18+
среда, 7 декабря
В мире

Детский сад по-бельгийски

Как устроена система дошкольного образования в маленьком королевстве

  
1490

Бельгия — красивое маленькое королевство в сердце Европы, официально сочетающее три лингвистических сообщества (фламандское, франкоязычное и немецкое). В этой стране образованию уделяется особое значение. Детские учреждения украшены лозунгами типа «Ребенок-король», «Каждый ребенок ценностью короны» и т. д. И это не пустые слова. 6,3% ВВП Бельгии выделяется на нужды образования, которое сами бельгийцы называют лучшим в Европе. В России, для сравнения, эта цифра почти вдвое меньше, в 2011 году она составила 3,4% ВВП.

Дошкольное образование в королевстве представлено двумя видами учреждений. От рождения до 2,5 лет — это группы дневного пребывания, ясли или инcтитут нянечек. От 2,5 до 6 лет — малышковые школы.

Доступ к официальному и конфессиональному дошкольному образованию, в принципе, бесплатен. Оплачиваются родителями лишь развлекательные мероприятия вне школы — посещение игровых и спортивных центров, культурных развивающих мероприятий и т. д. Общая сумма, затрачиваемая родителями, ограничивается школьным регламентом под контролем государства, и составляет не более 20−25 евро на одного дошкольника в год.

Только школы определенной педагогической системы (Френе, Штайнера, Монтессори) предлагают родителям платные образовательные услуги, цена которых колеблется от четырех до девяти тысяч евро в год.

Кроме того, родители дошкольников, школьников и студентов фламандского сообщества могут получить от государства школьное пособие, сумма которого колеблется, в зависимости от доходов родителей, до 90−100 евро в год на дошкольника.

Каковы же расходы государства на одного ребенка в год? Фламандское и немецкое обычное дошкольное образование обходится государству около 4000 евро в год на одного дошкольника (данные на 2007 год). На учащегося малышковой школы специального образования — более 12000. Во франкоязычном сообществе на обучение и воспитание дошкольника затрачивается около 3000 евро. Разница в цене обуславливается тем, что педагоги во франкоязычных школах получают примерно на 10% меньше, чем их коллеги в других регионах страны.

Группы дневного пребывания и институт нянечек являются частными инициативами, поддерживаемыми государством. Дети в подобных учреждениях получают воспитание, обучение и развитие, как в обычной семье. Нянечка, имея одного помощника, присматривает и ухаживает за детьми разного возраста. В группах на одного сотрудника приходится от 4 до 8 детей.

Выбор нянечки или группы дневного пребывания осуществляется родителями в свободном порядке, вне зависимости от места проживания. Существуют и очереди в ясли, где персонал, обладает большим опытом, высокой квалификацией или имеет много позитивных отзывов. Однако ребенок никогда не останется без места в яслях или у нянечек. Специальная служба выдаст родителям «лист возможностей», по которому они могут «пристроить» ребенка.

Стоимость пребывания детей до 2,5 лет в учреждениях семейного типа закреплена законодательно и варьируется от 1,42 до 25,35 евро в день в зависимости от доходов родителей. При этом большую часть оплаты государство возвращает в виде налоговых отчислений. Питанием малышей озабочена воспитательница-нянечка или помощник, которые готовят блюда, согласно рекомендациям организации «Ребенок и семья» или кормят детей принесенными родителями смесями для искусственного вскармливания.

Прививки и надлежащий медицинский осмотр педиатра малыша осуществляется также в офисах государственной организации «Ребенок и семья», причем родители за услуги педиатра и прививочный материал не платят.

Бельгийцы отмечают плюсы такой системы. Во-первых, работающие родители всегда смогут найти возможности для присмотра за ребенком. Во-вторых, присмотр, уход и воспитание детей осуществляется в условиях, приближенным к домашним. В-третьих, режим дня подбирается опытной нянечкой индивидуально, то есть никто не будет заставлять есть, если малыш не голоден, если ребенок устал, то его положат спать и т. д.

— Я довольна группой дневного пребывания, вожу туда своего малыша с двухнедельного возраста, — говорит Ганна, мама четырехмесячного Максима из города Левен — Няня не только заботится о здоровье ребенка, но и уделяет время развивающим играм, ведет на каждого ребенка фотодневник и гордится каждым новым умением своего воспитанника как своим собственным.

Впрочем, и эта система не лишена недостатков. Как и во всяком заведении закрытого типа, когда ответственность полностью возлагается на одного человека или на заинтересованных персон, без необходимого качественного контроля со стороны, бывают случаи физического насилия, или трагической халатности.

Так, недавно мама 13-месячной девочки из Брюсселя сообщила в надзорные органы, что ребенок периодически имеет проблемы с пищеварением из-за крупных кусков пищи, насильно скармливаемых малышу нянечкой. Кроме того, однажды в яслях ребенок проглотил крупную бусину.

А в 2008 году няня из города Динант (это франкоязычное сообщество) была признана виновной в избиении ребенка до года, приведшее к смерти малыша, а также в физическом насилии над пятью детьми, трое из которых перенесли инсульт, а двое других получили переломы рук и ног.

Школа для малышей

Достигнув 2,5 летнего возраста, ребенок, проживающий на территории Бельгии, вне зависимости от гражданства, получает право на бесплатное дошкольное образование в образовательном учреждении.

Малышковые школы (kleuterschool (нид.), (фр.)) по месту проживания малыша, очень часто присылают красочные поздравительные открытки на двухлетие ребенка, информируя также о том, что через полгода ребенок может начать посещать дошкольное учреждение. Об этом уведомят еще раз пригласительной открыткой или посещением на дому, где ознакомят о порядке записи в школу и необходимых документах. Также на приглашении указывается дата, когда ребенок с родителями может прийти на ознакомительную встречу.

Но если родители приведут будущего воспитанника вне указанной даты, их никто не прогонит. Воспитательница или директор школы проведут экскурсию, позволят малышу познакомиться с классом, детьми, распорядком дня, подарят небольшой сувенир. Словом, попытаются расположить к себе.

В первый день, дошкольник Фландрии получает подарок-стартовый пакет, в котором имеется буклет с рекомендациями, картинка-раскраска о доме и школе, наклейки для приклеивания на одежду, с помощью которых родители могут передавать учителю небольшие сообщения («Плохо спал ночью», «Загляните в мой рюкзак», «Я хочу кое-что рассказать»…). Кроме того, в пакет вложен опросник «Каким я вижу своего ребенка», который заполняется перед запланированной встречей с учителем дважды в год.

Существует семь законодательно установленных дат возможного поступления детей возраста 2,5 лет в малышковую школу — первый учебный день после каждых каникул.

Записать ребенка в школу можно и заранее, 1 сентября учебного года, в течении которого малыш может начать посещение учебного класса. Как и с яслями, в Бельгии существуют школы, для записи в которые родители проводят ночь 31 августа в живой очереди. Преимущество при записи получают родные братья и сестры учеников школы.

Класс в малышковой школе делится на учебно-игровые зоны, где занимаются группами от 3 до 5 человек. Общее количество детей в классе — до 15−20 человек, за ними присматривают один или два сотрудника.

Во время перемен между занятиями дети выходят на свежий воздух. Зачастую это общий двор, огороженный металлической оградой. Здесь они предоставлены сами себе. Их никто не развлекает. Есть школы с хорошей оснащенностью игровым инвентарем, есть — со специальными игровыми площадками, а есть и такие, где дети просто бегают туда-сюда, толкая друг друга. При этом капризы погоды не учитываются - иногда малышня вынуждена бегать и под дождем, и под снегом, если нет специального навеса, где можно «перестоять» перемену. Это, кстати, нередко вызывает неудовольствие родителей. Как и большая скученность детей во время игр.

В отличие от российских детсадов, на площадке могут одновременно бегать и играть ребята всех классов малышковой и начальной школ, иногда это 120 непосед под присмотром одного дежурного воспитателя. Соседство детей разных возрастов не случайно. Во-первых, они общаются между собой, а во-вторых, у старших, при правильном подходе, воспитывается уважительное, заботливое отношение к младшим.

Звонок призывает учащихся выстроиться перед дверью. Снова занятия, посещения библиотеки, бассейна (с пяти лет), зоологического сада, культурного центра и прочее — все это также гармонично вписывается в общую структуру развития детей. В полдень объявляется часовой обеденный перерыв. Папы и мамы могут забрать ребенка домой. Дошколята, чьи родители оставляют детей на полный день, собираются в общей столовой, достают из рюкзаков питье и принесенные бутерброды (с шоколадной пастой, конфитюром, колбасой или сыром и т. д.). Некоторые школы предоставляют платное горячее питание, цена которого варьируется от 1,2 евро до 3 евро за полное меню. Еду готовят в школьной столовой или заказывают в специальных фирмах.

— Меня устраивает, что в нашей школе ребенок может получить горячий обед из качественных свежих продуктов, бесплатное молоко и фрукты, — делится своими впечатлениями Ильза, мама трехлетней Марии из общественной школы города Гент — После обеда младшие дошкольники имеют возможность полноценно отдохнуть. Из минусов отмечу единственный — очень холодно бывает ждать детей у школы. Для родителей не оборудовано место ожидания. Бывает, мы стоит под дождем и снегом.

Обучение и развитие ребенка в дошкольном учреждении Бельгии построено на основе персонального подхода, уважения уникальности темпа развития ребенка, его индивидуально-психологических особенностей. Существует единая программа развития в игре, включающая в себя пять основных направлений: физическая культура, музыкальное образование, родной язык, экологические исследования, начала математических знаний.

Каждому малышу выдается специальная папочка, куда еженедельно вкладывается распечатка плана тематических занятий и мероприятий, а также тексты стихов и песен, разучиваемых в школе. Раз в триместр организуются встречи родителей и учителя, которые назначаются в заранее обговоренное и удобное для родителей и учителя время. На встрече обсуждается динамика развития ребенка, представляется отчет о проделанной учителями работе, принимаются предложения и пожелания родителей. Раз в год проводится день бабушек и дедушек, к которому долго готовятся, учат стихи, песни, на празднике проводятся игры и мероприятия, вовлекающие уже старшее поколение в совместную с ребенком деятельность.

«Мне нравится бельгийский подход к дошкольному образованию. Такого трепетного отношения воспитателя к воспитаннику я не видела, — говорит переехавшая в Бельгию из России Марина, которая водит своего четырехлетнего сына Савелия в католическую школу — Правда, как „родившаяся в СССР“, я знала замечательные красивые утренники. Здесь, все это сглажено в сторону упрощения, песенки под фонограмму, организация слабенькая, костюмы могут быть и из мусорных пакетов, но соглашусь, что бельгийские детские праздники не на показ, а для детей!»

Другая иммигрантка — Малика, мама трехлетнего Баддера из города Хасселт также водит своего третьего ребенка в католическую школу. «Меня нисколько не смущает, что школа католическая, а мы-мусульмане, — говорит она, — Никто не заставляет ребенка молиться или принимать христианство. В нашей школе толерантные учителя, за детьми из семей с неродным нидерландским ведется особый контроль, им положены дополнительные занятия. Кроме того, имеется школьный автобус, который забирает детей от дверей дома и привозит назад. Единственно, что хотелось бы поменять — запретить родителям водить в школу заболевших детей»…

Дошкольное образование в Бельгии не является обязательным, однако во фламандском сообществе ребенка пяти лет обязуют посетить 110 полных дней, или 220 дней частичного посещения, иначе для поступления в школу ему придется сдавать лингвистический и интеллектуальный экзамен.

В последний год в дошкольном учреждении ребенка готовят к обучению в школе. В конце Центр сопровождения учащихся решает вопрос по каждому дошкольнику о готовности его к школе. При этом ребенок старше пяти лет может либо пойти в первый класс, либо — при вынесении решения о неготовности к школе, — будет оставлен на «второй год» или направлен на домашнее обучение. Иногда ему подбирается специальное образование.

Примечательно, что дошкольные учебные учреждения совмещены зданиями с первыми классами начальной школы. Сделано это для того, чтобы при переходе из малышковой школы в начальную у ребенка не было психологического стресса.

Но главное достоинство бельгийского дошкольного образования заключается в том, что оно доступно и эффективно. Государство обеспечивает каждому ребенку его право в достойном образовании, учебно-воспитательная программа индивидуализирована, маленькие учебно-развивающие подгруппы способствуют полноценному развитию детей. Эти слова подтверждает и папа пятилетней Эстер Ноах из города Маасейк: «Мы переехали из Нидерландов ради бельгийской школы. Это лучшие школы в Европе. Ни одна школа в Нидерландах не способна сравниться с бельгийской по дисциплине и качеству образования».

Фото автора

Бельгия

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня