Украина обладает всеми необходимыми технологиями для воссоздания ядерного оружия — на эти цели, по его сведениям, нужно всего «3−6 месяцев».
Тут же в Верховной Раде совершенно официально зарегистрировали законопроект о выходе Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия. Авторами опасной инициативы стали депутаты от партий «Батькивщина» и «УДАР». Что очень перепугало мировую общественность. Голос протеста подал даже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун:"Последствия будут серьезными, как для региональной безопасности, так и для целостности режима нераспространения ядерного оружия. Это не должно служить оправданием для того, чтобы добиваться обладания ядерным оружием, что приведет к еще большей разобщенности и снижению безопасности".
Но процесс, как говорится, пошел. Что там какой-то Пан Ги Мун для бывшего вице-премьера российского правительства Альфреда Коха? Тот, сильно сочувствуя нынешним бедам официального Киева, написал в своей страничке в Facebook сообщение, которое сразу растиражировали СМИ: «НАТО может передать Украине несколько ядерных боеголовок и средств доставки. Что сразу уравняет шансы». При этом большой стратег Кох не поинтересовался, конечно: есть ли у Североатлантического альянса такое желание?
Так что слова о необходимости срочного ядерного довооружения назло злокозненной России на сегодняшней Украине звучат часто и со всех сторон. Что же удивляться, что журналисты ТСН.ua в программе с характерным названием «Грошi» решили, как говорится, оказаться в тренде? Попытаемся разобраться с загадкой «забытой боеголовки» и мы.
Как выяснилось, первым про якобы крайне неряшливо проведенный вывоз бывшего советского ядерного оружия еще в 2002 году заговорил лидер украинских коммунистов Петр Симоненко. На пресс-конференции в Харькове он громыхнул: всего на территории страны находилось 2400 ядерных боеголовок. Документально, по его словам, подтверждена доставка в Россию только 2200 из них. «200 находившихся на территории Украины ядерных боеголовок Советской армии находятся неизвестно где», — заключил Симоненко.
Надо признать: подозрительная округлость сенсационных цифр с самого начала должна была внушить подозрения в их достоверности. Но внушила, видимо, не всем. И пошла писать губерния.
Спустя четыре года, в 2006 году, волшебным образом «испарившихся» на Украине ядерных боеприпасов стало уже 250. Об этом в Верховной Раде заявил один из депутатов-тимошенковцев. По его подсчетам, общая мощность недовезенного до России оружия составляет 20 мегатонн. На этом могучем фоне замах телеканала ТСН.ua с единственной боеголовкой мощностью в какие-то 12 килотонн, конечно, меркнет. Но до таких ли мелочей, когда дело идет о судьбах революции?
На этом переведем дух и обратимся к фактам, заслуживающим доверия. К 1991 году, ставшим последним для СССР, Украина располагала третьим в мире ядерным потенциалом. Главным образом за счет дислоцированной на ее территории 43-й ракетной армии в составе двух дивизий и 18 полков. Под городами Хмельницкий и Первомайск стояли 130 шахтных пусковых установок.
Всего на вооружении 43-й армии было 111 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа УР-100Н, 19 МБР (плюс еще 31 — на хранении) типа УР-100Н УТТХ. Плюс 46 МБР (еще 9 — на производившем их Павлоградском механическом заводе) типа РТ-23УТТХ «Молодец». В общей сложности — 216 ракет, из которых 176 — развернутые.
Если сложить установленные на всех ракетах 43-й армии ядерные боевые блоки, получится 1240. Больше, чем было в ту пору у Китая, Великобритании и Франции. Но к этому следует добавить и немалый потенциал доставшегося Украине еще и тактического ядерного оружия.
Что со всем этим добром было делать Киеву? Казалось, все ясно: отправлять в Россию! Ведь все заводы по производству и обслуживанию таких боеприпасов находились именно там. К тому же еще в 1990 году, когда Верховная Рада (еще УССР) принимала Декларацию о государственном суверенитете, в нее записали, что Украина намерена «стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».
Но стоило тогдашнему президенту страны Леониду Кравчуку согласиться на вывоз боеголовок, как на него обрушились обвинения в национальной измене. Оказалось, многим в Киеве безъядерный статус вовсе не нравится.
Для начала 11 декабря 1992 года МИД Украины заявил о праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок, дислоцированных на ее территории. Запад затрепетал, потому что режим нераспространения затрещал по швам.
Совместными усилиями Киев убедили, что он не прав. Решающим аргументом оказалось то, что без регулярного обслуживания российскими специалистами украинские боеголовки стали бы сами собой приходить в аварийное состояние.
Как и почему это происходило? Об этом написал бывший начальник 12-го Главного управления Минобороны РФ генерал-полковник Евгений Маслин: «Результаты последней проверки российскими специалистами ядерного оружия на Украине в 1993 году вызывают большое беспокойство. Прекратился контроль российских разработчиков и изготовителей ядерных боеприпасов. Допущено сверхнормативное (в 6−8 раз) заполнение хранилищ ядерными боеприпасами, снятыми с боевого дежурства, что уже привело к возрастанию температуры и радиационного фона (до 3000 мкР/ч) в хранилищах ракетной дивизии, дислоцированной около г. Первомайска. У большого количества составных частей ядерных боеприпасов истекли гарантийные сроки, и их в обязательном порядке необходимо менять из-за возможных нарушений в системах и возникновения взрывоопасной ситуации.
Подготовка и переподготовка специалистов в учебных центрах не проводится. Из-за отсутствия действенного контроля теоретические знания и практические навыки персонала существенно утрачены, что вызывает большое сомнение в умении качественно осуществлять работы.
Практически полностью утрачены системное изучение, анализ и оценка технического состояния ядерных боеприпасов за пределами гарантийных сроков. Специальные аварийные команды из-за технической неоснащенности и отсутствия полигонной практики не готовы к выполнению задач по ликвидации последствий возможных аварий ядерных боеприпасов.
Осознавая кризисную ситуацию по безопасности ядерного оружия, сложившуюся на Украине, и непредсказуемость последствий в случае несанкционированных действий и возможных аварий, необходимо подчеркнуть, что ядерное оружие на Украине сейчас представляет угрозу в первую очередь для самой Украины и для соседних с нею стран".
Свои впечатления от ознакомления с этими выводами тогдашнего главного «ядерного» генерала России, президент Кравчук описал так: «Мы тогда должны были бы стоять на коленях перед Россией, чтобы она их (ядерные боеприпасы — „СП“) просто забрала. Не говоря уже там о каких-то возмещениях». В итоге к 1996 году почти 5 тысяч боеголовок с Украины были вывезены в Россию и утилизированы.
Собственно, тут и кроется, на мой взгляд, главный ответ на вопрос о том, могла ли почти на два десятка лет затеряться на просторах соседней страны хотя бы одна ядерная боеголовка? Если бы затерялась — об этом давно бы узнали все. Новый «чернобыль» не скроешь.
Фото: ИТАР-ТАСС/Коротаев Артем