После визита вице-президента США на Украину, видимо, последует обострение в Донбассе
Лучше всего о неизбежности говорил Соломон. В Книге Екклесиаста. Хороших цитат — бессмертных цитат — там безудержно много. И, возможно, одна из самых известных звучит так: «Время собирать камни».
Боюсь, для Украины наступило именно такое время, логичное и предсказуемое. Евромайдан выпустил на волю бесов разрушения, и противоядия от них найдено не было. Благие намерения, согласно эффекту Люцифера, стали топливом для задания вектора, выгодного создателям и манипуляторам государственного переворота.
Задекларировав однозначность, заявив единственно правильную — и никакую больше — Украину, ту, где надо рваться в Европу и желательно иметь при себе портрет Степана Бандеры, новые власти отпугнули сотни тысяч, а, возможно, и миллионы людей. В первую очередь русских, если угодно, людей.
Отпал Крым, отпал Донбасс. Да, было, конечно же, и внешнее вмешательство, но доминантная причина — во внутренней непродуманности и безалаберности. Впервые по-настоящему «нагнули» несогласных, инакомыслящих в 2004 году, а спустя десять лет решили установить исключительно свои порядки.
Но не получилось. Замечу лишь, что подобный сценарий — в частности, я писал о нём в ноябре 2013 года, в самое начало Евромайдана — легко предугадывался, и тогда о вмешательстве России никто и не вспоминал. Уже после московская рука взбудоражила Украину, позволив новой постевромайдановской власти внешней войной прикрыть свои внутренние огрехи и промахи, коих хватало.
Дальше же началась цепная реакция по вероятному отпадению других украинских земель. Подчас это раздувалось специально, а подчас имело под собой реальные основания. Для скрепления разваливающегося конструкта, когда-то в нынешнем виде собранного большевиками, официальный Киев предпринял самые жёсткие меры: отнюдь не согласно идеалам Евромайдана людей арестовывали, открывали на них уголовные дела, кто-то надолго оказался в заключении, кого-то — вспомним Олеся Бузину — убили. Жуткое время для большой красивой страны, коей всегда была Украина.
После визита вице-президента США на Украину, видимо, последует обострение в Донбассе
Из последнего, оглушающего: 114 населенных пунктов Закарпатья заявили о желании создать «отдельный венгерский район» в Украине с центром в городе Берегово. И это куда более серьёзно, чем кажется на первый взгляд.
Ведь, напомню, ещё в мае 2014 года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о необходимости автономии и двойного гражданства для венгров, живущих на Украине. Тогда же представитель венгерской делегации в ПАСЕ заявил о том, что Украина — «искусственное государство, в состав которого несправедливо включено Закарпатье, ранее принадлежавшее Венгрии». Ныне же Ласло Брензович, венгр в составе Верховной Рады, заявил: «Ситуация, сложившаяся на местах компактного проживания венгров после недавних выборов, даёт все основания для формирования такой административной единицы».
Речь, конечно, о местных выборах, явка избирателей на которые, по самым оптимистичным прогнозам, составила около 30%. О выборах, по итогам которых новая украинская власть решила утвердить в городах и сёлах своих людей, управляемых, легко и безболезненно, из Киева. Лукавя, Пётр Порошенко назвал это децентрализацией власти, несмотря на то, что подписанные им — и поддержанные западными гарантами — Минские договорённости подразумевали федерализацию страны.
Депутат местных властей протестного Закарпатья Каролина Дорчи весьма категорична на данный счёт: «Сейчас происходит не децентрализация, а, наоборот, концентрация власти без надлежащей финансовой поддержки органов самоуправления на местах». И это лишь одно из многочисленных подобных мнений.
Выдавливание неугодных идёт на всех уровнях, на всех фронтах; весьма крупной жертвой очередного передела власти на Украине, например, является премьер-министр Арсений Яценюк. А армянин Арсен Аваков возмущённо говорит грузину Михаилу Саакашвили: «Убирайся из моей страны». Разброд и шатание только начинаются. Несмотря на все попытки сформировать круг сугубо своих людей, в органы местного самоуправления пришли люди с другими, нежели у Киева, намерениями.
Депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук назвал их сепаратистскими, уничтожающими страну при попустительстве государственного руководства, у которого отсутствует политическая воля. В частности, во многих районах проблемного Закарпатья уверенно победили именно венгерские партии.
Накануне же скандального заявления о создании «отдельного венгерского района» бойцы добровольческого батальона «Карпатская сич» при поддержке сотрудников СБУ напали на депутатов чешского парламента, прибывших с визитом в закарпатские города Ужгород, Сваляву и Мукачево для проверки того, как там обстоят дела с правами этнических меньшинств. Оказалось, что обстоят не очень. Чешские депутаты указали на факт преследования русинов и поддержали требования закарпатцев по реализации референдума 1991 года о предоставлении больших экономических полномочий региону. Против этого цепные псы украинского режима применили максимально суровые методы.
Однако слово, которого так боится официальный Киев, всё равно маячит в ближайшей перспективе. Слово это — «федерализация», заявленная по результатам Минских договорённостей, которые упорно не желает выполнять и всячески срывает Украина.
Между тем, сегодня в условиях серьёзнейших противоречий между различными регионами страны — противоречиями не только внешними, поверхностными, но и главным образом глубинными, затаёнными в самом устройстве государства, — возможно, только федерализация может примирить спорящих и стабилизировать общее положение дел. Этот путь уже прошли Россия и Германия. Внутри этих стран установился порядок, позволяющий учесть и гармонизировать языковые, культурные, этнические противоречия благодаря предоставлению регионам более широких полномочий. Такая мера была бы для Украины вестником реальных позитивных перемен.
Безусловно, вопрос о федерализации может — и должен — решать сугубо украинский народ своим волеизъявлением. Власть же — во многом и для своего личного блага, — как минимум, не должна ему в этом препятствовать, а как максимум, должна способствовать. Народ должен быть услышан; особенно после ошибок с Крымом и Донбассом, когда протесты населения сначала игнорировались, а после подавлялись силовыми методами. Украине сегодня нужны реальные эффективные меры по спасению собственной государственности. Понимает ли это украинская власть?
Власти Украины нашли у Януковича правовую защиту от нового Майдана
Вероятно. Однако далеко не факт, что народная воля будет иметь для неё какое-либо значение. Впрочем, есть человек, чьё мнение официальный Киев вряд ли сможет проигнорировать. Человека этого зовут Джозеф Байден. Американский куратор во время своего недавнего визита в Украину заявил о необходимости создания автономных, независимых штатов в Украине.
Скорее всего, так оно и будет. Новый формат Украины неизбежен.