В мире

Избирателям вынесут мозги

Есть подозрения, что в Таллине создана неврологическая лаборатория для предвыборного манипулирования

  
1308

В Эстонии открыта первая в стране невролаборатория, где исследуют активность мозга потребителей при наблюдении за рекламой — вроде бы для того, чтобы помочь производителям продавать товар. Это, конечно, не совсем честно — всучить продукт чуть ли не обманным путем, научно воздействуя на мозг. Но уж таковы законы рынка. Однако если бы только речь об обычных товарах. Таллинская газета «Eesti Päevaleht» утверждает: лаборатория может не только влиять на поведение потребителя, но и помогать приводить к власти политиков.

Эксперт фирмы социологических исследований TNS Emor Хейди Рейнсон сказала: «Можно отслеживать реакцию людей на рекламу. Можно было бы исследовать и реакцию на речи политиков, чтобы получить представление о том, что на людей воздействует, а что — нет». Именно фирма TNS Emor закупила неврологическое оборудование и открыла лабораторию, хотя, казалось бы, ее дело — лишь собирать и обрабатывать информацию.

Все же здесь отрицают сотрудничество с политиками. Но проникновение глубокое. «Мы используем три различных аппарата одновременно, — говорит Хейди Рейнсон. — Один измеряет электроволны человеческого мозга, то есть его активность, и мы видим, какие кадры, демонстрируемые по телевидению, человека притягивают, а какие — отталкивают. Мы видим не позитивные или негативные эмоции, а то, является ли картинка чем-то таким, к чему человек хочет стремиться, или таким, от чего хочет держаться подальше».

По ее словам, в момент исследования изучается и физиологическая реакция человека с помощью прибора, аналогичного полиграфу, то есть «детектора лжи». Кроме того, на исследуемого надевают специальные очки, и ученые наблюдают, на чем фиксируется его взгляд. В результате эксперты выясняют, что притягивает потребителя, а что отталкивает. Хейди Рейнсон говорит: рекламные фирмы могут заказывать такие работы, чтобы привлечь максимальное внимание к товару.

А политики? Журналистам сообщили: пока изучается реакция потребителей лишь на упаковки, а партии не заказывали такие исследования. Но что там все-таки с кадрами по телевидению, электроволнами мозга? Неужели многие тысячи евро угробили, чтобы исследовать реакцию покупателей на красивые обертки?

Однако конспирологические теории, часто подтверждающиеся фактами об изощренных провокациях и тайных войнах, заставляют подозревать и иное. Неужели в подобных ситуациях политики скажут правду? Ну, представьте, как отреагирует избиратель, узнав, что некая политическая сила решила воздействовать на его выбор не с помощью достижений в экономике и социалке или хотя бы обещаний, а непосредственно влияя на мозг с помощью тонких психотехнологий? То есть, чуть ли не как на крысу, которой вживляют в мозг электрод и заставляют испытывать счастье с помощью электрических сигналов.

В следующем году в Эстонии — парламентские выборы. Проамериканская правящая коалиция, судя по социологическим опросам TNS Emor, может проиграть. Почти весь прошлый год социологи обещали победу Центристской партии во главе с мэром Таллина Эдгаром Сависааром, которого в соответствии с черными политтехнологиями местная пресса обвиняла в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Все оказалось ложью, а ведь Сависаара называли чуть ли не агентом «вражеской страны». А он просто позитивно относится к сотрудничеству с Россией, и люди это поняли. Таким образом, обычные политтехнологии против него не подействовали.

В прошлом году центристы уверенно выиграли муниципальные выборы в Таллине и шли на подъем. Но вот что стало происходить после уверенной победы. Словно вмешалась невидимая сила. TNS Emor сообщает: поддержка Сависаара в стране стала падать, а рейтинг правящей Партии реформ во главе с премьером Андрусом Ансипом — расти.

Это удивительно: никаких заметных перемен в экономике и социалке нет, а рейтинг растет. И если в прошлом году социологи сообщали, что Партия реформ, которую сотрясали скандалы вплоть до подозрительной истории с ее непрозрачным финансированием, съехала на четвертую строчку, то теперь она вторая. Уступает лишь Центристской партии.

Заметим: неврологическая лаборатория, оказывается, появилась не вчера, а судя по всему — в прошлом году. Именно тогда и стала проваливаться Партия реформ. А вот новости о лаборатории появились только сейчас, словно возникла утечка. И тут же представительница лаборатории опровергает влияние на политику. Естественно, у журналистов тут же возникли подозрения. Они задались вопросом: не научились ли политики проникать прямо в мозги избирателей? Хейди Рейнсон ответила: «Подсознательно невозможно воздействовать так, чтобы мы покупали то, что не хотим покупать. К примеру, даже при идеальной рекламе мужских лыж вы не купите их, если они вам не нужны».

Но при чем тут лыжи? Когда вам предлагают товар в виде политической программы и предвыборных обещаний, а также в виде обличений соперников и манипуляций, разобраться гораздо сложнее. Тут-то и могут пригодиться исследования движений глаз, активности мозга на раздражители. Так называемое нейролингвистическое программирование (НЛП), с помощью которого элиты заставляют избирателей действовать так, как выгодно политическому закулисью, как раз и основано на тонких исследованиях связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Американский психолог Ричард Бендлер, разработавший совместно с лингвистом Джоном Гриндером теорию НЛП, объясняет: «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не измененную нашим языком и нейрологией».

То есть на наше восприятие реальности можно влиять с помощью тонких технологий. В том числе и пресловутым 25-м кадром, который вроде бы не виден, но фиксируется сознанием и несет дополнительную смысловую нагрузку, не совпадающую с основным содержанием.

Более того. Британская газета «Guardian» сообщает: исследования в области неврологии ведут к тому, что могут появиться солдаты, чей мозг будет непосредственно подключен с помощью так называемых мозг-машинных интерфейсов к системам вооружения. Например — к беспилотным летательным аппаратам. И это будет разумный монстр, шарящий глазами. А нам говорят про упаковки…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня