В Риге разгорелся скандал. Депутат парламента, бывший министр сообщений Айнарс Шлесерс заявил, что в отеле «Rīdzene» ведется прослушка иностранцев. Его его словам, записывают разговоры в вип-номерах, где останавливаются самые престижные гости и ведутся конфиденциальные беседы. Например, в президентском номере и других номерах класса люкс, где часто гостят правительственные делегации.
Конечно, любопытно, о чем там говорили, но ничего особенного Шлесерс не сообщил. Даже по дешевым шпионским фильмам известно, что серьезные разговоры политического или коммерческого характера должны проходить в помещениях, защищенных от прослушки. Однажды коррепонденту «Свободной прессы» бывший сотрудник КГБ рассказывал о том, как в советские годы в одной из гостиниц велось наблюдение с помощью примитивных оптических устройств за иностранными гостями. Собирали «компромат»: одного дипломата зафиксировали во время гомосексуальной встречи, другого в момент мастурбации перед невидимой видеокамерой. Но такой по нынешним понятиям безобидный компромат, видимо, нужен был для компрометации с перспективой вербовки, а вот сейчас скорее всего ведется контроль разговоров, реально влияющих на экономическую ситуацию в стране и ее политическое положение, на взаимоотношения элит, на положение олигарического бизнеса…
Шлесерс — крупный политик, серьезный бизнесмен. К тому же не чурается отношений с российскими партнерами и активно сотрудничал с самым ненавистным для латышских националистов политиком — русским мэром Риги Нилом Ушаковым.
Неизвестно, что заставило Шлесерса сделать скандальные заявления о прослушке — с прессой он не делится, но президенту Валдису Затлерсу сообщил что-то такое, после чего глава республики распорядился обратиться к генеральному прокурору Эрику Калнмейерсу и поручил тому взять дело под личный контроль.
По данным Шлесерса, прослушку в течение многих лет ведут сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и местной госбезопасности, которая здесь называется так — Бюро защиты Сатверсме (Конституции). «У наших спецслужб появилось ощущение вседозволенности», — сказал политик.
Он порекомендовал проверить 501-й, 401-й и 301-й номера гостиницы «Rīdzene» на наличие «жучков» и предположил, что прослушка может вестись и в других отелях. По его словам, сведения о незаконных действиях спецслужб он получил от их же сотрудников, естественно, анонимно. При этом заметил: есть сотрудники госбезопасности, готовые дать информацию, но они нуждаются в защите и политических гарантиях. По словам Шлесерса, сведения, которые записывали спецслужбы, могут стимулировать огромный скандал, за которым последуют отставки крупных политиков, а на Латвию могут оказывать давление извне. Такой вот своеобразный пока не растиражированный латвийский WikiLeaks.
В компании «Radisson Blu» заявили, что разоблачение Шлесерса стало полной неожиданностью. Здесь тоже обратились в прокуратуру. Бюро защиты Сатверсме не стало обсуждать скандальные завления, заметив лишь, что если у Шлесерса есть доказательства — пусть передаст их в прокуратуру. А в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией вовсе отказались от каких-либо комментариев.
Все же никакой сенсации в самом факте прослушки нет, и не только потому, что с советских лет известны приемы спецслужб, которые вряд ли изменились. В Эстонии к таким историям отнеслись с иронией, и в самом знаменитом отеле «Виру» в Таллине, где прослушка велась в советские годы в десятках номеров, даже устроили специальный музей. Но, правда, о современных методах спецслужбы не распространяются. Но о них все равно известно.
Завесу приподнял первый министр внутренних дел независимой Латвии, известный адвокат Алоиз Вазнис. По его словам, если некто подозревается в каких-то противозаконных действиях, то в соответствии с Законом об оперативной деятельности может быть произведено тайное прослушивание его телефонных разговоров, а также проверено общение подозреваемого по другим каналам связи. Санкцию на эти действия может дать либо председатель Верховного суда, либо уполномоченный им судья Верховного суда. И вот какую необычнувю новость сообщил Вазнис, исходя из своей практики: процентов 90 дел базируются на телефонных разговорах, законность которых часто под сомнением. Причем получить документ, разрешивший прослушивание, обычно невозможно, потому что его называют гостайной, «хотя нигде, ни в одном нормативном документе нет ни единого слова о том, что постановление судьи Верховного суда является секретным». «Есть список, где четко сказано, какая информация является государственной тайной. В этом списке документ „Постановление судьи Верховного суда или следственного судьи о прослушивании телефонных разговоров“ не упомянут», — говорит адвокат.
«Даже советский КГБ, ставший для многих символом беззакония, и тот подходил к вопросу о прослушках намного более цивилизованно», — считает адвокат.
По его словам, «если нам говорят, что официально наши правоохранительные структуры прослушивают, скажем, тысячу подозреваемых, на самом деле „под колпаком“ оказываются десятки тысяч» и эта информация может стать инструментом расправы и произвола.
По мнению известного эксперта, «сегодня в латвийской правоохранительной системе созданы широчайшие возможности для бесконтрольности, подтасовки, фальсификации доказательств и других злоупотреблений, с которыми мы регулярно сталкиваемся в нашей адвокатской практике».
Несколько лет назад в Латвии обвиняли бывшего заместитель начальника Главного управления полиции безопасности Арниса Индриксонса за прослушку бизнесменов по заказу некоего олигарха. За распечатку каждого входящего или исходящего звонка ему платили от 30 до 40 латов (примерно 60−80 долларов).
Так что прослушки в Латвии — никакая не новость, разве что ранг ныне прослушиваемых оказался выше обычного. А не так давно был очередной скандал. Адвокат Андрис Грутупс нашел в своем офисе жучки. По его мнению, если не остановить этот процесс, то через год-два слушать будут всех и повсеместно — на работе, дома и даже в церкви, во время исповеди. Судя по разоблачению со стороны Шлесерса, этот процесс уже начался.
И кстати, вовсе не обязательно ставить жучки. Прессе стала известна технология прослушки с помощью мобильных телефонов. Представитель спецслужбы звонит на мобильный телефон со специального устройства. Мобильник переходит в режим жучка и передает все звуки в аналитический центр. К тому же место, где вы находитесь, с помощью вашего мобильника можно выяснить с точностью до 50 метров.
Если эти новости сопоставить с обсуждением в Сейме Латвии вопроса о выделении бюджетных средств на закупку оборудования для прослушивания мобильных телефонов, то все становится ясно.
Так что никаких особенных ноу-хау нет. А вот о то, что узнал Шлесерс про прослушки, о чем там говорили и чьи головы полетят в случае разоблачений — это будет очень интересно: настоящий WikiLeaks с прибалтийским акцентом.
Рига