Невыдуманные истории нашей космической отрасли
Если все пойдет, как задумали парни из стартапа MegaBot, то уже в следующем году состоится дуэль гигантских роботов-гладиаторов — обновленного Mk. II из США и Kuratas Battle Mech из Японии. По задумке американской стороны, это состязание положит начало новому виду развлечения. В презентации, размещенной на страничке в Kickstarter.com, говорится, что битва гигантов будет носить ярко патриотический характер и станет началом нового вида робототехнического спорта.
О роботе Mk. II известно, что эта пятитонная машина высотой 4.5 метра имеет гусеничный ход, защищена легкими броневыми плитами и сеточным обвесом. Создавалась она для пейнтбола и способна передвигаться по пересеченной местности со скоростью 5 км в час. У неё есть мощные гидравлические «руки», с помощью которых Mk. II стреляет из различного оружия.
Японцы приняли вызов, но только с одним условием, что бой будет рукопашный. Справедливости ради, Mk. II нельзя назвать классическим роботом, поскольку им управляет человек-оператор, который находится в кабине, защищенной решеткой.
Что предложат в ответ инженеры из Страны восходящего солнца, пока неизвестно, поскольку ряд корпораций решились оказать помощь с модернизацией японского «гладиатора». Остается также тайной, будет ли Kuratas-трансформер полностью автоматизированным, или явится в образе гигантского гуманоидоподобного манипулятора с человеком внутри (такой вариант имеется). Эксперты уверяют, что скорей всего он будет управляться с помощью пилота со шлемом 3D, находящего вне машины. У японцев есть даже приложение на смартфоне-андроиде, с помощью которого можно порулить гигантом. О Kuratas Battle Mech известно, что он весит 4.5 тоны, передвигается с помощью колес, установленных на трех опорах со скоростью до 20 км в час. Обошелся «гуманоид» своим создателям в один миллион евро, но Министерство обороны им не заинтересовалось.
Невыдуманные истории нашей космической отрасли
В любом случае, американцы объявили сбор денег в размере 500 тысяч долларов для усовершенствования Mk.II. В результате стоимость «тяжеловеса» достигнет 1.5 миллиона долларов. Дополнительные деньги необходимы для того, что сделать машину устойчивой к ударам противника, поскольку, «если робот упадет, то он вряд ли поднимется». Кулачный бой будет обеспечивать энергетическая установка мощностью 5 лошадиных сил. Расчеты показывают, что этого достаточно, чтобы точным ударом отправить «японца» в нокаут.
Впрочем, как бы ни хвалились янки, на сегодня в робототехнике конкурентов японцам нет. В Стране восходящего солнца роботов можно встретить где угодно: в магазинах, в банках и даже на стройках, не говоря уже о промышленности. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ недавно сказал, что в его стране началась роботизированная революция. В частности, 15 мая этого он на специальном заседании совета по инновациям призвал ведущие национальные корпорации оказать безвозмездную робототехническую помощь малому и среднему бизнесу во всех уголках страны. «Опираясь на 200 компаний и университетов под председательством Mitsubishi Electric, Nomakuchi, совет стремится расширить применение робототехники во всей японской промышленности», — заявил Синдзо Абэ. Ресурсы для этого можно найти за счет увеличения экспорта этой продукции за рубеж, который, по расчетам правительства, вырастет с 4,9 млрд. долларов в этом году до 20 млрд. долларов в 2020 году.
Это необходимо, чтобы закрыть острые социальные проблемы, возникшие в связи со старением населения. Отметим, что Япония лидирует в мире по этому показателю. Более 31 миллиона человек из 127,3 млн. общего населения старше 65 лет (данные 2013 года). Если сейчас на одного пенсионера приходится 2.3 человека из числа трудоспособного населения, то в 2060 эти цифры сравняются. В то же время резкое повышение производительности труда в различных секторах влекут за собой множество профессиональных ошибок.
При этом применение женского труда или привлечение гастарбайтеров вообще не рассматривается политическим руководством. Куиширо Сано (Kyuuichiro Sano), директор департамента новых технологий Министерства экономики, торговли и промышленности Японии (METI) в этой связи сказал, что «нехватка рабочей силы является структурной проблемой, с которой сталкивается Япония, учитывая старение общества. Помочь нам могут только роботы». По его словам, сейчас в стране самый маленький уровень безработицы — всего 3.3%, и на объявленные вакансии в высокотехнологическом секторе вообще нереально найти претендентов. Всё это резко контрастирует с отчетами по труду других развитых стран, которые утверждают, что даже обычная автоматизация (без учета роботизации) негативно влияет на статистику по рабочим местам.
Иными словам, «что японцу — хорошо, то европейцу — смерть». Корпорация Toshiba уже выпускает роботов «Aiko Chihira», способных заменить некоторые профессии. В частности, в супермаркете Мицукоси в центре Токио эти симпатичные hi-tech-девушки встречают посетителей и отвечают на интересующие их вопросы, то есть заменяют продавцов-консультантов. А корпорация Mitsubish презентовала робота, выполняющего работу клерка в токийском банке UFJ. И все-таки речь, по сути, идет об игрушках по сравнению с производственными образцами. По данным METI, корпорации Страны восходящего солнца являются крупнейшими поставщиками промышленных роботов. Японцы охватывают половину мирового рынка, а также 90% в ключевых элементах робототехники, таких как точность редукторов и позиционных систем.
Определенную конкуренцию в будущем японцам могут составить компании Google и стартапы в рамках американской программы «National Robotics Initiative», а также европейский проект «EU SPARC», запущенный в прошлом году. Опасается METI и китайцев, которые к 2020 году вложат во внутренний рынок робототехники 3 трлн. юаней ($ 500 млрд), тем самым увеличив за 7 лет (начиная с 2013 года) производство роботов в 10 раз. Что касается другого конкурента — Южной Кореи, в которой с 2009 года реализуется программа господдержки, то объемы продаж этой высокотехнологической продукции выросли в два раз. Повторимся, что достигнуто это в основном за счет правительственных субсидий. Например, в будущем году планируется открыть технопарк «Robot Land», на который из казны потрачено 600 млн. долларов. Благодаря этому, Южная Корея занимает уверенное четвертое место в мире по развертыванию промышленных роботов в своей промышленности.
Лем Фугитт (Lem Fugitt), признанный эксперт по роботам, издатель сайта «Robots Dreams», отметил, что наиболее сильные позиции в этом сегменте у Toyota и Honda, что, в конечном счете, сказывается и на их автомобилях. Что касается конкуренции на мировом рынке, он считает, что Китай сильно отстает от Японии, к тому же КНР сама нуждается в этой технике, поэтому еще долго не будет её экспортировать. Южная Корея не имеет полного цикла производства, например, датчиков силы. Если японцы с ними поделятся секретными технологиями, то корейцы резко уйдут вперед. Однако этому не суждено сбыться. США также не смогут составить конкуренцию корпорациям Японии.
«Американцы, когда приходят на этот рынок, много шумят, — говорит Лем Фугитт, — тем самым вызывают хаос, сбивая покупателей с толку, а когда у них не получается, незаметно сбегают». С эти соглашаются и сами янки. Boston Consulting Group, например, пишет, что японские роботы имеют производительность труда на 60% выше американских манипуляторов. К 2025 году четверть все продукции в США будут делать «японцы».
Владимир Линдерман о пакте Молотова-Риббентропа
Одна из проблем Японии, по мнению издателя «Robots Dreams», заключается в нежелании национальных корпораций учитывать технические запросы других стран. «Промышленные роботы они делают исключительно для своих потребностей, — утверждает эксперт. — Если иностранцам интересно, то их продадут. Например, передовые японские инвалидные коляски имеют ограничения по весу 100 кг, и, хотя есть острый спрос на них в большем весе, никому в голову не придет специально их делать для американцев». Но в любом случае, робототехника в ближайшие десять лет выведет Японию в число сверхдержав, делает заключение эксперт.
В этой связи, не составит труда предугадать, кто победит в дуэли роботов Mk. II из США или Kuratas Battle Mech, особенно, если помощь японскому «гладиатору» окажут Toyota и Honda.