Катастрофа «Союза»: В русскую ракету теперь никто не сядет

Ведомство Рогозина из космического извозчика рискует превратиться в космического ассенизатора

  
11732
На фото: запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10"
На фото: запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

11 сентября во время старта космического корабля «Союз МС-10» с международным экипажем на борту произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ». Да, для ракеты это была авария. Для отечественной космической отрасли — катастрофа, последствия которой придется долго расхлебывать. Если, конечно, когда-нибудь удастся расхлебать — вычистить основательно Авгиевы конюшни Роскосмоса очень и очень сложно.

Что поразительно. Когда по всем информлентам уже шли сообщения о ЧП на борту корабля, Роскосмос прервал трансляцию с Байконура и запустил мультипликационный ролик. На экране с хорошем разрешением и в ярких красках было видно, как штатно отработала вторая ступень, отделившись от ракеты-носителя, запустились двигатели третьей ступени. Ракета устремилась к МКС.

А в эти минуты экипаж на двух языках наверняка молился о том, чтобы посадка была мягкой…

Командиру корабля Алексею Овчинину и американскому астронавту Нику Хейгу повезло. Система аварийного спасения (САС) сработала нормально. И примерно в 12:20 оба покинули спасательный аппарат и передали в ЦУП свои координаты. Приземлились они неподалеку от Джезказгана. После чего их доставили на Байконур, а затем в подмосковный Звездный городок.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин все это время держал руку на пульсе. В половине первого Дмитрий Олегович написал в Твиттере: «Экипаж приземлился. Все живы». А затем радовался с телеэкрана тому, что система аварийного спасения на ракете просто замечательная.

Читайте также

Ракета-носитель «Союз» является самой безаварийной ракетой в мире. Правда, это относится не ко всем «Союзам», а только к тем, которые использовались и используются для пилотируемых полетов, потому что существует несколько модификаций этой ракеты — и для транспортных кораблей, и для пилотируемых. К последним относятся «Союз» и «Союз-У» (ныне «на пенсии»), а также эксплуатирующиеся сейчас «Союз-ФГ».

В отношении этих ракет справедлива поговорка о старом коне, который борозду не портит. Они были созданы в Куйбышеве (ныне Самара) на филиале ОКБ-1 С.П.Королева (ныне ЦСКБ «Прогресс») на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, из которой выросла вся наша космонавтика и все наземные ядерные ракеты.

Первый пуск «Союза» состоялся в 1966 году. Все три выше перечисленные модификации ракеты стартовали как с грузовыми, так и с пилотируемыми кораблями, а также с коммерческой нагрузкой в общей сложности 940 раз. Неуспешных стартов было 24, теперь — 25. Но лишь две аварии произошли с пилотируемыми космическими кораблями.

В первый раз это случилось 5 апреля 1975 года, когда ракетой «Союз» на орбиту выводился корабль «Союз-18А» с космонавтами Василием Лазоревым и Олегом Макаровым. В работе бортовых систем третьей ступени произошел сбой, и автоматика включила САС. После отделения спускаемого аппарата от ракеты космонавты, испытав перегрузки в 20 g, приземлились неподалеку от Горно-Алтайска. Перегрузка оказалась критической, и космонавты длительное время проходили медицинскую реабилитацию.

Вполне понятно, что пока не завершит работу комиссия, назвать причину аварии не представляется возможным. Однако эксперты уже высказывают свои версии. Например, говорится о некондиционном креплении блоков первой ступени. Один из них, отделившись, мог ударить ракету, отчего она изменила направление полета. В связи с чем автоматика отключила начавшие работать двигатели второй ступени.

Но что бы там ни произошло — механический удар или сбой в работе автоматики — ничего этого не должно было быть. Потому что ракета, созданная Королёвым, за долгие даже не годы, а десятилетия, казалось бы, доведена до абсолютного совершенства. Все системы и узлы в ней вылизаны конструкторами как при разработке, так и в процессе эксплуатации.

Да, она модифицирована. Но последней модификации «Союз-ФГ» уже 18 лет, первый полет состоялся в 2001 году. И модификация была не радикальной — в двигателях первой и второй ступеней были заменены форсуночные головки (ФГ), что позволило увеличить тягу на 300 кг. При этом систему управления, хоть она и «допотопная», т.е. аналоговая, не тронули. Так что в ракете нечему притираться друг к другу. Что, собственно, мы и видим — с начала эксплуатации ракета прекрасно отработала 64 раза. 65-й пуск стал аварийным.

Конечно, существует такая принеприятнейшая вещь, как роковая случайность. Когда невозможно предугадать причину, по которой должна произойти авария. Но это всегда что-то внешнее, к конструкции отношения, как правило, не имеющее. Толчок земной коры перед стартом, ослабивший затяжку болта, космический мусор, стая птиц… Но когда неукоснительно соблюдается технологический процесс всех работ по изготовлению ракеты и когда военная приемка придирчиво буквально обнюхивает каждый болт, внутренних роковых случайностей не бывает.

А у нас они, увы, есть. И это прекрасно иллюстрирует новейшая история российских космических запусков, где вовсю действуют рукотворные закономерности.

Аварийность, которая была продемонстрирована российской космической отраслью, уже не удручает, а просто шокирует. 15 раз сгорали и взрывались ракеты, а вместе с ними уничтожалась дорогостоящая полезная нагрузка. Спутники, как гражданского, так и военного назначения, вместо того, чтобы оказаться на орбите падали в океан. Еще немного и российские космические пуски не отважится страховать ни одна компания мира.

И причинами всему этому ужасу были даже не ошибки, а разгильдяйство, бесконтрольность, отсутствие элементарной координации действий, неуправляемость.

Достаточно назвать только два эпизода.

1. В результате того, что при монтаже датчик ускорения поставили «кверху ногами» ракета просто сошла с ума и устремилась к земле.

2. В полетное задание ракеты, стартовавшей с космодрома Восточный, были внесены данные на старт с Байконура.

За тот же период у США и Китая было только по два аварийных пуска.

Читайте также

Это что касается аварии. А теперь о катастрофе.

Уже длительное время Роскосмос выполняет работу космического извозчика, доставляя на МКС грузы и экипажи. После вчерашнего инцидента доверие к «извозчику» серьезно подорвано. И когда уже совсем скоро пилотируемые полеты к МКС будет выполнять либо NASA, либо Илон Маск, кто же отважится сесть в русскую ракету? И кем же тогда быть Роскосмосу? Космическим дворником? Массовиком-затейником? Ассенизатором?

Что конкретно может предъявить Роскосмос? Кукую реальную программу, которая развивается не на словах, а на деле? Но нам предъявляют пустопорожние разговоры, которые длятся уже давно, с тех пор как Рогозин начал курировать в правительстве космическое направление. Разговоры о скором полете на Луну. О полете на Марс. О создании сверхтяжелой ракеты. О ракете на ядерной тяге. О колонии на Луне с целью добычи гелия. Об исследовании самых дальних планет.

А совсем недавно заговорили, конкретно Дмитрий Олегович Рагозин заговорил, о строительстве собственной космической станции, которая будет ого-го какой! И чтобы там — никаких американцев.

Создается ощущение, что громадные деньги, выделяемые на космос, расходуются в основном на эти разговоры. Да на мультипликационные ролики, в которых красивые ракеты с логотипом Роскосмоса бороздят бескрайние космические просторы.

И с этим необходимо что-то делать. А то ведь уже лет через десять уже никто из подросшего поколения не поверит, что в космос первым слетал русский космонавт Гагарин.

То есть нужна серьезная санация космических управленцев. И начать, видимо, необходимо с главы Роскосмоса с дипломом факультета журналистики, который чудесным образом стал доктором технических наук, а заодно и философских.


Происшествия: Россия прекращает пилотируемые пуски, пока не выяснят, что случилось с «Союзом»

Космическая одиссея: Ракета Falcon 9 успешно приземлилась на космодроме в Калифорнии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня