Культура

Перебирая века главные страницы

«Дорога поэта» — политическая сатира на современный русский мир

  
2455
Поэт Валентин Сорокин, 1996 год
Поэт Валентин Сорокин, 1996 год (Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС)

Не знаю, хотела ли того автор «Дороги поэта» (М.: КДУ; Университетская книга, 2016. — 348 с.), но она «взломала» классический набор литературных жанров, соединив под одной книжной обложкой и литературный портрет моего поколения, и рецензию на поэтическое творчество Валентина Сорокина, и политическую сатиру на русский мир, такой, каким мы сложили его в последние два десятка лет.

На первый взгляд, ее обещание поразмышлять о творчестве современного поэта предполагало литературоведческое по тону и эстетике исследование, раскрывающее оригинальность формы поэтического высказывания автора и то, как эта форма позволяет ему осмыслить череду событий. Многие из них носят характер трагический и надличностный — мы еще слишком помним и нервно оглядываемся в наше «вчера». Думаю, именно поэтому и обнаружился буквально с первых страниц у автора книги эффект двоякий, смысл далеко не только литературоведческий и вкус отнюдь не академический. Литературный критик — разумеется, хороший — всегда эстет, всегда дотошный аналитик формы, заковывающей содержание в рифму и ритм. А что сделала Лидия Сычева? Мучаясь философией бытия — последние четверть века дали нам мало радости и покоя, - она, а вместе с ней и ее герой, вновь провели меня этой горькой дорогой утрат, которыми оплатили мои современники наше «сегодня». Вот так и получилось: шли по жизни трое — поэт, литературный критик и читатель. Получилась книга про нас троих…

Но если бы только так! С нами прошли этой дорогой миллионы моих современников. Потому и повторяюсь: эта книга про наш век.

Не тот арифметический, что в сотню лет. А тот, который выпал тебе с момента рождения…

Я Валентина Сорокина читала. Его очень хорошо понимает мое поколение. Но вот в чем я убеждена вместе с автором «Дороги поэта»: год за годом к чистому роднику поэзии Сорокина придут и иные, нынешние. Те, к кому прививка отторжения души, сделанная в эти минувшие годы, не привьется вовсе. Такие есть. Их много. Их просто плохо видно сейчас — сквозь грохот торжествующей пошлости и нравственного разврата, наполняющие газетные страницы, экраны телевизоров и полки книжных магазинов их голоса почти неслышны. Но, как это бывает во все времена, и самый порок поставит на службу благому Господь, и стоит только внимательнее пошарить все в том же интернете, чтобы увидеть молодую поросль возрождения нравственного начала.

Я говорю не только о той молодежи, которая торит сегодня дорожку к храму. Есть и стремление молодых бежать из Москвы, из других городов на свой кусок земли, чтоб жить там не по законам городских джунглей, где безнравственная реклама воспитывает безнравственных детей, а жить по совести, в добром согласии с прошлым, с нашими народными песнями, сказками и костюмами, с нашим мужским началом в мужчинах и женским — в женщинах. Жить с гордостью за то, что мы, русские, есть — в семье, в доме, в стране.

Раскрывая перед читателем «кулисы» творчества Валентина Сорокина, Лидия Сычева напрочь «забыла» о жанрах и литературоведении. Главным, мне кажется, было для нее поверить себя — а через это и нас с вами, читателей — судьбой, поступком, словом этого поэта. Задача не самая простая. Но в том то и сила книги, что унисон понимания беды и счастья, радости и печали у них — у поэта и его рецензента — звучит. И я с радостью почувствовала, что — тоже отзываюсь.

Думаю — в лад.

Видимо, созвучие душ всегда необходимо, чтобы состоялось это радостное открытие, то, что Лев Выготский называл катарсисом в искусстве.

Философское осмысление пережитого, выраженное в поэтической строфе, взрывоопасно — прав был Лев Семенович. Но для Валентина Сорокина поиск этой «гремучей смеси» составлял жизнь, был его денно-нощной необходимостью, человеческим долгом. И автору «Дороги поэта» очень удалось, сплетая свои воспоминания с дневниковыми записями Валентина Сорокина, свои пути-дороги с дорогой жизни, по которой идет поэт, провести читателя по главным событиям последних десятилетий «русского мира». Без патетики, но с отточенной публицистичностью фразы, «окартинить» характер своего героя, сделать его близким. Понятным. И дорогим.

«Дорогу поэта» не прочитаешь вскользь или по диагонали. Ее надо пережить, как жизнь близкого тебе человека. И это несложно не только мне. Ведь мы все на родной земле шли и идем той же дорогой, что и поэт Сорокин, прозаик Сычева, читатель Пустовойтова и сонмы русских людей, живущих судьбой России. Наверное, именно по таким книгам проще и быстрее будет тем, кто пойдет по нашей дороге после нас, понять нас и простить.

Можно долго спорить о том, нужно ли было автору так усложнять себе задачу и вместо красивого литературного эссе, посвященного красивому современному поэту, задаваться вопросами о природе нашей власти и размышлять, почему она стала антинародной. Поднимать ворох гнусностей, под которым в несколько лет выпрела наша финансовая «элита». Трясти до перхоти с плеч так называемую «оппозицию», кормящуюся с властной руки… Но надо знать Лидию Сычеву, чтобы даже не задаваться этим вопросом.

И в жизни, и в творчестве, и — о, ужас! — даже на работе она говорит, что думает. А думает о многом. У нашего поколения есть к тому немало причин.

Возвращаясь к «Дороге поэта», хочу добавить, что даже и само название её, сермяжно-простоватое, на первый взгляд, гораздо точнее и правильней определяет то широкое полотно русской действительности, которое создал в своем творчестве герой этой книги. Дорога — тяжкий труд, поскольку легких дорог в России отродясь не было. Она — и ухабы зависти, и колдобины молодой глупости, проистекающей от нерастраченного еще доверия к людям. Она, русская дорога, подвиг, если ты идешь по ее ухабам, а не по головам. Так, как идет по жизни герой «Дороги поэта». А ты? Как ты, читатель, идешь по ней?

Среди множества вопросов — о смысле жизни, о литературе, о верности призванию, о любви — мой вопрос даже не значится. Потому что сама книга Лидии Сычевой и есть этот самый вопрос.

Я прочитала книгу не в день. Даже не в неделю. Книга требует работы над собой. Не нарочито, не пафосно, а как откровение. И только осмыслив его, ты можешь шагнуть дальше.

Конечно, философия увлекательная штука, и переворачивая страницы книги — и своей собственной жизни заодно, — никак не избежишь искушения вроде «вот если бы… то я бы…» У той дороги, по которой идут поэт и его критик, дороги назад нет. Вот почему в жизни каждого из нас так важен выбор: поступка и дороги…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Тимур Куватов
Тимур Куватов

Мои искренние поздравления с 10-летием, «Свободная Пресса»! «СП» — на мой взгляд, одно из лучших российских изданий, которое как нельзя более точно соответствует своему названию — добилась уникального сочетания двух главных составляющих объемного и глубокого содержания информационных материалов: отличная статья и сразу же очень оперативный компетентный комментарий экспертов по заданной теме, которые дают мгновенное погружение в тему даже для непосвященного читателя. Превосходны материалы колумнистов, в целом — истинное удовольствие просто читать издание. Желаю «СП» сохранять это удивительное равновесие формы и содержания, легкости и глубины, эмоциональности и меры!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня