Китайские ученые намерены создать «сверхзвуковую» подводную лодку, способную за 100 минут преодолеть расстояние от Шанхая до Сан-Франциско - примерно 10 тысяч (!) километров.
Как пишет The South China Morning Post, ученые из Технологического института Харбина создали технологию, которая поможет Китаю разработать подводные лодки и торпеды, способные перемещаться под водой со скоростью до 5,8 тысячи километров в час. Технические подробности о китайской реализации этой технологии (гостайна как никак) не уточняются, известно только, что при ее применении корабль якобы сможет сохранить управляемость.
Кавитация — физическое явление, при котором в воде позади быстро движущегося объекта образуются мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Китайские ученые убеждают: на первом этапе разгона подводного корабля его поверхность будет обволакиваться специальной жидкостью, уменьшающей трение воды о корпус. После достижения скорости в 75 километров в час или большей будет задействована технология сверхкавитации: особое устройство, расположенное в носовой части подводного объекта, будет подавать газ в кавитационный пузырь, то есть «выдувать» вокруг субмарины поток воздушных пузырьков.
Стоит отметить, что советский специалист Михаил Меркулов со своим коллективом впервые разработал и применил данную технологию для отечественной ракеты-торпеды «Шквал». Она была создана в 1970-х годах, в период Холодной войны, и могла развивать скорость до 500 км/ч. Однако у «Шквала» был ряд недостатков: невозможность управлять ракетой на траектории её движения (впрочем, это компенсировалось установкой на «Шквал» ядерной боевой части), относительно малый радиус действия ракеты (из-за большого расхода энергии для создания суперкавитации): два километра у ракеты старого образца и 13 километров — у обновленной версии.
Принято считать, что дальнейшие разработки ракет с применением технологии суперкавитации в России не получили дальнейшего развития. Однако стоит отметить, что в июне 2013 года генеральный конструктор профильного завода «Дагдизель», первый председатель российского научного совета по торпедостроению, известнейший российский ученый Шамиль Алиев сообщил СМИ, что разработанная еще в середине 20 века торпеда «Шквал», сразу прославившаяся, как самая быстрая на планете, в скором времени будет усовершенствована — планируется создать такую торпеду, которая будет обладать зачатками искусственного интеллекта. То есть на глубине она способна будет не только распознавать объекты по титулу «свой-чужой», но и изменять программу поиска и автоматически создавать новую.
Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости. Западные спецслужбы неоднократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Так, в 2000-м году за попытку заполучить технологии изготовления топлива для противолодочного ракетного комплекса «Шквал» ФСБ был арестован американский бизнесмен, отставной офицер морской разведки США Эдмунд Поуп. Ему грозило 20 лет тюрьмы, но в итоге, проведя в Лефортово лишь 8 месяцев, он был освобожден по указу Владимира Путина, так как выяснилось, что был болен раком костей. А заведующий кафедрой «Ракетные двигатели» МГТУ имени Баумана профессор Анатолий Бабкин был признан виновным в государственной измене и приговорен к восьми годам лишения свободы условно с испытательным сроком на пять лет.
В мае 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре Германия представила торпеду Barracuda, которая также использовала принцип кавитации и имела скорость 400 километров в час. Немецкие разработчики заявляют, что их Barracuda по своим возможностям и параметрам не имеет равных в мире, на 10 лет опережает американские разработки, а российский «Шквал» она способна перехватывать, благодаря уникальной системе самонаведения… В мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.
— Методологически китайцы делают все правильно: они пробуют развивать различные направления, хотят перевести технологии с малого субъекта (торпеды) на большой (подводную лодку), — говорит адмирал, бывший командующий Черноморским флотом (в 1991—1992 гг. г.) Игорь Касатонов. — Даже если на этом направлении на данном временном этапе возникнут трудности, то они смогут вернуться с другим математическим аппаратом через 10−15 лет. Китайцы идут по тем позициям, которыми занимались мы. У них есть деньги, видимо, есть и специалисты, наверное, нашли подходы и к нашим технологиям. В общем, работают, и правильно делают.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин сильно сомневается в возможности создания подводной лодки с технологией суперкавитации.
— На мой взгляд, в обозримом будущем это абсолютно невозможно. Скажем, те же ракеты-торпеды «Шквал» не имели системы целенаведения. Можно сказать, что при такой скорости это и не нужно, но, тем не менее, немцы пытаются сделать Barracuda с самонаведением. Если удастся сделать такую торпеду, то тогда ей не только ядерный заряд не нужен, ей вообще никакой не потребуется, потому что она уничтожит противника своей энергией.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также полагает, что такую подводную лодку построить невозможно.
— Принцип работы подводной ракеты заключается в том, что водная среда взаимодействует с особым составом топлива, количество этого топлива ограничено габаритными размерами торпеды. Поэтому одним из недостатков «Шквала» был и малый радиус действия.
Таким образом, на уровне изделий, которые предназначены для поражения, технологии суперкавитации развивать можно и нужно, но что касается подводной лодки, то с технической точки зрения это абсолютно нереализуемо, по крайне мере на тех технологиях, про которые мы говорим.
В России работы с применением технологии суперкавитации идут, но, разумеется, носят гриф секретности, без излишней детализации информации в прессе. Как правило, работы в области подводно-лодочных технологий стараются без лишней необходимости не афишировать.
В свое время американцы хотели заполучить сведения о топливе для противолодочного ракетного комплекса «Шквал», китайцы тоже добывают информацию из всех стран мира, и наверняка им что-то перепало от Советского Союза, размышляет историк, писатель-маринист, капитан 1-го ранга Николай Черкашин.
— Остается надеяться, что эта новая технология, над которой работает Китай, не будет направлена против нашей страны.
Направление сверхкавитации в развитии подводного плаванья, судостроения очень интересное, и, наверное, такую подводную лодку создать можно. Раз мы создали торпеду с применением кавитационных технологий, то никакие законы физики не помешают создать сверхбыстроходную лодку, идущую в таком пузырьковом коконе.
Но! Высокая скорость не гарантирует защиту такой ракеты-торпеды, а тем более подводной лодки, от поражения. Воздух создает шум. На большой глубине трудно «продувать» пузырьки, а на поверхностных слоях лодку легко обнаружить, потому что поверхностный слой хорошо просматривается даже из космоса, сканируется спутниками до глубины 30−40 метров.
Так что пока громкое заявление китайцев — блеф. Кстати, одно дело достичь высокую скорость при эксперименте, другое — пустить в серию, тут масса проблем, о которых даже и не догадываются моряки атомных подводных лодок.
Замечу, что рекорд по скорости передвижения боевой подводной лодки принадлежит России (вернее СССР) — нашей так называемой «Золотой рыбке» (атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 в 1970 году достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час — прим. редакции). Ни до, ни после такой скорости подводные крейсера не показывали.
Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков замечает: 5800 километров в час для подводной лодки — это абсолютно нереальные цифры.
— То есть, если это когда-то и будет создано, то в достаточно отдаленном будущем. Причем возникновение кавитационного пузыря предполагает все-таки плавное обтекание корпуса корабля, а на сверхзвуковой скорости (тем более в воде) это обеспечивать проблематично, если не сказать — невозможно, поскольку возникает ударная волна.
Реальная скорость, которая может быть достигнута, это та, которая уже есть в российских образцах — 500−600 километров в час. Применительно к ракетам, то движение в кавитационном пузыре исключает возможность самонаведения на цель, что критически важно для современного оружия. То есть такую ракету можно выпускать, грубо говоря, как неуправляемый снаряд. Но если цель будет маневрировать, то можно запросто промахнуться. Конечно, за счет скорости возможности маневра цели практически сведены к минимуму, но в этом случае возникает вопрос точного местоопределения, и здесь тоже высок риск промаха. Поэтому вероятность попадания в цель такой ракетой, особенно с больших расстояний, очень невелика.
В СССР эта система была разработана в конце 60-х и в начале 70-х годов поступила на вооружение, однако дальнейшего развития пока не получила. Поэтому китайцы «немного» отстали от нас в этом направлении — лет на 50…
Любые проекты, которые первоначально кажутся научной фантастикой, вдруг через какое-то время оказываются перспективными. Оценить такие технологии весьма трудно, потому что тут надо отсеять тысячи тонн словесной руды, чтобы увидеть суть вопроса, говорит советник губернатора Санкт-Петербурга, председатель Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин.
— То же самое относиться к разговорам, относительно применения кавитационных пузырей в подводном деле. Всем известно, что создатели советской ракеты-торпеды «Шквал», использовали именно эту технологию. Просто говоря, она имеет ракетный двигатель, который позволяет снаряду двигаться с большой скоростью под водой. А для того, чтобы многократно увеличить ее скорость, часть реактивной струи через специальные сопла в носовой части ракеты выбрасывается вперед и превращает воду в пар, таким образом, вокруг корпуса ракеты создается каверна из горячего пара. Старшее поколение помнит фильм «Тайна двух океанов», где подводная лодка «Пионер» таким образом прожигает айсберг, когда оказывается в ледовом плену. Я фильм смотрел в детстве, и для меня это было что-то из разряда фантастики. Казалось, что такого никогда не будет, но оказалось, что на «Шквале» это заработало.
Другое дело, что есть определенные трудности по самонаведению ракеты, просто потому, что она перемещается в этой каверне. Почему у нас отказались от дальнейшего развития этой технологии, в общем-то, мне непонятно, хотя, как вы думаете: если перспективные разработки по этой теме продолжались и продолжаются, то станут ли общественность об этом оповещать и рассылать пресс-релизы по редакциям СМИ? Ведь все наши значительные потери в 90-х годах произошли потому, что тогда торговали всем, чем могли, в том числе военными секретами, перспективными технологиями.
Теперь что касается китайцев. Знаете, когда погиб атомоход «Курск», то была версия о том, что якобы китайцы присутствовали на этих учениях, где «Курск» должен был показать им практическое применение ракеты-торпеды «Шквал». Версия на поверку оказалась досужим вымыслом, потому что в реальности с «Курска» не планировалась стрельба «Шквалом», и никаких китайцев там не было. Но тогда меня это насторожило — почему пошел разговор о китайцах, и почему они сильно заинтересовались этим «Шквалом»?..
Китайцы — молодцы, они всем интересуются. На мой взгляд, разработки в этом направлении — перспективны, но говорить о том, что эту же технологию можно использовать не только для ракет-торпед, но и для самой подводной лодки… Это — дело будущего, причем весьма отдаленного.
«СП»: — Были слухи, что применительно к «Шквалу» в качестве основного рассматривался вариант ядерного заряда…
— Хочу напомнить, что в 90-х годах мы ратифицировали с американцами договор об ограничении использования тактического ядерного оружия, попросту говоря, ядерных боеголовок малой мощности. С нашей стороны это «деяние» совершил президент Ельцин. Касательно ВМФ, это было ошибочным, если не сказать — глупым решением, потому что мы не то, чтобы остались безоружными, но значительно понизили свои боевые возможности.
Не секрет, что и атомные, и дизельные подводные лодки в СССР несли торпеды с ядерными зарядами малой мощности. Вспомним случай в 1981 году с нашей дизельной подводной лодкой проекта 613, получившей название «Шведский комсомолец», которая, заблудившись, села на мель в районе главной шведской базы ВМС Карлскруна. Шведы потребовали ее досмотра, но наши категорически отказались… Казалось бы, не очень новая дизельная подводная лодка, что там такого? А вот именно из-за наличия двух торпед с ядерными боеголовками наши и не пустили шведов на судно. Ведь советское руководство декларировало: Балтийское море — море дружбы, безъядерная зона и там нет ядерного оружия.
Для чего нужно тактическое ядерное оружие на флоте? Вот я, как командир ракетного крейсера, условно говоря, получил задачу нанести ракетно-ядерный удар, и мне нужно определенное время на проведение предстартовой подготовки, а в это время, возможно, следящая за мной американская ПЛА (атомная подводная лодка — прим. редакции) готова меня уничтожить.
Ее главная задача — сорвать пуск 16 ракет, она использует торпедное оружие. Я же, находясь на боевом курсе, услышав, что на меня идет торпеда, не могу никуда отвернуть до тех пор, пока не произведу залп полного боекомплекта. Для такой ситуации и нужны были вот такие ракеты-торпеды с ЯБП (ядерным боеприпасом — прим. редакции) для того, чтобы я мог отстреляться в область возможного положения цели. Снаряд быстро проходит безопасную дистанцию, чтобы меня «не накрыло», после чего взрывается. В результате возникло бы такое «возмущение воды», что, даже если противник не будет уничтожен, то наверняка потеряет со мной контакт. А у меня была возможность и успешно выполнить атаку, и уклонить от ответных атак… Но когда Ельцин отменил ядерное оружие, то эти торпеды потеряли смысл…
Фото: ИТАР-ТАСС.