четверг, 28 марта
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
9 января 2023 12:50

Ученые Китая сделали открытие, которое поможет отказаться от нефти и газа

Светила со всего мира едут работать в университеты Пекина

На фото: китайский глубоководный пилотируемый подводный аппарат Fendouzhe (Striver) (Фото: China State Shipbuilding Corpora/XinHua/Global Look Press)

В 2022 году Китай достиг новых высот в науке, поднявшись на 11-е место в Глобальном инновационном индексе и лидируя на планете по количеству наиболее цитируемых работ.
Китайские ученые совершили огромный скачок — от изучения космоса до морских глубин, от создания квантовых вычислений до суперкомпьютеров.

Космос над головой и в морских пучинах

В ноябре исследователи из Китая и Новой Зеландии совершили путешествие к глубоководному желобу Кермадек, одному из самых глубоких мест на Земле. Использовали для экспедиции подводный аппарат Fendouzhe именно китайского производства.

Впадина находится у побережья Новой Зеландии, имеет глубину более 10 километров и тянется на 1200 километров. здесь сформировалась уникальная экосистема — практически не изученная. Научная команда обнаружила здесь множество странных и не встречающихся больше нигде в мире морских существ. Например, рыбу-удильщика, которая плавала вверх ногами.

Читайте также
Hyundai - производство в России, но не для России Hyundai — производство в России, но не для России Почему автодилеры в Казахстане перестали продавать «Солярисы» и «Рио» российским гражданам

Также в 2022 году Китай — после России и США — стал третьей страной, отправившей астронавтов в космос и построившей космическую станцию.

Последняя китайская миссия, Shenzhou 15, стартовавшая в ноябре, направлена для завершения строительства орбитальной станции Tiangong. В наступившем году станцию начнут использовать. Предыдущая команда китайских астронавтов, отправившаяся на Tiangong, наблюдала за добавлением двух лабораторных модулей, Wentian и Mengtian, к основному жилому пространству Tianhe.

Впрочем, с космическими полетами не все было гладко. В мае китайский Центр управления полетами, готовившийся тогда к запуску Shenzhou 14, объявил об инциденте: обнаружился некий источник помех для навигационных систем. Впрочем, Центр управления полетами так и не конкретизировал: была ли это некая техническая ошибка или, возможно, американский саботаж.

Прогуляться по поверхности Марса и Луны — разрешается

В сентябре китайская марсианская миссия Tianwen-1 получила высшую международную награду от Международной астронавтической федерации. Наградили китайцев за полученные научные данные, которые способствовали более глубокому пониманию строения Марса и Солнечной системы.

Tianwen-1 впервые в истории человечества за одну миссию совершил выход на орбиту, посадку и передвижение по поверхности Марса. Китайское космическое агентство в июне объявило, что орбитальный аппарат сумел собрать данные со всей марсианской поверхности, что ознаменовало официальное завершение миссии Tianwen-1.

Благодаря лунной миссии Chang’e-5 китайские ученые обнаружили первые свидетельства наличия воды на поверхности Луны. Также они сумели открыть новый лунный минерал — названный в честь космического корабля чангезит. Все эти открытия углубили знания человечества о Луне и Солнечной системе.

Чтобы ускорить исследование Луны, Китай построил исследовательский центр, где имитируются условия низкой гравитации на лунной поверхности. Здесь можно тестировать оборудование, чтобы потенциально предотвратить дорогостоящие просчеты.

Суперкомпьютеры стали еще «умнее», а кванты — еще понятнее

В июне китайские ученые объявили, что их суперкомпьютер Sunway новейшего поколения оказался настолько быстр, что успешно запустил модель искусственного интеллекта — столь же сложную, как человеческий мозг.

Это достижение ставит китайскую машину в один ряд с Frontier — суперкомпьютером, построенным Министерством энергетики США, которая ранее считалась самой мощной в мире.

Китай совершил прорыв и в разработке квантовых компьютеров. В августе китайский технологический гигант Baidu запустил в Пекине квантовый компьютер собственной разработки с системой, позволяющей каждому получить к нему доступ с любого устройства — вплоть до смартфона.

Ну а по-настоящему массовыми квантовые компьютеры станут уже через десятилетие. По крайней мере, пообещал ведущий ученый в области квантовых вычислений Пан Цзяньвэй.

Китайские инженеры стремительно идут к этому. Чтобы создать квантовые компьютеры, нужно постичь секреты ультрахолодной химии — это когда атомы и молекулы охлаждаются до чрезвычайно низких температур. Именно это позволит наблюдать, как происходят химические реакции на квантовом уровне.

Команда из Университета науки и техники Китая совершила прорыв, поняв, как химические вещества ведут себя на квантовом уровне. Исследователи сумели синтезировать около 4000 молекул газа при 100 нанокельвинах — менее чем на одну миллионную градуса выше абсолютного нуля.

Читайте также
Тихий океан поделили Китай и Россия, не оставив места Америке Тихий океан поделили Китай и Россия, не оставив места Америке Москва и Пекин провели одни из крупнейших в истории военно-морских учений под кодовым названием «Морское взаимодействие»

«Локомотив» математики и термоядерного синтеза

Китай теперь готов к массовому производству ключевого компонента для международного мегапроекта по термоядерному синтезу. А это, на минуточку, потенциально неограниченный источник энергии будущего, который позволит забыть про нефть, газ и биотопливо.

Китайские ученые успешно создали и протестировали «ловушку», способную удерживать сверхгорячий газ температурой до 150 миллионов градусов Цельсия. «Ловушка» эта будет работать внутри крупнейшего в мире Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР).

Любопытно, что все больше важнейших открытий в Китае делают китайские ученые, вернувшиеся из США и других стран. За год по меньшей мере 1400 ученых из этнических китайцев, проживающих в США, вернулись на родину и продолжили свои работы.

Вот лишь несколько примеров. Структурный биолог Янь Нин, которая в 2017 году перешла из Университета Цинхуа в Принстон, в ноябре объявила, что уволилась с работы в США, чтобы занять пост декана Шэньчжэньской медицинской академии.

Специалист по искусственному интеллекту китайского происхождения Ма И заявил, что уходит из Калифорнийского университета в Беркли, чтобы занять должность директора нового Института науки о данных в Университете Гонконга.

Всемирно известный китайский математик 73-летний Яу Шинтун также объявил о своем уходе из Гарвардского университета, чтобы преподавать в пекинском Университете Цинхуа. Профессор Шинтун уже заявил, что хочет превратить родной Китай в мировой локомотив математики.