Авто / Обзор рынка

Кризис и автопром: увольнения, простои, дефицит

Экономическая ситуация душит автозаводы России

  
5892
Кризис и автопром: увольнения, простои, дефицит

После декабрьского ажиотажа автопром России попал в рыночный вакуум: резкое снижение спроса с одной стороны, и увеличение стоимости машин с другой, создают контрпродуктивную обстановку. Что может противопоставить кризису автомобильная отрасль?

Включить паузу

В 2014 году крупные автопроизводители вставали на паузу, но срок простоя, в основном, не превышал 1−2 недель. В 2015 году ситуация обостряется: так, весной питерский завод General Motors остановит конвейер почти на два месяца. Показательно, что на заводе выпускаются весьма популярные в России модели — Chevrolet Cruze, Opel Astra и Chevrolet TrailBlazer. По итогам 2014 года тот же Chevrolet Cruze вошел в ТОП-25 самых продаваемых авто, а в своем классе занял третье место. Тем не менее, представители General Motors обосновали необходимость простоя резким снижением спроса, к чему привело повышение цен на автомобили из-за зависимости от импортных компонентов. В результате, базовая цена Chevrolet Cruze по состоянию на 29 января составляет 913 тысяч рублей.

Российский производитель UAZ уведомил службу занятости о возможности увольнения 2400 сотрудников завода, не считая работников предприятий-партнеров (еще 600 человек). Решение о сокращениях еще не принято, однако в худшем варианте завод может лишиться почти трети своих сотрудников. Падение спроса на продукцию ульяновского завода связано, в том числе, с высокой долей импортных компонентов в современных UAZ.

АвтоВАЗ отреагировал на сложную ситуацию объявлением о сокращении порядка 1100 управленцев разного уровня. Это означает, что завод может «подсушить» штат своих менеджеров и специалистов примерно на 10%.

Есть основания полагать, что это далеко не последние сообщения о негативных трендах в автомобильной отрасли. Некоторые компании готовятся корректировать производственные мощности, однако пока занимают выжидательную позицию. В качестве контрмер, помимо простоев и сокращения штатов, производители могут использовать переход на меньшее число рабочих смен.

Все это означает, что в 2015 году автомобильный рынок потеряет гибкость: сложнее будет купить машину в нужной комплектации из наличия, вырастет срок ожидания машин на заказ, часть комплектаций (в частности, базовые) могут значиться в прайс-листах лишь номинально. Производители проявят осторожность при формировании квот, что, как ни парадоксально, впоследствии может привести к дефициту определенных моделей или модификаций.

Дилеры, кто на выход?

Падение спроса поставило в тяжелое положение дилеров. Так, один из крупнейших холдингов Перми «Экс Авто» выставил на продажу семь автосалонов, представляющих Nissan, Datsun, Peugeot и Citroen. В Петербурге начались проблемы у компании «Лаура» которая вынуждена была закрыть автосалон, представлявший Chevrolet, Suzuki, Opel и SsangYong. Кризис усугубил положение дилера Renault в Самаре: в настоящий момент автоцентр закрыт, а некоторые клиенты не могут получить уже оплаченные автомобили.

По мнению экспертов, первыми на выход будут дилеры, представляющие в России не самые популярные марки, а также марки, модельный ряд которых состоит, в основном, из импортируемых моделей. Кроме того, спад рынка выявит внутренние проблемы некоторых дилеров, с которыми они столкнулись еще до кризиса — подобное произошло, например, в случае с самарским дилером Renault.

Клиентам, в свою очередь, нужно быть очень внимательными при покупке машины с полной предоплатой: проблемы с наличными деньгами вынуждают дилеров строить своеобразные «пирамиды» клиентов, оплачивая взносами последних покупателей машины тех, кто заказал авто ранее. Не исключены варианты и «внезапного банкротства», когда клиенты, уже оплатившие машины, оказываются перед закрытыми дверями автосалона, а руководство перестает выходить на связь.

Надежда на правительство?

Автопроизводители России (включая иностранные концерны) обратились к правительству с просьбой принять комплекс мер по стимулированию автомобильного рынка и автопрома, однако их предложения были приняты лишь в ограниченном объеме. Так, правительство согласилось продлить программу утилизации, на что выделило 10 млрд рублей с возможностью увеличения лимита. Кроме того, автопром поддержат госзакупками и субсидиями на покупку сельскохозяйственной, коммунальной и другой социально-значимой техники.

Однако многие меры, направленные на поддержку легкового автопрома, отклонены. В частности, правительство не поддержало идею возобновления программы льготного автокредитования, на что союз автомобильных дилеров просил 20 млрд рублей. Также отклонена идея ограничения экспорта металлопродукции и смягчения условий промышленной сборки иномарок.

Последний пункт особенно важен, поскольку соглашение, заключенное крупными автопроизводителями с Минпромторгом, подразумевает наращивание объемов выпуска автомобилей в России до 300−350 тысяч единиц в год в течение ближайших лет (поэтапно). В случае невыполнения этого и ряда других условий (в частности, об уровне локализации) автопроизводители могут лишиться «скидки» на таможенные пошлины при ввозе автокомпонентов. Так, сейчас она составляет 0−5% вместо 30−40%. Однако неблагоприятные рыночные условия осложняют реализацию плана, предусмотренного соглашением о промсборке, и рано или поздно компании окажутся перед дилеммой: стискивать зубы и пытаться найти точки роста в России или оставить рынок?

Спасительная локализация

Между тем, экономическая ситуация может и подстегнуть производителей к развитию. Так, компания Renault-Nissan сообщила о намерении увеличить локализацию, чтобы снизить зависимость от валютных курсов. При этом степень локализации на московском заводе компании уже приближается к 80% (рекорд для иностранного производителя), а завод Nissan под Петербургом планирует увеличить локализацию с 39 до 45% в ближайшее время.

При этом концерн не отказывается от планов выпуска новых моделей: в частности, в феврале начинаются продажи Nissan X-Trail питерской сборки, а на ижевском заводе концерна стартует производство нового поколения хетчбэка Nissan Tiida.

Курс на ускоренную локализацию таит и свои риски. Во многих случаях арсенал компонентов, поддающихся «мгновенному обрусению», весьма ограничен. Скажем, если автомобиль штампуется из импортного проката, переход на российский металл возможен в разумный срок. Российские сталевары за последние годы нашли общий язык с автопромом, и, например, Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan уже несколько лет штампуются, в том числе, из российского проката. Однако ряд сложных и дорогостоящих компонентов требует слишком крупных инвестиций для локализации, отбить которые можно только при достижении серьезных объемов производства. Спад рынка создает неблагоприятную среду для подобных проектов. В частности, большинство производителей не готовы локализовать один их самых дорогостоящих узлов автомобиля — силовой агрегат. Впрочем, есть и исключения: на АвтоВАЗе уже собирают двигатели Renault, а калужский завод Volkswagen планирует запустить моторное производство в 2015 году.

Но есть и еще одно сомнение: создание производства любого компонента на территории России не означает, что его себестоимость мгновенно переходит в «рублевый формат». В настоящий момент большинство предприятий-поставщиков, находящих в промзонах сборочных заводов, также принадлежат иностранным компаниям и зачастую собирают узлы из импортных компонентов, используя импортное оборудование. В результате, даже сделанная в России деталь имеет валютную примесь в себестоимости.

Это не значит, что путь локализации тупиковый. Но не нужно ждать чудес: спад рынка наносит вред автопрому уже сейчас, а для реализации даже авральных планов по локализации нужны месяцы и годы.

И все-таки именно русификация производства является сейчас главной надежной автопрома. Так, в Калининграде утвердили «дорожную карту» по созданию автомобильного кластера, включающего пять заводов полного цикла и предприятия по изготовлению автокомпонентов. Калининград, наряду с Калугой, Питером, Тольятти является одним из концентраторов автопрома. В регионе выпускают автомобили BMW, Kia, Opel, Chevrolet, Hyundai, Ford. Создание кластера повысит привлекательность площадки для инвесторов и позволит автопроизводителям наращивать темпы локализации.

Продолжается развитие особой экономической зоны «Тольятти»: в 2015 году планируется строительство второй очереди. Новые предприятия займут в полтора раза большую территорию, чем площадь первого этапа. Ожидается, что к 17 резидентам ОЭЗ «Тольятти» в 2015 году добавятся еще 8.

Компания Mercedes-Benz, пока не располагающая площадкой по производству легковых авто в России, не собирается отказываться от планов локализовать модели премиум-класса — в настоящее время идет поиск партнера.

Локализация позволяет не только удерживать себестоимость, но и создавать новые рабочие места, перераспределив часть сотрудников со сборки готовых машин на сборку компонентов.

Резюме

В краткосрочной перспективе ожидается существенный спад продаж, а с ним и спад производства автомобилей в России.

В зоне риска находятся компании, зависящие от импорта автомобилей или автокомпонентов для их сборки.

В долгосрочной перспективе основным способом выживания и восстановления объемов производства станет переход на местные комплектующие и сырье для сборки автомобилей.

Как бы то ни было, в ближайшие месяцы продолжится рост рублевых цен на автомобили, а возможностей купить ту или иную модель из наличия станет меньше — дилеры все чаще будут работать по заказам с полной предоплатой.

Фото: Вадим Жернов/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 6
ГерманияГермания 3
ШвецияШвеция 3
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
АнглияАнглия 6
БельгияБельгия 6
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 4
СенегалСенегал 4
КолумбияКолумбия 3
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня