Первый официальный комментарий событий новогодней ночи в Кёльне, а также в двенадцати других городах Германии, прозвучал достаточно беспомощно.
Как заявил президент Федерального ведомства уголовной полиции (нем. аббр. — ВКА) Хольгер Мюнх, «мы столкнулись с новой для себя разновидностью преступлений, распространённых в некоторых арабских странах. Речь идёт о групповом сексуальном домогательстве к женщинам в публичном пространстве, получившим название „тахарруш гамеа“. Такие преступления совершаются в основном при крупных столпотворениях, например, во время митингов и демонстраций. Ранее подобные случаи в Германии не фиксировались, однако нам известен схожий приём, используемый карманниками для отвлечения внимания жертвы. На данный момент известные полиции лица, совершившие такие преступления, это в основном молодые люди североафриканского происхождения».
Мужские «игры» на свежем воздухе
«Тахарруш гамеа» (от арабск. "групповое домогательство" и «игра») — противоправное деяние, распространённое в Египте, Тунисе и ряде других арабских стран. Оно заключается в том, что большая группа мужчин окружает жертву, после чего её начинают ощупывать, раздевать и в итоге насиловать. Обычно это происходит во время массовых мероприятий. Полиция не видит, что происходит в центре круга, так как люди, стоящие по его периметру, отвлекают внимание.
Считается, что «тахарруш» как массовое явление возник в ходе «арабской весны», когда на волне народных выступлений против действующей власти произошли перевороты в Тунисе, Йемене, Египте и Ливии.
Считается также, что «испытательным полигоном» этой «игры» стала площадь Тахрир в центре столицы Египта — Каире. Там 11 февраля 2011 года участники манифестаций изнасиловали, а затем зверски избили 40-летнюю журналистку из ЮАР Лару Логан. В ноябре того же года на той же площади, прямо напротив здания МВД толпа изнасиловала 32-летнюю французскую тележурналистку Каролин Синз. В июне 2012 года та же участь постигла её британскую коллегу Наташу Смит, а в январе 2013-го — египетскую журналистку Ханию Мохеб и ещё 18 женщин.
Всего же, по данным Египетского центра защиты прав женщин (ECWR), только с января 2012 года по июнь 2014-го в Стране пирамид жертвами «тахарруш гамеа» стали свыше 500 женщин, в абсолютном большинстве — мусульманок.
К истории вопроса
С тем, что каирская площадь Тахрир стала полигоном для «тахарруш», согласиться можно. Вот только «инкубатором» этого явления следует считать не «арабскую весну» 2010−2012 годов.
По словам ливанского политолога, профессора Калифорнийского университета Асада Абу Халила, «термин „taharrush jinsi“ (арабск. — массовое домогательство) был известен в арабском мире, по крайней мере, с начала 1950-х годов». Всемирную же известность термин приобрёл после событий 25 мая 2005 года в Каире.
Тогда египетские силы безопасности были обвинены в применении по сценарию «тахарруш» насильственных действий сексуального характера для подавления проходивших на Тахрире массовых политических акций участниц движения за женское равноправие. После публикации в The New York Times об этом «феномене» сообщали и многие европейские СМИ.
Ещё один резонансный эпизод произошёл в октябре 2006 года, и тоже в Каире. Сотни молодых людей, которым не удалось попасть в кинотеатр, где шёл фильм, вызвавший неслыханный ажиотаж, прямо на столичных улицах при полном бездействии полиции в течение пяти часов (!) всё по той же схеме «тахарруш» насиловали женщин.
О тех событиях тоже сообщали СМИ, причём сравнительно недавно — 3 сентября 2012 года об этом оповестил медиаресурс BBC News. А правозащитники из Amnesty International с 2013 года на весь мир бьют в набат по поводу жертв «тахарруш гамеа»!
Пока гром не грянет
Так что заявление президента ВКА Хольгера Мюнха о том, что «мы столкнулись с новой для себя разновидностью преступлений», несколько лукаво. Да, для полиции новогодние события в Кёльне стали первыми в Германии массовыми беспорядками такого характера. Но, спрашивается, а почему для правоохранителей они оказалась полнейшей неожиданностью? Не потому ли, что криминологи и полицейские аналитики не отслеживают даже резонансные события в мире иностранного криминала?
И ещё. Лавина ближневосточных и североафриканских беженцев — преимущественно молодых мужчин, не приемлющих европейские ценности как таковые, захлёстывает Германию с лета прошлого года. Но никому из полицейского руководства страны в голову не пришло поручить подчинённым службам изучить особенности этнической преступности принимаемого контингента. Это сейчас, после кёльнских событий, в МВД Северного Рейна-Вестфалии заговорили о том, что нужно обучить персонал грамотно противостоять таким угрозам при их возникновении в будущем. Вот уж, воистину, пока гром не грянет…
А тем временем немки массово вооружаются и записываются на курсы самообороны. Так, в Берлине за первые две недели нового года малогабаритных пистолетов реализовано втрое больше, чем за весь январь 2015-го. Запасы же баллончиков с перцовым газом продавцы не успевают пополнять. Что же касается курсов самообороны, то женщины отдают предпочтение основам израильской военной системы рукопашного боя без правил «Крав-мага», на практике доказавшей свою эффективность. «Листы ожидания» в спортивных центрах, где этому обучают, заполнены на месяцы вперёд. По словам тренера одного из таких центров в Берлине Бьёрна Вибе, «возраст курсанток от 20 до 60 лет».
Чем завершится карнавал?
В пятницу, 29 января, в заявлении для СМИ официальный представитель прокуратуры Кёльна Бенедикт Кортц сказал, в частности:
«Сейчас следствие рассматривает свыше 1000 заявлений потерпевших в ходе событий на привокзальной площади в новогоднюю ночь. Из них 433 заявления по фактам преступлений сексуального характера, остальные — по фактам грабежей, краж, причинения телесных повреждений и др. Расследование проводит отдел борьбы с организованной преступностью. Под следствием находятся 44 подозреваемых, в основном, североафриканцев, из них 10 арестованы. В полиции Кёльна для оперативного сопровождения расследования создана особая комиссия (Sonderkommission) „SoKo Neujahr“ (Новый год) из 140 сотрудников».
Во избежание эксцессов, тождественных новогодним, в четверг, 4 февраля, во время праздничных мероприятий традиционного кёльнского карнавала (Carnival in Cologne) порядок на улицах города будут обеспечивать 2500 полицейских, что в три раза больше, чем в прошлом году, — сообщает пресс-центр кёльнского полицайпрезидиума.
«Тахарруш» шагает по Европе
Как сообщило новостное агентство Euronews, МВД Швеции сейчас расследует обвинения в адрес полиции Стокгольма со стороны СМИ. Полицейских обвиняют в сокрытии фактов сексуальных домогательств по сценарию «тахарруш гамеа» во время проведения летом 2014 и 2015 годов молодёжного музыкального фестиваля «We are STHLM» в Стокгольме.
В 2014 году на домогательства со стороны большой группы афганских беженцев пожаловались 18 девушек, а в 2015-м двадцать, из которых 13 были младше 14 лет.
В обоих случаях полицейские или отказывали потерпевшим в приёме заявлений, или, будучи вынуждены их принять, «клали под сукно».
Аналогично действовали уже в январе 2016 года и полицейские города Кальмар, что на юге Швеции. По информации крупнейшей в Скандинавии ежедневной газеты Aftonbladet, в новогоднюю ночь полиция получила 14 заявлений молодых шведок, ставших жертвами групповых сексуальных домогательств со стороны беженцев. Но ни одному из заявлений не был дан ход.
О противоправных действиях полицейских Стокгольма и Кальмара стало известно в связи с облетевшими и взбудоражившими весь мир новогодним происшествием в Кёльне.
Кроме Германии, в ночь на 1 января 2016 года события по тому же сценарию имели место в швейцарском Цюрихе, австрийском Зальцбурге и столице страны Вене.
Единственный город, где силы правопорядка сумели предотвратить разгул насильников — Хельсинки. Там в новогоднюю ночь на подземной станции столичного вокзала с намерением устроить «новогодние гуляния» по кёльнскому образцу собрались около тысячи беженцев из Ирака. Однако заранее предупреждённые полицейские вытеснили их на площадь и рассеяли. Но даже при этом «несчастные беженцы» умудрились напасть на семерых женщин, подвергнув их грубейшим сексуальным домогательствам. По всем заявлениям потерпевших возбуждены уголовные дела.
Как заявил заместитель начальника полиции Хельсинки Илкка Коскимяки, «в Финляндии случаи сексуального насилия в парках и на улицах были неизвестны до 2015 года, когда сюда прибыло 32 000 иракских беженцев, что в 10 раз больше, чем годом ранее».
Германия