Американский Сенат одобрил поставки вооружений Польше на сумму в 500 миллионов долларов. Среди оружия, которое закупит Варшава, 40 крылатых ракет воздушного базирования класса AGM-158A JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missiles) и две ракеты AGM-158A с комплексом испытательной аппаратуры.
Также контракт предусматривает покупку новых и модернизацию уже имеющихся истребителей F-16C/D Block 52 для того, чтобы они могли применять вышеупомянутые ракеты средней дельности. Это оружие способно поразить цель на расстоянии до 370 км, тогда как сейчас Польша обладает ракетами с максимальной дальностью 70 км. Таким образом, польские истребители смогут поражать объекты на территории России, не покидая собственного воздушного пространства, то есть, находясь вне зоны поражения наших средств ПВО.
«Эти ракеты могут поражать цели только в Калининградской области, через Белоруссию они не пролетят, так как там есть своя ПВО, — объясняет заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Но бороться с этими ракетами достаточно сложно. Объективно говоря, мы можем сбивать только ракеты, но не их носителей. Но дело в том, что если Польша начинает поражать объекты на территории Калининградской области, это называется война, и никак иначе это назвать нельзя. Тогда мы начнем поражать цели на территории Польши другими разнообразными средствами. Это очевидно».
Представители госдепартамента США заявили, что вооружение будет использовано в качестве «средства сдерживания региональных угроз», а продажа ракет «станет вкладом во внешнюю политику и решит задачи национальной безопасности США, улучшив защищенность союзника по НАТО».
Руководство НАТО заговорило об усилении своего присутствия в странах Восточной Европы еще в самом начале украинского кризиса. Такие государства, как Польша и Литва, были одними из главных сторонников этого решения, призывая разместить постоянные военные базы на своей территории. В конце июля президент РФ Владимир Путин отметил, что НАТО демонстративно усиливает группировки в Восточной Европе, в частности, в акватории Черного и Балтийского морей. Очевидно, теперь альянс перешел к перевооружению своих союзников, Польша может стать только «первой ласточкой» на этом пути.
Примечательно, что о предстоящих поставках американских вооружений в Польшу стало известно уже после приведения к присяге в Варшаве нового кабинета министров, которое состоялось 22 сентября. Эксперты предполагали, что этот кабмин должен будет хотя бы немного отойти от антироссийской риторики. Например, министр иностранных дел Гжегож Схетына, сменивший на этом посту одного из главных критиков России Радослава Сикорского, пообещал, что его главная цель — улучшение отношений между Варшавой, Москвой и Киевом. А премьер-министр Ева Копач на вопрос журналистов о том, будет ли Польша поставлять оружие Украине, ответила длинной метафорой о том, что нужно, прежде всего, заботиться о собственном доме.
Видимо, мужчины в польском кабинете министров оказались более практичны, потому что министр обороны Томаш Семоняк в эфире германской радиостанции Deutsche Welle заявил, что слова премьера неправильно истолковали, и Польша готова поставлять Украине оружие. «Я подтверждаю, что польская оборонная промышленность в этом заинтересована. Есть несколько продуктов, которые могут быть интересны Украине. Достаточно только продемонстрировать желание и готовность покупать какие-либо элементы вооружений в Польше, ведь польские заводы только и мечтают об экспорте», — заявил польский министр.
Ранее украинские политики, в том числе министр обороны Валерий Гелетей, заявляли, что Киев уже договорился с НАТО о поставках вооружений, но представители альянса опровергли эти заявления. Они, впрочем, допустили, что поставки вооружений на двусторонней основе возможны в будущем.
Поставками вооружений польские друзья Украины не ограничиваются. 19 сентября было подписано соглашение о создании многонациональной польско-литовско-украинской бригады «ЛитПолУкрбриг». «Подписание соглашения является нашим вкладом в безопасность региона», — заявил польский президент Бронислав Коморовский.
Предполагается, что бригада будет использоваться для участия в операциях под эгидой ООН, НАТО и ЕС. Ее штаб разместится в польском Люблине, а полной оперативной готовности «ЛитПолУкрбриг» достигнет через два года.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что все эти события — элементы антироссийской политики, которую проводит Североатлантический альянс и его союзники в Восточной Европе.
— Полагаю, такое развитие событий можно было предположить, потому что Украина — прекрасный повод для усиления союзников НАТО по периметру Российской Федерации. Польша — один из основных раздражителей России в Восточной Европе. Думаю, американцы будут использовать ее не меньше, чем Украину, чтобы создать экономический и финансовый вакуум вокруг нашей страны и заставить ее встать на путь милитаризации в качестве ответной меры для защиты своих интересов.
Если раньше было прямое противостояние СССР и США, то сейчас американцы достаточно успешно используют периферию для усиления своего влияния. Европа — не исключение, тем более что это серьезный экономический конкурент США. Они делают все, чтобы ослабить не только Россию, но и европейские страны. Украинские события — очень удачный повод для США обвинить Россию в участии в гражданской войне.
«СП»: — Нужно ли России втягиваться в эту новую гонку вооружений и отвечать на польскую угрозу?
— Полагаю, Россия выбрала наиболее правильные ответные меры, решив не втягиваться в это соревнование, оно может продолжаться до бесконечности. Россия вместо этого просто перестала покупать у Запада продукты. Выработка ассиметричных мер ответа — лучшее, что можно предпринять государству для нормального функционирования. Например, если сейчас ужесточат санкции, мы закроем воздушное пространство транссибирских магистралей, а это принесет огромные убытки всем западным авиаперевозчикам. Хотя не думаю, что до этого дойдет, европейцы и так уже думают, как достойно выйти из этой ситуации с обменом санкциями.
Нас хотят втянуть в симметричный размен, но в этом случае мы, вероятно, проиграем. Зато если будем отвечать ассиметрично — выиграем. В свое время советское правительство понимало, что если строить такие же авианосцы, как у США, Советский Союз, грубо говоря, останется без штанов. Мы перешли на подводный флот и существенно переиграли американцев в морской составляющей, что бы они ни говорили.
«СП»: — Министр обороны Украины Гелетей заявлял, что страны НАТО согласились снабжать Украину оружием. Теперь о готовности продавать вооружения Киеву заявила Польша. Будет ли Варшава вооружать Украину?
— Все заявления министра обороны Украины, после его последнего выступления о том, что Россия применила в Донбассе ядерное оружие, я воспринимаю, как бред сумасшедшего. Тем не менее, вполне возможно, что Польша, заключив контракт с американцами и усилив свой наступательный потенциал, будет искать помойку, куда можно сбросить свое старое вооружение советского периода, да и устаревшую американскую технику, которой она накопила достаточно. Украина — именно то место, где можно это вооружение утилизировать с выгодой для себя.
«СП»: — Украина, Польша и Литва подписали соглашение о создании совместной бригады, которая «будет охранять порядок в Европе». Каким родом деятельности может заниматься такая бригада?
— Я плохо понимаю политику Украины, которая ведет гражданскую войну, но при этом создает интернациональную бригаду. Если говорить простым, а не профессиональным языком, все эти политические «понты», которые закатывает Украина, вызывают уже даже не смех, а раздражение и брезгливость. Никакой реальной угрозы такая бригада представлять не может. Настоящая угроза создается постепенно и методично, а вот эта фантастика, раздуваемая на границе с Россией, просто должна, по их мнению, заставить нас содрогаться от их мощи. Они так стараются напугать нас, что в итоге пугаются сами.
Глупость в том, что люди потеряли серьезные ориентиры для перспективы развития. Меня удивляет Европа, которая всегда была классикой политической культуры, а сейчас превращается в деревенского сумасшедшего, который выполняет указания другого деревенского сумасшедшего из-за океана. Куда делся здравый смысл европейских политиков?
Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев считает, что размещение ракет средней дальности на территории Польши представляет для России определенную угрозу, но отвечать на нее нужно не только военными, но и дипломатическими методами.
— Дальность стрельбы ракет AGM-158А — 200 морских миль, то есть 370 км. Угроза России от этих вооружений самая непосредственная. Установка ракет этого класса означает, что самолеты польских ВВС смогут поражать объекты в Калининградской области, не выходя из своего воздушного пространства. Это серьезное усиление польских военно-воздушных сил.
Отмечу, что сам контракт на закупку вооружений не подписан, пока что его только одобрил американский Сенат. Но, как правило, это значит, что сделка состоится. Польша в будущем намерена купить эти же ракеты, но другой модификации с увеличенным радиусом действия — до 500 км. Если эта программа будет развиваться и польские ВВС получат на вооружение такие ракеты, то они смогут, не выходя из своего воздушного пространства, поражать объекты не только в Калининградской области, но и в западных регионах России. Это непосредственная угроза для нашей страны, на которую нужно реагировать.
«СП»: — Могут ли другие страны Восточной Европы получить аналогичные вооружения?
— Удушение России идет по периметру наших западных границ. Польша — один из самых оголтелых проводников политики США с достаточно внушительным оборонным бюджетом, поэтому из всех восточноевропейских стран Вашингтон поставляет вооружения, в первую очередь, именно ей. Скорее всего, более современные вооружения начнут поставлять и другим странам НАТО, но это будет зависеть от наличия бюджетов, просто так США ничего не делают.
«СП»: — Как нужно отвечать на такие недружественные действия Польши?
— Военная составляющая у нас и так достаточно успешно развивается. Я считаю, что в этой ситуации главные недоработки были по линии Министерства иностранных дел. Это следствие практики назначения послов РФ в страны ближнего зарубежья и Восточной Европы по остаточному принципу. За последние 25 лет МИД полностью провалил работу в этом регионе из-за назначения непрофессионалов, хотя в эти страны нужно было направлять самых квалифицированных дипломатов. И сейчас с Польшей и другими странами Восточной Европы нужно действовать, прежде всего, по линии МИДа. У нас есть, чем ответить им в военном плане, но чтобы не было лавинообразного усиления вооруженных сил стран, которые с нами граничат, нужно прилагать дипломатические усилия.
«СП»: — Польский министр обороны заявил о готовности поставлять Украине вооружения, о чем может идти речь?
— Речь не обязательно идет о поставках устаревших американских или советских вооружений. Не нужно недооценивать Польшу. Она ведет несколько крупных совместных разработок с Украиной. Причем разрабатывают самые современные виды вооружений: бронетехнику, противотанковые комплексы. Скорее всего, слова министра обороны Польши свидетельствуют о возможном переходе от разработок к производству. Для этого может быть использован и украинский оборонно-промышленный комплекс. Более того, для него польские заказы могут стать спасательным кругом, ведь после того, как украинское руководство приняло решение прекратить сотрудничество с Россией в оборонной сфере, ОПК простаивает без дела.
«СП»: — Нет ли опасности, что получив дополнительные вооружения от той же Польши, Киев решит использовать их для нового этапа подавления Донбасса?
— Политики, которые возглавляют Украину сейчас, никогда не смирятся с потерей Донбасса. Они хотят решить эту проблему только военным путем. И я не думаю, что для этого Киев будет долго ждать или наращивать вооружения. Дело в том, что они и так накопили достаточно техники. Им есть, чем воевать, вот только воевать некому.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.