Армии и войны

МиГ-31: полет через реанимацию

В ВВС так и не решили, к чему готовиться России — к «большой» войне или к локальной

  
26381
МиГ-31: полет через реанимацию

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что следует срочно приступить к восстановлению на нижегородском авиазаводе «Сокол» производства сверхзвуковых истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31 (такое производство было остановлено на «Соколе» ровно 20 лет назад — в 1994 году). Рогозин назвал МиГ-31 уникальным и не имеющим себе равных самолетом, обладающим к тому же, немалыми модернизационными перспективами. По мнению вице-премьера, эта машина послужит «совершенно точно еще лет пятнадцать в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооруженной борьбы».

Сколько реанимация поточных линий на «Соколе» и у его смежников будет стоить? По мнению руководства ОАО РCK «МиГ», для восстановления полноценного производства перехватчиков стране придется раскошелиться не менее, чем на 50 миллиардов рублей.

Предположим, деньги в бюджете найдутся. А что будет с нашим небом, когда минуют и эти пятнадцать лет? На сей счет спустя пару дней после Рогозина разоткровенничался главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев. По его словам, через три года Россия приступит к научно-исследовательским работам по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, который заменит нынешний истребитель-перехватчик МиГ-31. По мнению главкома, базой для проектирования новой машины может послужить фронтовой истребитель пятого поколения Т-50, испытания которого уже идут вовсю. Принципиально новый самолет, надеется генерал Бондарев, ВВС России получат к 2025 году.

Что, собственно, происходит? Откуда такой пожар, если целых два десятилетия о таких, оказывается, замечательных и незаменимых МиГ-31 никто особенно и не вспоминал? Более того, оставшиеся в строю машины утилизаторы из Минобороны пилили столь увлеченно, что из выпущенных к 1994 году примерно 500 самолетов этого типа, по данным на прошлое лето, в строю осталось всего 122 боевые машины. Бардак творился такой, что все на том же «Соколе» в 2009 году вдруг обнаружилось отсутствие сразу четырех резервных истребителей-перехватчиков (правда, без двигателей и вооружения). Оказалось, их в 2007 году ушлый чиновник из Госрезерва продал сам себе по 153 рубля за штуку. А затем отправил за рубеж за 3 миллиона рублей. За что в 2011 году был осужден на 11 лет лишения свободы.

И вот теперь выясняется, что судьбой оставшихся МиГ-31 разом озаботилось едва ли не все высшее политическое и военное руководство страны. Оно, руководство, решило никаких денег не жалеть, чтобы этих самолетов стало у нас побольше. Что случилось-то?

А случилось, думается, запоздалое осознание, что большая война против России — не такая уж и фантастика, как считалось все последние десятилетия. Скажем, по высказанному минувшим летом мнению председателя Комитета Госдумы по обороне адмирала Владимира Комоедова, «уже в ближайшие 3−4 года резко возрастет вероятность большой войны за обладание природными ресурсами». И Россия с ее неисчерпаемыми богатствами, но необъятными и почти ничем не прикрытыми границами — слишком соблазнительная мишень.

Ну, а нынешние события на Украине придали теме особую остроту и актуальность.

Главная наша прореха — Арктика. В советские времена 22600 километров наших заполярных границ прикрывали две могучие армии ПВО — 14-я (Новосибирская) и 10-я (Архангельская). Множество аэродромов, сотни зенитно-ракетных дивизионов и радиотехнических рот. Ничего не осталось от тех армий после безостановочных и бездумных наших военных «реформ». Почти сплошная дыра в небе. Другая примерно такая же — на Дальнем Востоке. Что и когда через них пролетит — не узнаем, пока на голову не свалится.

Но как начинаются современные большие (да и многие локальные) войны? Как правило — в виде воздушно-космических операций. Это когда внезапно «слепнет» противовоздушная оборона страны, а на головы граждан, на заводы, мосты, электростанции, железнодорожные станции, порты, пункты связи и управления, аэродромы с неба начинают сыпаться высокоточные крылатые ракеты. Те, которые стартовав с бортов надводных и подводных ракетных крейсеров, а также из-под крыла бомбардировщиков и пролетев тысячи километров, способны попадать в заранее выбранную форточку.

Спасти от такой напасти могут современные средства ПВО. Такие, как зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф» или прикрывающие их позиции зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Но их у нас так мало (как и С-300 различных модификаций), что дай Бог прикрыть хотя бы самые важные объекты. И потому, в отличие от времен СССР, ПВО России носит не сплошной, а очаговый характер.

Однако спасать ситуацию как-то нужно. Вот тут-то год назад и вспомнили, наконец, о МиГ-31. Потому что это действительно уникальная машина. Предназначена для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Прожорлива (10 тонн топлива на час полета), но необычайно стремительна — скорость до 3000 километров в час, на 600 километров в час больше, чем у знаменитого С-27 и американского истребителя 5-го поколения «Раптор». Рабочий потолок в 20−22 километра позволяет сбивать цели в ближнем космосе и даже выводить на орбиту небольшие противоспутники.

Воздушные цели этот самолет умеет поражать на дальности до 300 километров. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых можно тут же обстрелять ракетами Р-33С или Р-37.

А главное — в полете Миг-31 способен по каналам шифрованной связи обмениваться с другими самолетами, летящими на удалении до 200 километров, радиолокационной информацией. И наводить на цель любой их них. Поэтому группа из четырех истребителей-перехватчиков надежно защищает от средств воздушного нападения полосу шириной 800−900 километров по фронту. Мало того. Обнаруживать цель может один МиГ-31, а атаковать по его данным — другой. Поэтому противнику трудно определить, с какого направления ждать атаки.

Больше никому в мире такое не под силу. И именно поэтому сегодня для обороны необъятных российских просторов так важен этот перехватчик.

Это, кстати, давно поняли американцы. Когда в 90-х годах акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к МиГ-31, очутились в их руках — завод первым делом прекратил изготовление таких силовых установок. А 40 комплектов деталей к двигателям быстренько отправил на металлолом. Тогдашний директор завода потом признался: «Я сообщил куда надо, но мне сказали — это политика».

Конечно — политика, а что же еще? Она и привела к тому, что теперь производство новых МиГ-31 придется восстанавливать буквально из руин.

Сегодня более или менее вопрос решен, как ни странно, именно с двигателями. До вмешательства наших заклятых друзей из-за океана, в Перми успели изготовить 1497 таких силовых установок. По сведениям генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева, сегодня в наличии 1231 двигатель. Все они в отличном состоянии. Что позволяет обеспечить ремонт и модернизацию существующих и производство не менее 300 новых самолетов этого типа.

Хуже всего с электронной начинкой. Как признался Юрий Белый, генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова», для МиГ-31 «производство системы управления вооружением в том виде, который был заложен, невозможно. Почему? Для элементной базы имелось специальное производство. Но это технологии даже не предыдущего, а предпредпредыдущего поколения, которые невосстановимы. По комплектующим, например, ни разработчика, ни производителя теплопеленгатора и электромеханического прицельно-пилотажного индикатора не существует».

То есть выходит, что на самом деле на базе старого МиГ-31 предстоит создавать во многом новую машину. Но вот какую? Вопрос не праздный. Поскольку истребители-перехватчики сегодня входят в состав Военно-Воздушных сил, там их пытаются приспособить под задачу, которая конструкторам уникальной машины не снилась и в жутком сне: научить этот самолет еще и наносить бомбо-штурмовые удары по наземным целям. То есть — сделать из лучшего в мире охотника за крылатыми ракетами почти фронтовой бомбардировщик.

Вся штука в том, что для ВВС воздушная поддержка войск на переднем крае — основная задача. Правда — лишь в локальных войнах. А в большую войну, судя по всему, и сегодня готовы поверить не все авиационные генералы. Во всяком случае, на парламентских слушаниях год назад все тот же главком Бондарев в присутствии автора этих строк странную идею пытается защитить так:

— Кому станет хуже, если МиГ-31 научат наносить еще и бомбовые удары? Только тому, кто под этими бомбами окажется. А для перехвата воздушных целей у нас есть и Су-27, и Миг-29. Су-35 начали поступать. К тому же, защититься от одновременного удара тысячами крылатых ракет все равно не получится. Остановить агрессора может только неминуемый ответный удар возмездия.

Тогда главкому досталось от заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Романа Таскаева:

— В советское время я на МиГ-31 участвовал в учениях над Северным Ледовитым океаном. Вместе со мной был еще истребитель Су-27 и самолет дальнего радиолокационного дозора А-50. Противника обозначал стратегический бомбардировщик Ту-95, летевший со стороны полюса. А-50 давал мне целеуказание. Я на максимальной скорости совершал бросок на перехват. А тех, кого не сбивал я, добивал Су-27. Поэтому не нужно противопоставлять один тип истребителей другому. У каждого своя задача.

После этой дискуссии можно не сомневаться: на самом деле МиГ-31 ждет непростая судьба. Несмотря на заступничество Рогозина и обещанные миллиарды.

На снимке: самолет радиолокационного дозора и наведения А-50 и истребители-перехватчики МиГ-31 во время воздушного парада/Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня