18+
понедельник, 25 июля

F-22 летает на украденной технологии

Русский вклад в американские самолеты-невидимки

  
21551
Американский истребитель F-22 Raptor
Американский истребитель F-22 Raptor (Фото: AP/TASS)

20 лет назад американская компания Zoltek из Сент-Луиса, производящая композитные материалы на основе полимеров, подала судебный иск против Пентагона и его подрядчиков. Однако справедливости за 20 лет так и не добилась. И вот сейчас компания предпринимает новую попытку получить с военного ведомства США компенсацию за украденную технологию, которая позволяет таким гигантам американского ВПК как Lockheed Martin и Northrop Grumman получать миллиардные прибыли.

На сей раз шансы у Zoltek выиграть тяжбу существенно выше. Хотя бы потому, что появилось признание одного из конструкторов: да, украли. К тому же Zoltek теперь обзавелась иностранным покровителем, которому не так-то просто выкручивать руки на основании «интересов национальной безопасности».

Поглощение чужих денег

Суть тяжбы такова. В 1984 году компания Zoltek подала в Патентное бюро США заявку на регистрацию технологии на получение композитных материалов на основе полимеров, которые могут применяться для поглощения радиоволн. В 1988 году патент был получен. А вскорости широкой публике был показан разработанный компанией Northrop Grumman стратегический бомбардировщик B-2, в котором были использованы стелс-технологии. И в частности, применено покрытие, поглощающее радиоволны, которыми РЛС противника облучает самолет.

В период разработки В-2 Nothrop Grumman закупила у Zoltek экспериментальные образцы покрытия, заплатив несколько тысяч долларов. После их исследования на фирму пришло благодарственное письмо от имени ведущего инженера Джорджа Роджерса, создававшего В-2, в котором разработки Zoltek были названы «уникальными».

Больше Zoltek никогда ни от кого из производителей самолетов и кораблей со сниженной радиолокационной видимостью не получил ни цента.

Еще более скандальная история произошла с компанией Lockheed Martin, которая в начале 90-х сделала истребитель-невидимку пятого поколения F-22. Он покрыт углеродистым волокном Tyranno fiber, технология изготовления которого безвозмездно позаимствована у Zoltek.

Все претензии истцы обратили к Пентагону, который использует стелс-технологии, не заплатив за это владельцам патента.

Юристы Пентагона в течение двадцати лет обороняются крайне изобретательно. Так, на первом этапе этой тяжбы им удалось доказать в суде, что патент недействительный, поскольку якобы ученые прекрасно знали, как различные температурные режимы влияют на электрическое сопротивление углеродисто-волокнистых материалов и как от этого изменяется их способность поглощать радиоволны.

Следующая судебная инстанция отменила постановление предыдущей, тем самым восстановив в правах патент, выданный компании Zoltek десять лет назад.

Однако Федеральный претенциозный суд в Вашингтоне, в конце концов, нашел среди многочисленных федеральных законов тот, который устроил Министерство обороны и его подрядчиков. Судья сослался на положение о секретной информации, раскрытие которой способно причинить ущерб безопасности страны. Тем самым было наложено вето на проверку утверждения компании Zoltek о том, что производитель F-22 Lockheed Martin воспользовался ее технологией.

Логика тут такая. Если это утверждение будет доказано, то «вероятные противники США» при создании своих самолетов смогут воспользоваться патентом Zoltek, который находится в открытом доступе. Соображение абсолютно смехотворное. Эти самые «вероятные противники», главными из которых Пентагон числит Россию и Китай, уже всю покрывают свои самолеты чем надо, не заглядывая через плечо американцам.

Необходимо сказать, что закон о секретности крайне полезен не только в случае решения коммерческих споров, но и тогда, когда необходимо сокрыть крайне неприятную для военного ведомства, а также для правительства информацию. Он начал применяться в конце 50-х годов. И первый прецедент состоялся, когда родственники погибшего при крушении бомбардировщика экипажа бомбардировщика В-29 потребовали предоставить им протоколы расследования. Им это было необходимо для получения денежной компенсации и для восстановления добрых имен своих близких. Протоколы им не предоставили. Сейчас же речь идет о куда более серьезном материальном иске.

Но Zoltek пытается дожать Пентагон. На том основании, что бывший инженер компании Northrop Grumman Джордж Роджерс намеревается поддержать в суде обворованную компанию. Он не только впервые увидел необходимый для бомбардировщика материал среди образцов продукции компании из Сент-Луиса, но осведомлен о том, что специально изучалась технология его производства.

Появился и еще один момент, благодаря которому у Zoltek возросли шансы на победу. Полтора года назад ее приобрела за полмиллиарда долларов транснациональная корпорация Toray Industries со штаб-квартирой в Токио. Компания очень серьезная, о чем, например, свидетельствует ее ежегодный доход, приближающийся к двадцати миллиардам долларов. Так что теперь Пентагон будет иметь дело не с парнями из Сент-Луиса, а с респектабельными господами из столицы Японии.

Геометрия невидимости профессора Уфимцева

Необходимо сказать, что стелс-технологии — это не только укрывание планера самолета поглощающими радиоволны материалами. Существует и еще несколько инженерных приемов, способствующих снижению заметности.

Дело в том, что добиться полного поглощения радиоволн специальными покрытиями невозможно. Всегда на РЛС противник наблюдает отраженное эхо, пусть и сниженное. В последнее время наиболее продуктивным мероприятием считается изменение классической геометрии планера таким образом, что он начинает отражать радиоволны в стороны по отношению к излучающему их радару. Плавные переходы, снижающие турбулентность, заменяются плоскостями и геометрическими углами. В связи с чем подвергшиеся наибольшей «геометрической вивисекции» самолеты острословы сравнивают с летающими утюгами.

Значительный вклад в заметность самолета для радаров вносят бортовые РЛС. С этим борются двумя способами. Во-первых, используют оптико-локационные станции (ОЛС), во время работы которых РЛС отключаются. Ничего не излучающие ОЛС дают хороший результат по обнаружению и сопровождению целей. Во-вторых, например, на российском Т-50 ПАК ФА активная фазированная антенная решетка располагается под наклоном относительно курса самолета. Тем самым уменьшается мощность излучаемых радиоволн.

И, наконец, необходимо снижать и заметность самолета в инфракрасном диапазоне, то есть прятать тепловое излучение двигателя. С этой целью вводят систему охлаждения нагретых участков, используют специальные присадки для топлива, добиваясь снижения температуры реактивной струи, особым образом располагают сопла.

В заключение необходимо сказать, что в проектирование бомбардировщика-невидимки В-2 был сделан и значительный русский вклад. И сделал его российский ученый-физик Петр Яковлевич Уфимцев. Работая в ЦНИИРТИ в области дифракции на телах сложной формы, он разработал принципы создания оптимальной для рассеяния радиоволн геометрии. При этом предложил математический аппарат для моделирования рассеивающих двухмерных и трехмерных поверхностей. Его работой заинтересовались. Однако от идеи создания малозаметного самолета отказались в связи с тем, что сложная геометрия должна была существенно снизить летные качества летательного аппарата.

В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла книга Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Приводился в ней и математический аппарат. Книгой заинтересовались американские военные. И, во многом используя теорию Уфимцева, в середине 70-х годов создали самолет-разведчик SR-71 нетрадиционной геометрии.

В это время ученый работал уже в академическом институте в подмосковном Фрязине и к оборонной промышленности не имел никакого отношения. В 1990 году, когда ученые стране стали «не нужны», по приглашению Калифорнийского университета он перебрался в США и занялся преподавательской деятельностью.

Но военным корпорациям он был прекрасно известен. И совсем скоро его позвали в Northrop Grumman, где он занялся доработкой готовящегося к серийному выпуску бомбардировщика B-2 Spirit.

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Цитата дня
Комментарии
Первая полоса
Рамблер новости
СМИ2
Фото дня
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье