Авто / Обзор рынка

Куда уходит Opel

GM прекратил продажи всех ходовых моделей в России

  
8709
Куда уходит Opel

Новость застала всех врасплох: один из крупнейших игроков автомобильного рынка России — концерн GM — заявил о прекращении продаж и сворачивании производств в стране. Де-факто, концерн покидает нас на неопределенный срок, оставив лишь считанные модели премиального сегмента. Как это скажется на владельцах Opel, Chevrolet, а также на России в целом?

Генеральное отступление

Кризис уже выкосил несколько марок, например, Alfa Romeo и SEAT, но они не играли значимой роли для массового сегмента. А вот Chevrolet до прошлого кризиса лидировал в рейтинге иномарок. Три года назад альянс «джиэмовских» брендов Opel, Chevrolet и Cadillac подписал с правительством РФ соглашение о промсборке, что гарантировало серьезность намерений.

В духе времени, GM располагал четырьмя производственными площадками в России. На паях с АвтоВАЗом в Тольятти делали Chevrolet Niva, «Автотор» осуществлял контрактную сборку моделей всех трех GM-ких брендов, в Нижнем Новгороде на мощностях «Группы ГАЗ» делали новый Aveo, а основным плацдармом был питерский завод компании, где в последний год выпускали Opel Astra и Chevrolet Cruze. Наконец, две модели для российского рынка собирали в Узбекистане — Chevrolet Cobalt и Spark, а до майдана Chevrolet собирали и на Украине.

Теперь в России прекращается продажа всех моделей Opel, а из Chevrolet остаются только исконно-американские Tahoe, Camaro и Corvette. Chevrolet Niva будет в строю, однако проект новой Niva, показанной на ММАС-2014, заморожен. Производство под Питером ставится на консервацию, контрактная сборка Chevrolet Aveo в Нижнем Новгороде прекращается, а с калининградским «Автотором» отношения разорваны еще в прошлом году. Короче говоря, от некогда могучего игрока остаются лишь жалкие объедки: полуроссийский внедорожник, да кучка нишевых моделей, рассчитанных на небедных любителей американского автопрома. И еще Cadillac — он во всей этой истории не пострадал.

Кто виноват?

Последние годы приоритетом в развитии российского автопрома была локализация производств. На это сделало ставку правительство РФ, обязав крупных производителей непрерывно инвестировать в штамповочные цеха, переход на российскую сталь, создание моторных производств, учебных центров и так далее. Все крупные игроки, включая GM, подписали соответствующие соглашения, а в обмен на инвестиции получали существенные «скидки» при ввозе компонентов в Россию. Так, если на обычный машинокомплект пошлина составляет 30−40%, то для промсборщиков — от 0 до 5%.

Важный момент: чтобы получать такие преференции, нужно выдерживать согласованный с правительством график развития производства. Сам график индивидуальный для каждого игрока, но он подразумевает несколько дедлайнов: к такой-то дате начать сварку кузовов, к такой-то — построить моторный завод.

GM, несмотря на антураж серьезного игрока, был далеко не лидером в вопросах локализации. По сути, «Автотор» осуществлял отверточную сборку и особенными льготами не пользовался, локализация нижегородских Aveo не превышала 20%, а на питерском заводе компании составляла немногим более 20%. Единственная по-настоящему локализованная модель GM — это Chevrolet Niva, но разработка АвтоВАЗа в особенных послаблениях и не нуждалась.

Чтобы сохранить право на «таможенную скидку», GM требовались серьезные инвестиции. Они и были запланированы, в частности, в 2015 году предполагалось пустить вторую очередь завода под Питером, нарастив мощность с 98 тысяч до 230 тысяч автомобилей в год, а локализацию увеличить до 30% и выше. И может быть, в альтернативной реальности все бы получилось, но тут наступил валютный кризис…

И GM оказался в тисках. Не вполне оправившись после предыдущего спада (2008−2009 годы), бренды американского концерна снова покатились вниз в рейтингах продаж, и в начале этого года именно Opel и Chevrolet оказались в числе тех, кто терял долю рынка пугающими темпами: продажи упали почти в 4 раза.

Причина — в высокой цене, а она в свою очередь объясняется недостаточной локализацией производства. Шутка ли, Chevrolet Cruze подорожал почти в два раза и после нового года стоил от 913 тысяч рублей. Opel Astra оценили примерно так же, потом скинули 100 тысяч рублей, однако положения это не спасло. Многие компоненты для «как бы российских» машин покупались за доллары и евро, что делало продукцию GM попросту неконкурентоспособной на фоне моделей с более высоким уровнем локализации.

Не помог и акцент GM на «мировые модели». С уходом Lanos и Lacetti у GM не осталось в обойме доступных автомобилей с перспективой высокой локализации: Aveo и присоединившийся позже узбекский Cobalt не снискали успеха «Соляриса» или «Логана» — дороговаты.

В результате, бизнес GM в России стал убыточным, а для исправления ситуации требовались все большие инвестиции. Боссы компании, стремящиеся всеми силами вывести Opel из затянувшегося кризиса, решили сосредоточиться на европейском рынке: собственно, последние новинки марки, вроде Adam, адресованы как раз Старому Свету. Сил вытягивать российский плацдарм даже с прицелом на будущее, похоже, не осталось. Генеральный директор Opel Крал-Томас Нойманн объяснил ситуацию просто: «В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».

Что делать?

Главный вопрос — что делать дилерам и тем, кто стал счастливым обладателем Chevrolet и Opel? Мы обзвонили представителей марки и с удивлением узнали, что новость о прекращении деятельности в России тоже застала их врасплох. Никаких предварительных консультаций с партнерами GM не проводил, как не дал и внятных объяснений о схеме дальнейшей работы.

Однако московский офис компании распространил пресс-релиз, в котором пообещал выполнять все обязательства по обслуживанию и гарантийной поддержке машин, а также обеспечить рынок необходимым количеством запасных частей.

Что будет с дилерами? Сейчас на этот вопрос не готов отвечать никто, однако понятно, что в каждом случае вопрос будет решаться по-своему.

Дилеры продукции GM, входящие в крупные автохолдинги, скорее всего, захотят сохранить круг клиентов Opel и Chevrolet, ведь техобслуживание и гарантийные ремонты — один из основных источников дохода дилера. Проблема в том, что без новых продаж штат гарантийных машин будет быстро сокращаться, поэтому с каждым годом содержать технический центр персонально под Opel и Chevrolet будет все менее рентабельно.

Кроме того, некоторые дилеры могут не выдержать такого «сюрприза», ведь спад продаж подтачивал их финансовое благосостояние еще в прошлом году. Поэтому есть вероятность, что в некоторых регионах дилеры «джиэмовских» марок свернут работу совсем, и реализовывать гарантийные обязательства будет попросту некому. Будет ли GM предлагать материальные стимулы, чтобы заинтересовать своих дилеров, пока не ясно. В целом компания планирует потратить 600 млн долларов на сворачивание бизнеса в России.

Владельцам не стоит впадать в отчаяние в любом случае. Реализовать гарантию можно в любом официальном дилерском центре соответствующей марки, даже если он находится в соседнем регионе. Естественно, это форс-мажорная ситуация и она сопряжена с большими логистическими трудностями, но если не останется другого выхода, владельцам придется либо отказаться от гарантии, либо искать поддержку у соседей.

Во-вторых, относительно простые работы по обслуживанию и ремонту быстро освоят (если еще не освоили) универсальные сервисы. Проблемы будут со сложными работами, требующими специализированного оборудования и квалифицированных диагностов, поэтому в регионах, где дилеры GM предпочтут свернуть бизнес, владельцам Opel и Chevrolet придется туго.

Не первый раз…

Отношения концерна GM с Россией складываются весьма непросто. Так, в 90-х был громко распиарен проект по локализации Chevrolet Blazer в Елабуге — одна из первых попыток собирать иномарки в России. Но особенного успеха проект не снискал и быстро затух.

В первой половине нулевых появилась почти беспроигрышная идея выпускать в Тольятти востребованный в России Opel Astra G под брендом Chevrolet Viva, однако после презентации товарной машины цена внезапно выросла на 15−20%, и «Вива» оказалась мертворожденной.

В кризис 2008 года правительство РФ предприняло попытку купить Opel — убыточный европейский актив GM — чтобы дать «пинок» российскому автопрому, но американский концерн заблокировал сделку, опасаясь утечки технологий. В результате, решили действовать своими силами, но…

Складывается впечатление, что GM не уделял нашему рынку должного внимания. Если в начале своей карьеры в России бывшая компания Daewoo, приобретенная GM и выпускающая машины под брендом Chevrolet, еще потчевала нас непритязательными и популярными автомобилями, то в 2010-х ставка была сделана на модели более высокого ценового сегмента.

Вместо автомобилей «специально для России» GM вез к нам глобальные модели и бразильские «бестселлеры», вроде Cobalt, россиянами не оцененные. Вместо глубокой локализации производства сделал акцент на досборку. Вместо ниши лоукостеров, востребованных рынком, GM бросился атаковать насыщенные конкурентами среднеценовые сегменты.

Если подытожить, GM стремился, прежде всего, «отжать» российский рынок, не беря на себя лишних рисков. Концерн рассматривал Россию как часть Европы, не учитывая многих особенностей, и если на волне роста рынка такой подход срабатывал, то уже прошлогодний спад обнажил слабые стороны: заводы GM простаивали в общей сложности около 4 месяцев в 2014 году. А кризис лишь усугубил эти тенденции и превратил нежелательную ситуацию в критическую.

Прощай, Opel и Chevrolet. GM оставляет калитку приоткрытой и надеется сохранить доброе имя в России на будущее, но есть ли это будущее при таком отношении к своим партнерам в России — большой вопрос.

Читайте по теме:

Остатки Chevrolet и Opel в России распродадут с 25-процентой скидкой

Песков: GM проиграет из-за ухода с рынка России

SsangYong уходит из России из-за обвала курса рубля

Opel и Chevrolet распродадут остатки автомобилей в России со скидками

General Motors «уводит» из России марки Opel и Chevrolet

Продажи «АвтоВАЗа» упали на 23 процента

В 2015 году продажи авто в России могут упасть примерно на 30 процентов

Фото: EPA/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня