Войска, верные Муаммару Каддафи, успешно теснят оппозиционеров во многих районах страны. Отряды, подконтрольные ливийскому лидеру, осаждают крупный оплот повстанцев в Мисрате. Те в свою очередь не могут выбить правительственные войска из ключевого транспортного узла Аждабийя. Сам же одиозный лидер заявляет, что «напавшие на Ливию страны закончат свой путь на мусорной свалке истории» — такую фразу он произнес в телеобращении в среду. Между тем, в результате налетов уже погиб один из боевых генералов ливийской армии — Хусейн аль-Варфалли. Он возглавлял оставшихся верных «брату-лидеру» ополченцев крупнейшего в Ливии племени варфалла. По мнению военных аналитиков, ситуация на наземном театре боевых действий все больше заходит в тупик.
Зато в воздухе силы международной коалиции, официально защищающие мирных жителей от репрессий со стороны Каддафи, демонстрируют полное господство. В Триполи за ночь со вторника на среду прогремели как минимум два взрыва, сообщает Reuters со ссылкой на очевидцев. В налете предположительно участвовали многоцелевые ударные самолеты, по которым била ливийская зенитная артиллерия.
«Мы не собираемся сдаваться!» — заявил Каддафи, отдавая приказ превратить квартал его резиденции в настоящее укрепление. Кроме всего прочего, полковник окружил свою резиденцию живым щитом из верных людей — в расчете, очевидно, на то, что удар ракетой с воздуха по такой цели повлечет сотни жертв и ляжет тяжким бременем на имидж западных сил.
Некоторые фразы полковника могут показаться угрожающе загадочными. «Мы любым способом добьемся победы. Мы готовы бороться, как бы долго эта борьба ни продолжалась. В конце концов, мы все равно победим, — сказал Каддафи в своем первом после начала бомбардировок телеобращении. — Те, кто нас атакуют — это свора фашистов, которые закончат свой путь на мусорной свалке истории». Многие полагают, что Каддафи уже подготовил следующий эшелон обороны — то есть рассчитывает на возможную партизанскую войну в случае начала наземной операции западных сил, которые без труда могли бы справиться с ливийской армией, как справились с иракской в 2003 году.
При этом как представители западных держав, так и сам Каддафи одинаково заявляют о своем миролюбии. Армия Ливии не производит никаких излишне насильственных операций, военные части просто защищают себя от атак повстанцев, — отмечают официальные лица из ливийского правительства. То же самое — о гуманитарной миссии помощи гонимым Каддафи оппозиционерам и гражданскому населению — говорят и спикеры НАТО и ООН. Однако и те, и другие лукавят: армия Каддафи осаждает Мисрату, где укрепились повстанцы, и число жертв этой операции уже достигло 40 человек. Что касается результатов бомбардировок, то как минимум десятки, а вернее всего сотни гражданских жителей уже погибли и ранены в результате атак с воздуха и массового применения крылатых ракет «Томагавк». Точного счета потерь, как признаются новостные агентства, произвести невозможно.
Тем временем в Мисрате продолжается настоящая гуманитарная катастрофа, вызванная противостоянием между повстанцами и ливийскими властями. Осада города продолжается уже несколько недель и становится все более безнадежной. В городе уже несколько дней отсутствует водоснабжение, заканчиваются запасы провизии. Раненых оперируют в больничных коридорах, а многие операции просто не производятся — раны лечат обычными перевязками.
«В больнице города ситуация просто катастрофическая, — заявил журналистам медицинский работник из Мисраты. — Врачи и другой персонал предельно утомлены, а некоторые не могут добраться до рабочих мест, поскольку опасаются танков и снайперов».
Уже трижды за последнюю неделю представители сил Каддафи заявляли, что город — последний оплот повстанцев на западе Ливии — находится под контролем правительства. Это, однако, всякий раз оказывается не до конца правдой. В частности, по сообщениям очевидцев, силам Каддафи пришлось оставить один из своих опорных пунктов — городской аэропорт.
Как силы повстанцев, так и правительственные войска оказались в настоящей ловушке из-за действий французских ВВС, отслеживающих всякое движение на автодорогах, ведущих к столице области Киренаика Бенгази. Стратегический транспортный узел Аждабийя задержал танки, верные Каддафи — там они закрепились из-за смертельного риска дальнейшего продвижения к Бенгази. Но и повстанцы на востоке Ливии не имеют свободы маневра, поскольку блокированы сидящими в Аждабийе танковыми частями Каддафи. Сама же дорога на Бенгази сильно повреждена бомбежками и практически непроходима.
В настоящий момент отряды повстанцев укрылись от танкового огня за песчаными дюнами. У мятежников отсутствует тяжелое вооружение, нет общего командования, средств связи и какого-либо плана действий, сообщают источники информагентств.
Поскольку переломить ситуацию при таком раскладе сил повстанцам не удается, а начинать наземную интервенцию по многим причинам западные силы не могут — США могут пойти на радикальный шаг: прямые поставки оружия противникам Каддафи.
Как ранее обещал глава Пентагона Роберт Гейтс своему российскому коллеге Анатолию Сердюкову, силы коалиции к среде снизили интенсивность ударов по Ливии. Отчасти это связано с заканчивающимися запасами ракет «Томагавк», большая часть которых были выпущены в первые два дня операции «Одиссея. Рассвет».
Операция против Каддафи заметно изменила карту военных и идеологических альянсов в мире. Так, против ливийского лидера вместе с США, Францией и Великобританией выступили и некоторые арабские страны. Как передает радиостанция «Голос Америки», неназванный представитель администрации США заявил во вторник, что «в ближайшие дни» ожидается присоединение к участию в операции против Ливии ряда арабских стран. Речь идет пока о Катаре, предоставляющем 6 истребителей, и в перспективе о Кувейте. США же, передав командование операцией НАТО, смогут отказаться от активного участия в боевых действиях, взяв на себя «поддерживающую функцию».
В этом случае роль США сведется к выгодной и не влекущей особенной ответственности торговле оружием и, возможно, поставке наемных «военных консультантов». По словам официального представителя госдепа Марка Тонера, силы коалиции имеют мандат на начало поставок вооружений Освободительной армии Ливии, поскольку в резолюции 1973 Совбеза ООН говорится о праве «принимать все необходимые меры» для защиты мирного населения. В то же время Тонер затруднился ответить, занимается ли сейчас какая-либо страна вооружением повстанческих сил.
А вот начинать наземную операцию против Каддафи силы альянса явно не спешат. Хотя сейчас силы НАТО уже совершили в Ливию около 300 боевых вылетов, а по целям в Ливии выпущено 162 ракеты «Томагавк» по стране выпущено уже штуки. Дальнейшее развитие событий остается под вопросом, в частности, потому, что боевые ракетно-бомбовые удары обходятся союзникам достаточно дорого: по некоторым прогнозам, общая стоимость ливийской операции может превысить 1 млрд долларов. «Отбивать» затраты коалиция, очевидно, намерена ливийской нефтью.
Хороший предлог для окончания операции может появиться уже вскоре: когда авиация Каддафи будет нейтрализована полностью, можно будет заявить о достижении основной цели операции — создании над Ливией бесполетной зоны. Напомним, эта цель является основной, поскольку, по сообщениям СМИ и западных наблюдателей, Каддафи пользовался боевой авиацией для подавления восстания в феврале этого года.
Между тем, президент США Барак Обама уже сейчас заявил, что полковник остается потенциальной угрозой для своего народа, если он не уйдет в отставку в ближайшее время. Отметим, правда, что официально Каддафи не занимает никаких государственных постов, являясь «лидером нации».
При этом даже Обама заявил, что, «продолжая бороться в защиту ливийской нации, мы не будем возглавлять эту борьбу». Руководящую роль в операции возьмет на себя НАТО, как интернациональный военный блок. Однако здесь проблема Ливии оказалась крупным камнем преткновения для альянса: намерения разных его членов сильно различаются.
Так, о нежелании участвовать в военной операции в Ливии заявили Германия, Турция и Финляндия. При этом президент Финляндии Татья Халонен заявила, что страна «не специализируется на воздушной войне» и потому не будет участвовать в ливийских бомбежках. Это не совсем так: одним из наиболее боеспособных родов войск в стране является как раз авиация. Бундесвер также дистанцировался от ливийской операции, а Турция изначально не планировала участвовать в ней.
Одна из возможных причин такого поведения европейских держав — угрозы, которые недвусмысленно следуют из заявления Каддафи. Все помнят, что полковник в 1986 году ответил на убийство его дочери крупнейшим терактом на авиабазе Локерби, за что впоследствии и подвергся международной изоляции. Сейчас же партизанская война с его стороны также может угрожать Европе терактами — на это есть намеки со стороны самого устрашающего движения последних лет, Аль-Каиды.
В любом случае, налицо один из крупнейших расколов в НАТО за всю историю существования альянса. И операция против Ливии показывает, что принцип «один за всех и все за одного» в случае с НАТО плохо проходит проверку реальностью.
Есть в операции коалиции и еще один момент, на который пока СМИ не обращают внимание.
Все военные региональные конфликты последних лет американцы рассматривают, как отличную возможность испытать новые образцы вооружений в реальных условиях. При этом противники попадаются явно отсталые в техническом оснащении. Обстреливать и бомбить их можно без риска потерять свою дорогущую технику. Так было в Югославии и Ираке. Так сегодня происходит в Ливии.
По сообщению американского издания Defencetech, впервые в реальном бою, правда, без какого-либо противодействия, приняла участие атомная подводная лодка стратегического назначения Florida типа Ohio ВМС США. С ее борта нанесены удары крылатыми ракетами Tomahawk по командным пунктам и позициям ПВО ливийских вооруженных сил.
При этом сама Florida — не новый корабль, вступила в строй еще в 1983 году. Но поначалу она была вооружена 24 межконтинентальными стратегическими ракетами типа Trident. Изначально таких ракетоносцев у Соединенных Штатов было 18. Но в 2003 году в соответствии с положениями очередного ОСВ их число пришлось сократить на четыре единицы. Рачительные американцы, попавшие под ограничения корабли резать не стали, а переоборудовали их в носителей крылатых ракет BGM-109 Tomahawk. Таких ракет теперь по 154 на каждом. Одной из прошедших модернизацию атомных подлодок и оказалась Florida.
Кроме того, с борта 3 атомных подводных лодок и 2 эсминцев ВМС США, наносящих сегодня удары по Ливии, стартуют новые высокоточные тактические крылатые ракеты Tomahawk Block IV (TLAM-E). Каждая из них в полете способна делать снимки местности и ретранслировать их на корабль-носитель. На основании этой информации их можно оперативно перенацеливать. Мало того. В ожидании новой команды Tomahawk Block IV (TLAM-E) может даже находиться некоторое время вблизи цели.
ВМС США впервые используют в боевых условиях и палубный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, участвующий в радиоэлектронном подавлении ПВО противника. А военные Великобритании применяют против ливийцев один из самых совершенных самолетов ВВС стран Запада — многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании.
Многие эксперты ожидали, что в африканском небе впервые будут проверены и боевые возможности малозаметных многоцелевых истребителей 5-го поколения F-22 Raptor компании «Локхид Мартин». Их дебют анонсировало и министерство обороны США. Предполагалось, что группировка этих машин будет развернута на аэродромах Египта. Однако до сих пор этого не произошло.
Как сообщает Defense News со ссылкой на аналитика Лексингтонского института Лорена Томпсона, ВВС США приняли решение пока не выпускать F-22 Raptor в небо Ливии, потому что он не предназначен для нанесения ударов по наземным целям и не может обмениваться информацией с другими истребителями, участвующими в операции, поскольку создан, чтобы действовать преимущественно в условиях радиомолчания. На самолет установлена только система связи, позволяющая обмениваться информацией в полете с другими F-22. На американский самолет пятого поколения установлена также система связи стандарта Link-16, но она работает только на прием — посредством системы F-22 может получать информацию от других самолетов и вертолетов, но сам для достижения скрытности не может передавать им данные.
Кроме того, истребитель F-22 может быть вооружен двумя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 килограммов, которые способны поражать стационарные, но не движущиеся объекты.