Выпускники российских вузов: меньше 74 тыс. руб. не предлагать
Создать Франкенштейна намереваются американские ученые. Самого что ни на есть настоящего, то есть имеющего все качества Homo sapiens, только с «отдельными искусственно заданными свойствами». Об этом говорили на днях в американском Гарварде на засекреченном совещании, посвященном созданию синтетического генома человека. Участвовало в нем около сотни ученых, юристов и предпринимателей, с которых загодя взяли подписку о неразглашении.
Но, как известно, нет ничего тайного, чтобы оно не стало явным. Так случилось и на этот раз. Информация о возможном скором создании «нового Франкенштейна» быстро распространилась сначала по самому Гарварду, а затем вышла и на просторы Интернета. Речь идет о научной работе, которая качественно будет отличаться от уже привычного современным исследователям «редактирования». То есть, ученые не просто «скорректируют» один-два гена, исправляя те или иные дефекты организма, часто врожденные, а изготовят всю ДНК. Это значит, что заданные природой пары оснований (их ещё называют спаренными основаниями) не будут сдерживать биологов в их экспериментах с человеческим телом.
После того как информация о совещании просочилась в СМИ, его главный организатор генетик из Гарварда Джордж Черч (George Church), поспешил успокоить общественность, заявив, что тема встречи ученых была посвящена не синтетическому геному человека как таковому, а «всего лишь перспективам производства длинных нитей ДНК».
Между тем, журналистам New York Times удалось выяснить: изначально новый секретный проект назывался «HGP2: проект синтеза генома человека», а в приглашении на встречу, прошедшую при закрытых дверях, однозначно указывалось, что главной целью ученых является «синтез полного генома в клеточной линии». И лишь когда разразился «скандал с утечкой», организаторы «междусобойчика» поменяли название на более скромное — «Испытание крупных синтетических геномов в клетках».
Получить полный геном человека Джордж Черч надеется уже через десять лет. Ранее схожее достижение, разве что меньших масштабов, оказалось под силу исследовательской группе другого американца - Джона Крэга Вентера (John Craig Venter). Этот генетик и биолог слывет в научном мире авантюристом. Прославился он в своё время успехами в расшифровке генома человека. После чего стал предлагать свои услуги «в корректировке» всем желающим, естественно за деньги. Сейчас он признанный лидер самых радикальных направлений современной генетики и первопроходец в области синтеза искусственной жизни.
Так вот, в 2010 году Вентер создал бактерию с искусственным геномом: получил полную геномную последовательность ДНК клетки бактерии Mycoplasma mycoides, а затем на основании полученных данных воссоздал геном данной бактерии химическим путем. По внешнему виду, параметрам поглощения питательных веществ и темпам роста полученные гибриды ничем не отличались от «натурального продукта».
Выпускники российских вузов: меньше 74 тыс. руб. не предлагать
Однако создание искусственной клетки человека - задача значительно более сложная. До сих пор она считалась «едва ли реальной». В феврале текущего года правительство Великобритании после долгих дебатов, в основном этического свойства, все-таки разрешило исследователям проводить эксперименты по редактированию геномов эмбрионов человека. Конечная цель, заявленная британскими учеными, состоит в решении проблемы выкидышей. Но это на словах. На практике же редкий исследователь откажется от возможности пойти дальше и глубже, если таковая представится. Не говоря уже о том, что система модификации генов, если она окажется эффективной, может попасть в руки тех, кто захочет использовать ее против человека.
Пока в Туманном Альбионе запрещено помещать в организм женщин «отредактированные» эмбрионы. Сами эти эмбрионы будут выращивать из излишков яйцеклеток и сперматозоидов тех пар, которые прошли процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
По мнению же мирового академического сообщества, редактировать такие гены опасно, так как они передают измененную ДНК следующим поколениям и незаметные на первый взгляд последствия «правки» могут нанести урон в будущем. И человечество получит не суперчеловека, о котором давно мечтает, а монстра, ему не подвластного.
Словом, сбываются прогнозы писателей-фантастов. Те в своих романах давно «вывели» универсальных людей-амфибий, проходящих сквозь стены, стойких ко всяким инфекциям и легко преодолевающим гравитацию. Другое дело, что нынешние попытки усовершенствования Homo sapiens всё чаще волей-неволей ассоциируются с новыми видами оружия массового поражения.
— А других ассоциаций тут возникнуть и не может, — откликнулся на просьбу корреспондента «СП» высказать своё мнение о «синтетическом человеке» летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. — Чем люди обычно интересны? Интеллектом. Способностью к мышлению. Если отобрать у них эту важную составляющую жизнедеятельности, то они превратятся в обыкновенных роботов. Или монстров — как в истории с Франкенштейном, придуманной английской писательницей Мэри Шелли.
«СП»: — В её романе, написанном без малого 200 лет назад, ученый Виктор Франкенштейн что-то не учел, чего-то не просчитал и созданный им из мертвого тела живой двуногий получился злобным, кровожадным…
— Судя по тому, что задумали американские генетики, они имеют шанс почти в точности повторить «успех» героя данного литературного произведения. Потому что способность к мышлению у человека, я уверен, от Бога. И чтобы там не говорили ученые о желании, например, «улучшить человеческую породу», всякое вмешательство в природу, в естественный ход таких процессов, как зачатие, рождение, развитие, ни к чему хорошему не приведет. Простой пример: когда-то лук был придуман для того, чтобы убивать мамонтов, добывая этим пищу и одежду. Но довольно быстро он стал использоваться для уничтожения себе подобных из других племен. Так может случиться и с человеком синтезированным (даже произносить странно это слово!). По сути, он будет пригоден разве что как солдат, исправно выполняющий данные ему команды, то есть, как живое мясо.
С летчиком Толбоевым согласен кинорежиссер Владимир Бортко, поставивший когда-то ставший легендарным фильм «Собачье сердце».
— Я отвечу вам словами профессора Преображенского (точнее, автора «Собачьего сердца» Михаила Булгакова). В диалоге со своим помощником доктором Борменталем профессор говорит: «…Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого… Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих Земной шар». У меня всё.
Побывавший в космическом пространстве Игорь Волк тоже не понимает, зачем тратить время, силы и средства на «преобразование генома», если всё это, можно сказать, предусмотрено самой природой.
— Эволюция человека — один из основных законов жизни на Земле, — сказал «СП» Игорь Петрович. — А если природа где-то вдруг «недорабатывает», человек сам доходит до разумного и необходимого. Генетики немало преуспели в поисках ответов на больные — в прямом смысле! — вопросы, научились лечить, вызванные, в частности, наследственным сбоем, заболевания. По-моему, на этом и надо сосредоточиться, а не усердствовать в создании неких совершенных, а на самом деле, сомнительных человечков.
Ни к чему хорошему это точно не приведет.
Ассиметричный ответ на американскую программу «Быстрого глобального удара»
У директора Института мозга Российской академии наук, доктора биологических наук Святослава Медведева отношение к экспериментам по «выведению нового человека» более спокойное, хотя и не однозначное.
— Весь вопрос в том, что представляет собой искусственный человек, - сказал корреспонденту «СП» Святослав Всеволодович. — Если речь идет о том, чтобы «поправить» некие генетические отклонения, наследованные кем-то конкретным от предков, это одно. Если о создании совершенно нового вида - совсем иное.
«СП»: — Многие эксперты, говоря о «синтетических людях», имеют в виду «живых роботов». Человеку, образно говоря, отключают мозг, превращая в послушного раба. Мозг ведь — главное, как я понимаю, у Homo sapiens.
— Зачем, как вы говорите, его «отключать», когда можно просто взять человеческий эмбрион и «загрузить» его определенными заданными свойствами. Подобные генетические эксперименты ведутся давно. Оправданы ли они? Целесообразны ли? Зависит от цели, которую ставят перед собой экспериментаторы. Если цели, например, военные, то вряд ли, конечно, оправданы.