Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
15 июля 2015 13:51

Ржавые провода

Дмитрий Юрьев о плохих батюшках, ужасном «условном Путине» и гедонистическом джихаде

5596

Спор вокруг Православия в России достиг невероятной интенсивности. Все спорят. Можно ли, скажем, православным приходить с недружелюбными намерениями на праздник радиостанции «Серебряный дождь». Или, напротив, стоит ли Ксении Собчак переодеваться в священническую одежду. Или о том, как христианство сочетается с ненавистью к нехристям, и может ли быть евангельское «Несть власти аще не от Бога» интерпретировано воплями «Союз Президента и Патриарха спасёт Россию!». Ну, и о том, может ли настоящий христианин мириться с вопиющим и воинствующим греховодничеством. Всякое такое.

Наверное, апофеозом стал пост в Фейсбуке, сочинённый Анной Наринской — специальным корреспондентом издательского дома «Коммерсант». Наринская рассказала о своих личных воспоминаниях, касающихся личности протоиерея Дмитрия Смирнова. О его симпатичных качествах, способностях, самоотверженности — наряду со склонностью к «ужасной жестокости» в высказываниях. О том, что в нём было «много замечательного». Но — и здесь Анна Наринская переходит к итоговой констатации, точнее, к приговору: «Есть государственные устройства и такое — подбадриваемое властью — настроение в обществе, которое пробуждает в человеке всё худшее, что в нём есть. Грубо говоря, бывает время, когда — опять же по инициативе власти и при помощи её идеологических рычагов — формируется общественный запрос на всё худшее, что есть в человеке. Отец Дмитрий с его бесшабашностью и талантливой дикостью мог бы быть всяким. То что он такой (UPD тут с меня требуют, чтоб я не пряталась за недоговорками, а написала прямо какой такой — ок, такой мерзавец) — это условный путин виноват». (Орфография и пунктуация оригинала сохранена — прим.ред.)

В общем, разговор о том, что сегодня происходит в Церкви и вокруг неё, всеми силами превращают в разговор политический, саму Церковь настойчиво втискивают в царство от мира сего, ну, а дальше принимаются обвинять «РПЦ МП» и всех, кто не готов сводить Церковь к аббревиатуре, в забвении евангельских заповедей, в пропаганде ненависти и в политизации.

И вот тут-то хочется разобраться.

То, что «условный Путин» виноват во всём, совершенно безусловно — в этом, конечно, переубедить г-жу Наринскую и её сосиндромников не удастся никому и никогда. Но всё-таки лучшие из них — через удушающие симптомы этого общего синдрома — ещё сохраняют память. О том, что есть и живые черты в лицах людей. О том, например, что о. Димитрий был талантлив. О том, что сами они — до синдрома — были способны не только камлать и вещать, но и думать и чувствовать. Поэтому, собственно, я и хочу обратиться прежде всего к памяти. К памяти о тех временах, когда аббревиатура «РПЦ» ещё не затмила в их сознании, тогда ещё не до такой степени коллективном, той самой памяти — у кого об о. Александре Мене, у кого — о книгах Клайва Льюиса, у кого — о Мадонне, которая шла по Иудее в пронзительных стихах Галича… В общем, памяти о Христе, конечно.

О тех временах, когда считалось возможным, пожимая плечами лишь слегка, одобрительно отзываться об обаянии митрополита Кирилла и не обязательно тут же сотрясать воздух его фамилией (надо же, фамилия смешная). О тех временах, когда (как впоследствии выяснилось, достаточно подлая и чисто политическая) клевета о «табачном митрополите», например, оставалась уделом маргинального скандалиста-журналиста. Когда Церковь — в целом — не пугала, не отталкивала, а вызывала интерес, непонимание и уважение.

Тут можно хватать меня за руку и вопить: ага! Сам сказал! А вот теперь они — эта самая РПЦ — другие! Их теперь не любят! Они теперь страшные!

…Насколько могу вспомнить, первые злобные, оскорбительные, технологичные в PR-смысле наезды на Церковь, первые «мемы» из серии «гундяевщина» и «РПЦ», появились за год-два до обвинений в чрезмерной политической ангажированности священноначалия. Первые выходки — неожиданно жесткие, злобные и агрессивные — я отметил для себя весной и летом 2007 года.

Это время запомнилось мне — по личным обстоятельствам — очень отчётливо. В апреле огромная, многочасовая очередь выстроилась около Храма Христа Спасителя, чтобы попрощаться с Борисом Ельциным. В этой очереди, как можно понять, встретились многие из тех, кто сегодня клеймит РПЦ и «бесноватых православных». А ещё через пару месяцев возле того же Храма растянулась намного более долгая очередь — это было одним из первых запомнившихся и замеченных медиа явлений массовой и воодушевлённой встречи мощей (в тот раз — апостола Луки).

Это время становилось — ощутимо — временем какого-то серьёзного религиозного сдвига. По всей стране стало чувствоваться изменение уровня проникновения — не РПЦ, а Церкви — в самую ткань общественной жизни. Очередь к Апостолу в Храме Христа Спасителя не отличалась по своему составу очень существенно от очереди тех, кто пришёл попрощаться с Ельциным. В этой очереди, помимо столь ненавистных сегодня «борцам с РПЦ» бабушек-богомолок, стояли в огромном количестве совершенно обычные, нормальные, самые разные люди. В том числе интеллигентные и образованные.

Церковь перестала быть этнографической экзотикой — выбором «старушек», или формой выражения общественного темперамента — либеральным христианством духовных чад о. Александра Меня или, наоборот, «русским православием» новых славянофилов. Церковь открылась для повседневности, для всех, открылась именно как Церковь, а не как «общественная организация».

Именно тогда — на рубеже 2007 и 2008 гг. — в Москве, например, возникло ощущение фантастической переполненности храмов. Переполненности обычными людьми — а вовсе не «профессиональными верующими». Обычная приходская жизнь стала привлекать не просто экзальтированных неофитов — а «нормальных» людей. Началось массовое воцерковление именно что «малых сих». И тут ещё пришёл новый Патриарх — человек яркий, хорошо знакомый «широкой общественности», с мощным темпераментом проповедника. Я запомнил тогда (а это было, напомню, в самом начале 2009 г.) высказывание одного далёкого от Церкви, но точного и умного аналитика. Он сказал, что связывает с новым Патриархом свои надежды на то, что затхлая, заунывная общественная жизнь «медведевской» России обновится, потому что «Кирилл — это война». В этих словах не было двусмысленности — под «войной» и он, и я понимали раскрытие позитивной энергетики общественного развития, слом заскорузлой корки показушной и бесплодной «суверенной демократии» не силами оппонентов власти и врагов страны, а высвобождением живого, нравственного начала, которое олицетворял и, казалось, предвещал Патриарх Кирилл.

Так вот, именно этот огромный, мощный, всеохватный тренд, — а вовсе не политические или моральные претензии к иерархам «РПЦ», — вызвал первые вспышки ярости. Во всяком случае, я это помню именно так.

Именно тогда — до скандалов, до «Пусси Райот», до выборов — пошли первые выходки. Именно тогда в репликах в адрес «РПЦ» прорезалась ненависть, ярость, злоба из репертуара Емельяна Ярославского со товарищи. Именно тогда — сначала потихоньку — расчехлился со своей некровзоровщиной бывший церковный певчий Александр Невзоров. Именно тогда к Церкви стали относиться, как к личному врагу. Не по-дарвиновски (едва не ставший священником Дарвин всю жизнь постепенно удалялся от веры, потому что отождествил её с буквалистским пониманием Священного Писания). А по-ленински, с личной, глубоко религиозной ненавистью к Богу, с ненавистью злобной, оскорбительной, мстительной.

И это вовсе не преувеличение — просто способность к вытеснению у наших лицепожатных очень велика. Поэтому сейчас они помнят только то, что хотят помнить — например, жестокую «двушечку» за безобидный перформанс в Храме Христа Спасителя — и совершенно не понимают, как можно всерьёз обижаться на «серебряную калошу», присуждённую Патриарху решением «тяжко пострадавшего от православных хулиганов» коллектива «Серебряного дождя».

А вот того, как скоординировано, в формате единой и «кумулятивной» информационной кампании, «накатили» на Церковь, Патриарха и христианскую веру в конце 2011 — начале 2012 года, о том, как идеально «наложились» друг на друга сразу несколько сюжетных линий (часы Патриарха, суд в связи с испорченной его квартирой, несколько историй про очереди к священным предметам в разных городах России) — не помнят. Не помнят о том, какой был накал ненависти, тотального недоверия, ярости — который рос, не останавливаясь.

И история про «Пусси Райот» была запущена и раскручена до «двушечки». Идиотский судебный процесс со ссылками на решения Трулльского Собора оказал сторонникам кощунства неоценимую помощь — но и задолго до него, в первые дни после «панк-молебна» — на Церковь обрушилась огромная, цунамическая волна улюлюкания, воя, свиста и травли. Я помню это ощущение невероятного стресса, этот стиль загонщиков, уже видящих флажки, я помню, как в первые дни очень многие из вменяемых и интеллигентных «либералов» и оппозиционеров власти пришли в растерянность и недоумение от поведения «своих». Но тут подоспели «православные эксперты» с призывами к кострам инквизиции, и дело было сделано — по Церкви Христовой ударили с двух рук.

Мне вообще кажется, что мощная информационно-психологическая кампания террора и травли против Церкви пошла «с двух рук». И одной из этих «рук» стала та самая рука, которая, в частности, сочиняла текст приговора для «Пусси Райот». Эта «рука», во времена своего оперативного всемогущества до конца 2011 года так много сил вложившая в то, чтобы за пределами «ручного управления» само по себе не происходило бы ничего, была явно раздражена, и раздражена очень сильно. По своей природе эта «рука» была не способна воспринимать ничего, кроме технологий и манипуляций, в сверхъестественное если и верила, то на уровне магии и эзотерики, поэтому в «РПЦ» не видела ничего, кроме страшной угрозы — многомиллионная, плохо управляемая, да ещё и разветвлённая организация. Надо бы «окоротить», дискредитировать. А информационные кампании, кумулятивно выстрелившие в начале 2012 года по всем вышеперечисленным сюжетам — они явно планировались и разворачивались заранее, начиная с 2010 года.

Но вот «вторая рука»… Те, кто не клянёт Церковь и веру, но — апеллируя к христианским ценностям — взывает к православным согражданам и обращает их внимание на безобразные выходки Энтео-Цорионова, на потешное «миссионерство» Фролова и Милонова, — а главное, на многочисленные случаи грубых, недобрых, далёких от благочестия и добротолюбия высказывания и дела некоторых священнослужителей… Эти все восклицания и призывы — они что, ни о чём? Сплошная клевета и наговор?

Да нет, наверное. К сожалению, нет. И я хотел бы, собственно, с этого начать.

Не хочу слишком глубоко вдаваться в личное — только необходимые иллюстрации. Я пришёл в Церковь очень поздно, шёл к ней очень долго, очень по-интеллигентски, рефлексируя, взвешивая, рассуждая — с одной стороны, с другой стороны… Первый священник, с которым мне довелось познакомиться лично, меня очень вдохновил. Он был бодрый, весёлый, очень смелый — даром что прошёл тюрьмы и лагеря. Звали его о. Глеб Якунин. Какое-то время я даже думал подойти к нему и поговорить не о политике, а «по его профессии». Сначала не решился, а потом присмотрелся, прислушался, и не то чтобы уж совсем его осудил — ему ещё предстояло пройти определённый путь для того, чтобы «определиться». Но просто мне показалось странным — как это, священник, ему надо будет исповедоваться, а он… ну, обычный. Слабый. Нервничает, шумит, ругается с коллегами не по существу. Борется всё время, в общем. Второй священник, с которым я сошёлся поближе — и, можно сказать, подружился — был, конечно, о. Глебу не чета. В смысле — был вовсе не так приземлён и обращён на мирскую борьбу. Он был зато бесподобным проповедником — тонким, чутким, чувствующим. Тоже разочаровал меня! Слишком сильно нервничал по мирским вопросам, слишком суетился! Тоже каким-то слабым показался — вот я и не решился к нему обратиться «по делу»… А когда решился, то узнал, что он уже не принимает — ему и жить-то оставалось около месяца. Рак мозга, скоротечный, а было ему немного за 50. Думаю, смерть он встречал гораздо более подготовленным, чем многие и многие. И не только потому, что был прекрасным, знающим и глубоким богословом. Но и потому, что многие годы служил — помимо всех прочих своих обязанностей — в часовне при детской онкологической больнице. Как мне потом рассказали, иногда уходили каждый день по ребёнку, иногда получалось, что и больше. Принимал их всей душой, сопереживая и умирая вместе с ними. Слабый такой, нервный, суетный о. Георгий Чистяков

В общем, чуть-чуть позже ещё один священник, с которым я уже подробно говорил «по делу», и тоже, конечно, человек не без недостатков, — помог мне с формулировкой. Тем более что он, как и я, из мира естественных наук — кандидат технических, кстати, почти до пятидесяти лет проходил в радиоинженерах, — так вот он сформулировал так (не знаю точно, сам ли сочинил, или кого-то процитировал): «Провода-то мы ржавые. А ток проводим».

Вообще-то, христианство — которое тут все обвиняют в «чёрно-белом» мировосприятии — оно, скорее, не делает различия в красках для мира сего (я имею в виду христианство, а не попытки под него мимикрировать). «Никто не благ, один только Бог» — вот Христовы слова о сильных и слабых людях, слова, стоящие рядом с заповедью «не судить». Так что священники наши, конечно, слабые люди. Да что наши — лучшие, святые, из «недавних», о которых есть не только «жития», но и фотографии, а то и сохранившиеся письма, если вчитаться внимательно, сплошь и рядом ошибаются! Самые лучшие, самые прозорливые — кто в каком-то частном случае в излишнюю строгость ударится по несущественному поводу, кто, поддавшись обаянию собственного инженерного образования, примется подыскивать координаты ада в пределах северного полушария Земли, кто с ИНН не сразу разберётся. Да что священники! Их прообраз, самый близкий ученик Христов, которому — для передачи по цепочке апостольского преемства — было даровано право «вязать и разрешать», апостол Пётр, — он оказался трижды предателем. Второй первоверховный апостол — Павел — начавший с того, что стоял «на стрёме», пока забивали камнями первомученика Стефана, продолжил тем, что «гнал Христа», то есть «вязал» живых людей, отдавая их на пытки и казнь. Самый страшный грешник в христианской истории — Иуда — услышал последние в своей жизни слова Христа, и первым из них было слово «Друг!» — и только его, Иуды, собственный выбор, его отказ отдать себя на суд Божий и стремление наказать себя побыстрее и собственными руками, — только это провело между ним и остальными апостолами непреодолимую черту.

«Никто не благ, один только Бог». И нет никого без греха — «окромя Христа». Но… Есть, например, врачи. Мне довелось общаться — и достаточно близко — со специфическими врачами. Например, с очень хорошими онкологами. Которые — не так, конечно, как упомянутый выше о. Георгий — но тоже привязываются душевно к своим пациентам. И тоже — раз за разом, день за днём — их теряют, сколько бы сил ни вкладывали. А ещё — мне рассказывали активные благотворители — реаниматологи очень своеобразные люди. Мгновенно переходят от олимпийского спокойствия и деловитости к истерике и страшному мату. И претензий к врачебному сословию тоже много — потому что каждого «цепляет», тем более, если кто-то из докторов делает что не так. А теперь давайте представим себе широкую, постоянно нарастающую, интенсивную, классовую кампанию пропаганды ненависти ко всем врачам-онкологам и реаниматологам скопом… Чтобы все они, провожая спасённых в жизнь, а недоспасённых — до дверей морга, — выходили на улицу под улюлюканье и вопли про то, что «ругаться матом нельзя», что черные медицинские анекдоты рассказывать — преступление, что бутылки брать от пациентов — стяжательство и мародёрство. Что, так и происходит? Да, довольно часто. Но не так тотально, как со священниками, не так скоординировано и срежиссировано.

А тем временем эти самые «плохие батюшки» — ну давайте не будем спорить по сценарию Остапа Бендера о наличии или отсутствии Бога, а скажем о том, что относится только к материальному миру — они ведь исповеди выслушивают. Кто в церковь хоть раз заходил, тот видел, как это бывает — очередь из нескольких десятков человек, с каждым — от пяти до двадцати минут, а то и больше… Да, наверное, есть среди них и те, кто устал, опустился, расслабился, закрыл своё сердце. Как и среди врачей такие есть. Но — и тут позволю сказать так: я знаю — в большей части случаев священники пропускают через свою душу ежедневно и еженедельно десятки, сотни, тысячи нас с нашими грехами, берут их на себя, болеют ими (иногда их, кстати, прямо там, за аналоем, убивают, буквально, насмерть — как о. Даниила Сысоева). И ещё — они, как и я, точно знают (просто потому, что здесь речь идёт о повседневном опыте), что они не просто нужны, а очень нужны своей пастве, то есть, опять же, десяткам, сотням живых и грешных людей. Такой груз ответственности, такой масштаб эмоциональных затрат в любой другой профессии — да хоть в медицинской — подразумевает как минимум общественную, а то и государственную поддержку. На уровне традиций, нравов, приличий. А наши батюшки — которые, выходя из храма, смотрят тот же телевизор и довольно часто читают тот же интернет — вдруг оказываются в социальном вакууме, в атмосфере травли и преследований, в обстановке, когда кощунство не просто не ограничивается, а становится социально поощряемой формой самовыражения в так называемом «социально продвинутом», образованном слое.

Об ошибках священноначалия, об эксцессах «православнутых экспертов», о ханжестве вместо благочестия и о многих других болезнях русской Церкви можно и нужно говорить много, думать горько — и делать с этим что-то нужно. Но сейчас я не об этом. Сейчас я о том, за что им всё это? За то, что «обобщённый путин виноват»? За грубость и гнев о. Дмитрия Смирнова, за неудачные реплики о. Всеволода Чаплина, за политиканство и гордыню, обуявшие о. Андрея Кураева? Окститесь, братие интели! Окститесь! Включите то, что пока что цените, несмотря на то, что это венец Творения Божия, — я имею в виду ваши собственные мозги. Вы первые начали. Вы первые пошли в атаку на Церковь. Из-за вас Церковь — не «РПЦ МП», а живое сообщество верующих православных христиан — отчасти утратило ориентировку, из-за вас священноначалие сбавило миссионерский темп, из-за вас процесс массового воцерковления если не остановился, то очень сильно затормозился. Собственно, для этого ведь всё и затевалось?

…Я уверен, что многие из тех, к кому я сейчас обращаюсь, гневно отринут воздвигнутый на них поклёп. Но точно так же я уверен и в том, что врагом, опасным и нетерпимым, врагом, которому объявлена война на уничтожение, Церковь стала не потому, что она «РПЦ МП», а только потому, что она Христова Церковь.

Собственно, Церкви объявлен джихад. Война религиозного характера, война фанатичная, не предусматривающая никакого компромисса. А религиозную войну могут вести только адепты определённой религии, отстаивающей то, что для них важнее всего на свете, и за что они готовы убивать — и погибать.

В нашем случае шахидами этого всемирного джихада выступают гедонисты. Фанатично верующие в то, что на вопрос «свету ли провалиться, или мне чаю не пить?» ответ может быть только один: «свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить!» Для которых Церковь враг не потому, что она против абортов или гей-браков. А просто потому, что она против священного для них права вопить своё «Эван Эвоэ!» — и прыгать вокруг любого идола, которого удастся соорудить силами своей чёрной фантазии и за счёт ресурсов всех денег мира сего.

И священники не годятся вовсе не потому, что они — священники — «ржавые провода». Хотя вся система обвинений построена именно на примерах «ржавчины», исходит она от таких обвинителей, в которых, кроме ржавчины, вообще ничего не осталось. «Ржавые провода» ненавистны потому, что Ток проводят. Что пока они, потрескивая и иногда искря — существуют, эта Энергия доходит до нас и сопричащает нас Себе. С точки зрения ржавчины, это совершенно недопустимо и должно быть пресечено.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня