18+
понедельник, 21 августа
В мире / Война в Сирии

Сирия: как остановить контрабанду нефти?

Эльдар Касаев предлагает четыре механизма решения проблемы

  
3875
Эльдар Касаев
Эльдар Касаев (Фото: из архива автора)

На протяжении длительного времени представители группировки «Исламское государство» * осуществляют контрабандные поставки углеводородов с захваченных сирийских и иракских месторождений. Помимо ИГ, месторождения Сирии оккупировали и другие террористические формирования, например «Джебхат ан-Нусра» ** — сирийское отделение «Аль-Каиды» ***.

Из-за контрабанды нефти и нефтепродуктов экономики Сирии и Ирака недополучают финансовые ресурсы, что весьма ощутимо в нынешней ситуации, когда государства — экспортеры нефти вынуждены интенсифицировать ее производство и сбыт ввиду низкой ценовой конъюнктуры.

Основным рынком сбыта нелегальной нефти является турецкий рынок.

Важно отметить, что ежесуточные объемы сырья, которые Турция покупает у террористов, зависят от того, смогут ли посредники беспрепятственно пересечь сирийско-турецкую границу, которую охраняют противники «Исламского государства». «Цена вопроса» для Турции составляет лишь порядка 15 долларов за баррель. Краденая нефть уходит за рубеж по рыночным ценам, которые примерно в два раза выше цены, которую турецкие покупатели заплатили исламистам.

География сбыта весьма обширна. Есть сведения, что ворованная нефть также идет в Иорданию, и оттуда международные трейдеры распространяют ее по всему миру, включая Европу и США. Поэтому нет ничего удивительного в том, что контрабандная нефть, поставляемая боевиками «Исламского государства», с самого начала привлекала Турцию из-за крайне низкой цены. Перепродавая ее, турки имеют возможность получить дополнительную прибыль и продолжить бомбить курдов, прикрываясь версией борьбы с радикалами.

Турки, конечно, могут использовать купленную у террористов нефть и на внутреннем рынке, поскольку собственная нефтедобыча в стране незначительна, а потребление энергоносителей высокое.

С учетом сказанного выше вполне закономерным и своевременным выглядит следующий факт. Сегодня перед политическим истеблишментом России, США и других игроков, заинтересованных в позитивном решении сирийской «заварухи», остро встал вопрос разработки и внедрения четких и эффективных международно-правовых норм, которые бы не позволили радикалам регулярно получать финансовую подпитку за счет нелегального сбыта «черного золота».

Говоря о существующих международно-правовые нормах или доктринах о незаконном захвате нефтяных и газовых месторождений на территории так называемых «несостоявшихся государств» и о транспортировке энергоносителей в другие страны, следует отметить, что при обсуждении данной проблемы с точки зрения международного права невольно сталкиваешься с двойной сложностью.

Во-первых, сам термин «несостоявшееся государство» на сегодняшний день остается спорным, и до сих пор не существует когерентной (согласованной) и общепризнанной международно-правовой доктрины в отношении таких государств.

Во-вторых, «Исламское государство», несмотря на название, является не государственным актором (действующим субъектом), а террористической организацией, действия которой в ходе вооруженного конфликта не регулируются нормами международного гуманитарного права.

В ситуации с действиями «Исламского государства» в Сирии налицо незаконный захват части территории государства, на которой расположены нефтегазовые месторождения, принадлежащие сирийскому государству (ст. 14 Конституции САР). До захвата эти углеводородные кладовые разрабатывали государственные и частные компании.

Стоит особо подчеркнуть, что в случае с временной оккупацией части территории одного государства вооруженными силами другого государства в состоянии войны международное гуманитарное право разрешает армии, занимающей область, управление и пользовладение месторождениями как недвижимым имуществом (ст. 55 Гаагской конвенции № 4 о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Однако в случае с «Исламским государством» речь идет, скорее, об аннексии части территории государства террористической организацией, не являющейся субъектом международного права и не соблюдающей законы ведения войны.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что ИГ контролирует сирийские месторождения и занимается добычей и экспортом углеводородов совершенно незаконно. Тем не менее, следует еще раз обратить внимание на то, что в таком разрезе данный вопрос в международно-правовой доктрине не специфицирован.

Каковы же могут быть конкретные международно-правовые механизмы решения проблемы незаконной контрабанды нефти и обеспечения энергетической безопасности государства?

Первое. Не секрет, что ИГ заключает сделки на продажу нефти и нефтепродуктов с оккупированных территорий Сирии с независимыми иностранными трейдерами (сделки заключаются буквально рядом с самой скважиной!). В этой связи необходимо принять жесткие международно-правовые нормы, которые бы предписывали соразмерную правонарушению меру наказания как государственным, так и частным продавцам.

Второе. Вопрос надлежащего объема поставок нефти и нефтепродуктов. Например, из Ирака нефть идет в Турцию по двустороннему договору между двумя государствами. Однако из-за сильной коррупционной составляющей, которая позволяет наряду с легальными поставками осуществлять и контрабандный экспорт углеводородов, на турецкий рынок приходит больше сырья, чем полагается по контракту. Такой же сценарий реализовывается и в Сирии.

Как представляется, было бы целесообразным учредить специализированное международное агентство, подотчетное ООН, а не региональным организациям (например, ОПЕК или ОАПЕК), поскольку на региональном уровне коррупционные риски весьма велики.

Главная цель созданной организации — контроль над объемами нефти и нефтепродуктов, которые идут из Сирии на внешние рынки. Кроме того, агентство будет следить за тем, чтобы и на внутреннем рынке Сирии все было легально (есть информация, что даже военнослужащие президента Башара Асада не прочь купить за бесценок ворованную нефть и для внутренних нужд, и для сбыта за рубеж с солидным наваром).

Изъятые в ходе мониторинга объемы нефти, нефтепродуктов, а также финансовые ресурсы от контрабанды углеводородов, следует аккумулировать на счетах этого агентства до принятия решения по линии ООН о судьбе этого топлива и средств.

Третье. Расчеты за нефтяные сделки экстремистов с иностранными покупателями осуществляются через банковскую систему. В рядах террористов есть профессионалы в банковской сфере, которые вполне способны осуществить самые разнообразные валютные операции. Кроме того, группировка ИГ захватила крупный банк в иракском Мосуле.

Целесообразно перекрыть возможность «Исламскому государству» и аффилированным с этой группировкой структурам осуществлять валютные операции через международные межбанковские системы.

США и страны Запада, которые де-факто борются с террористами и на иракском, и на сирийском треке, вполне могут способствовать положительному решению этой задачи. Если, конечно, захотят.

Четвертое. Все без исключения международные игроки заинтересованы в надежности и долгосрочности поставок энергоносителей на различные рынки. Обстановка в Сирии давно стала не только региональной, но и глобальной проблемой, в том числе нефте- и газотранспортной (сама Сирия не является существенным экспортером углеводородов, но представляет живой интерес как транзитная страна).

Например, Катар заинтересован в том, чтобы через сирийскую территорию была проложена магистраль, которая бы позволила осуществлять экспорт катарского сырья в Турцию, а затем в Европу.

Это способствовало бы укреплению катарских позиций на турецком и европейском рынках и, как следствие, понизило бы конкурентоспособность российского сетевого (трубного, магистрального) природного газа на этих направлениях.

В этой связи в государственном диалоге с США и другими игроками российской стороне целесообразно лоббировать принятие международных норм, которые бы обеспечили надежность и долгосрочность отечественных экспортных энергетических потоков.

Автор — востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России.


* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

*** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня