В мире

Избирателям вынесут мозги

Есть подозрения, что в Таллине создана неврологическая лаборатория для предвыборного манипулирования

  
1308

В Эстонии открыта первая в стране невролаборатория, где исследуют активность мозга потребителей при наблюдении за рекламой — вроде бы для того, чтобы помочь производителям продавать товар. Это, конечно, не совсем честно — всучить продукт чуть ли не обманным путем, научно воздействуя на мозг. Но уж таковы законы рынка. Однако если бы только речь об обычных товарах. Таллинская газета «Eesti Päevaleht» утверждает: лаборатория может не только влиять на поведение потребителя, но и помогать приводить к власти политиков.

Эксперт фирмы социологических исследований TNS Emor Хейди Рейнсон сказала: «Можно отслеживать реакцию людей на рекламу. Можно было бы исследовать и реакцию на речи политиков, чтобы получить представление о том, что на людей воздействует, а что — нет». Именно фирма TNS Emor закупила неврологическое оборудование и открыла лабораторию, хотя, казалось бы, ее дело — лишь собирать и обрабатывать информацию.

Все же здесь отрицают сотрудничество с политиками. Но проникновение глубокое. «Мы используем три различных аппарата одновременно, — говорит Хейди Рейнсон. — Один измеряет электроволны человеческого мозга, то есть его активность, и мы видим, какие кадры, демонстрируемые по телевидению, человека притягивают, а какие — отталкивают. Мы видим не позитивные или негативные эмоции, а то, является ли картинка чем-то таким, к чему человек хочет стремиться, или таким, от чего хочет держаться подальше».

По ее словам, в момент исследования изучается и физиологическая реакция человека с помощью прибора, аналогичного полиграфу, то есть «детектора лжи». Кроме того, на исследуемого надевают специальные очки, и ученые наблюдают, на чем фиксируется его взгляд. В результате эксперты выясняют, что притягивает потребителя, а что отталкивает. Хейди Рейнсон говорит: рекламные фирмы могут заказывать такие работы, чтобы привлечь максимальное внимание к товару.

А политики? Журналистам сообщили: пока изучается реакция потребителей лишь на упаковки, а партии не заказывали такие исследования. Но что там все-таки с кадрами по телевидению, электроволнами мозга? Неужели многие тысячи евро угробили, чтобы исследовать реакцию покупателей на красивые обертки?

Однако конспирологические теории, часто подтверждающиеся фактами об изощренных провокациях и тайных войнах, заставляют подозревать и иное. Неужели в подобных ситуациях политики скажут правду? Ну, представьте, как отреагирует избиратель, узнав, что некая политическая сила решила воздействовать на его выбор не с помощью достижений в экономике и социалке или хотя бы обещаний, а непосредственно влияя на мозг с помощью тонких психотехнологий? То есть, чуть ли не как на крысу, которой вживляют в мозг электрод и заставляют испытывать счастье с помощью электрических сигналов.

В следующем году в Эстонии — парламентские выборы. Проамериканская правящая коалиция, судя по социологическим опросам TNS Emor, может проиграть. Почти весь прошлый год социологи обещали победу Центристской партии во главе с мэром Таллина Эдгаром Сависааром, которого в соответствии с черными политтехнологиями местная пресса обвиняла в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Все оказалось ложью, а ведь Сависаара называли чуть ли не агентом «вражеской страны». А он просто позитивно относится к сотрудничеству с Россией, и люди это поняли. Таким образом, обычные политтехнологии против него не подействовали.

В прошлом году центристы уверенно выиграли муниципальные выборы в Таллине и шли на подъем. Но вот что стало происходить после уверенной победы. Словно вмешалась невидимая сила. TNS Emor сообщает: поддержка Сависаара в стране стала падать, а рейтинг правящей Партии реформ во главе с премьером Андрусом Ансипом — расти.

Это удивительно: никаких заметных перемен в экономике и социалке нет, а рейтинг растет. И если в прошлом году социологи сообщали, что Партия реформ, которую сотрясали скандалы вплоть до подозрительной истории с ее непрозрачным финансированием, съехала на четвертую строчку, то теперь она вторая. Уступает лишь Центристской партии.

Заметим: неврологическая лаборатория, оказывается, появилась не вчера, а судя по всему — в прошлом году. Именно тогда и стала проваливаться Партия реформ. А вот новости о лаборатории появились только сейчас, словно возникла утечка. И тут же представительница лаборатории опровергает влияние на политику. Естественно, у журналистов тут же возникли подозрения. Они задались вопросом: не научились ли политики проникать прямо в мозги избирателей? Хейди Рейнсон ответила: «Подсознательно невозможно воздействовать так, чтобы мы покупали то, что не хотим покупать. К примеру, даже при идеальной рекламе мужских лыж вы не купите их, если они вам не нужны».

Но при чем тут лыжи? Когда вам предлагают товар в виде политической программы и предвыборных обещаний, а также в виде обличений соперников и манипуляций, разобраться гораздо сложнее. Тут-то и могут пригодиться исследования движений глаз, активности мозга на раздражители. Так называемое нейролингвистическое программирование (НЛП), с помощью которого элиты заставляют избирателей действовать так, как выгодно политическому закулисью, как раз и основано на тонких исследованиях связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Американский психолог Ричард Бендлер, разработавший совместно с лингвистом Джоном Гриндером теорию НЛП, объясняет: «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не измененную нашим языком и нейрологией».

То есть на наше восприятие реальности можно влиять с помощью тонких технологий. В том числе и пресловутым 25-м кадром, который вроде бы не виден, но фиксируется сознанием и несет дополнительную смысловую нагрузку, не совпадающую с основным содержанием.

Более того. Британская газета «Guardian» сообщает: исследования в области неврологии ведут к тому, что могут появиться солдаты, чей мозг будет непосредственно подключен с помощью так называемых мозг-машинных интерфейсов к системам вооружения. Например — к беспилотным летательным аппаратам. И это будет разумный монстр, шарящий глазами. А нам говорят про упаковки…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня