Экономика / Наука и техника

Полеты Рогозина во сне и наяву

Вице-премьер пообещал, что вскоре мы станем летать главным образом на российских авиалайнерах

  
9428
Производственный комплекс №1 Российской самолетостроительной корпорации "МиГ"
Производственный комплекс № 1 Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Вице-премьер Дмитрий Рогозин на совещании в корпорации «МиГ» заявил, что наша страна в обозримом будущем намерена отказаться от закупок зарубежных гражданских самолетов и вместо них в серьезных масштабах начать производить собственные.

— Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае, если такого рода самолет может производиться в России, — заверил виц-премьер.

Чиновник сообщил скорее о контуре, а не о плане ближайших действий правительства, который он охарактеризовал как жесткий барьер, крайне необходимый в сегодняшних условиях для защиты национального рынка. Аргументация Рогозина была в его фирменном стиле: «Мы великая авиационная держава, и просто стыдоба закупать иностранные самолеты».

По сути, дилемма, обозначенная Рогозиным, напоминает ставшее фольклорной классикой: «Вам шашечки или ехать?» Но, в отличие от такси, приоритет отечественного производителя в такой стратегической для экономики отрасли, как авиастроение, сомнения не вызывает ни у кого.

Между тем, еще в 2013 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко указывала на ряд российские госкорпораций, имеющих отношение (причем, как правило, посредническое) к авиапрому, которые, по ее словам, превратились в «воровайки». Тогда под пристальный взгляд главы верхней палаты парламента угодила, в частности, «Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК).

— Закачали в ОАК сотни миллиардов рублей, а где самолёты? Где деньги?! — приводит возмущенные слова Матвиенко издание «Версия».

— Я лично обеими руками за идею, которую озвучил Рогозин, чтобы великая держава, по его словам, имела действительно достойную авиационную промышленность, — говорит директор Института стратегического анализа ФБК, доктор экономических наук Игорь Николаев. — Но в то же время надо отдавать отчет и тем, кто строит непосредственно самолеты, и тем, кто определяет стратегию отрасли. Авиакомпании ведь не просто так отказываются брать продукцию российских авиационных заводов. Когда они начинают сравнивать по параметрам цены, качества, комфорта и экономичности, то выбор покупателя оказывается зачастую не в пользу отечественного авиапрома.

«СП»: — Насколько известно, политика протекционизма по отношению к отечественному производителю распространена во многих странах. В каких пределах и в какой форме, на ваш взгляд, производители российских самолетов должны рассчитывать на поддержку государства?

— Эта политика будет эффективной только в том случае, — и зарубежный опыт это подтверждает, — если обеспечит конкурентные преимущества отечественной продукции. А когда господдержка прикрывает то, что в результате российская продукция всё равно не дотягивает до необходимого уровня, то неизбежно начинается административный режим: сколько закупать, каких моделей, в каком количестве, и т. д.

Мысль, озвученная вице-премьером, в принципе замечательная, с нею не поспоришь; но одного пожелания пользоваться только нашими авиамашинами, явно недостаточно. Кстати, Советский Союз выпускал авиатехнику на высоком уровне. Как военного, так и гражданского назначения. Сейчас наш авиапром утратил несколько позиций. Но, к счастью, не все из них.

Поэтому протекционизм стоит применять лишь в случае, если в результате опеки государства с конвейера станет выходить самая современная и надежная в мире техника. Деньги не должны выделяться на изначально неперспективные проекты только на том основании, что они «наши».

— «Объединенная авиационная корпорация» 30 процентов к стоимости каждого самолета прибавляет для себя, — констатирует главный редактор газеты «Аргументы неделi», выпускник МАИ Андрей Угланов. — В итоге аналогичный американский самолет стоит дешевле. Вот и делайте выводы из этой арифметики.

К тому же реальная практика взаимоотношений производителей авиационной техники упирается в «откаты», которые просто процветают сегодня. Отсюда и возникает ситуация, при которой приобретение отечественного самолета невыгодно российским авиакомпаниям.

Еще одна причина неблагополучия в нашем авиапроме (но не по его вине) — весь российский авиационный титан, который используется для силовых элементов планеров и шасси гражданских самолетов, на 25 — 30 лет вперед закуплен компаниями Airbus и Boeing.

«СП»: — Что вы, как человек, имевший в свое время прямое отношение к авиационной промышленности, добавили бы в предложения Дмитрия Рогозина?

— Прежде всего, удивил выбор места и целевой аудитории для подобного заявления. Фирма имени Микояна производит исключительно военную технику, преимущественно — легкие истребители. КБ имени Микояна никогда никакими проектами, связанными с гражданскими лайнерами, не занималось. Если бы слова Рогозина услышали в КБ Туполева или в КБ Ильюшина, еще можно было рассчитывать на результативность сделанных предложений.

Более того, я не услышал никаких конструктивных идей как не на словах, а на деле помочь нашему самолетостроению. Если бы Рогозин сказал, что с такого-то дня мы прекращаем снабжать фирмы Airbus и Boeing ценнейшим титаном и перенаправляем эти потоки на наше собственное производство, то тогда бы к его заявлениям возникло доверие и со стороны представителей авиапрома, и авиационных компаний. А сегодня нашим производителям просто не из чего строить самолеты.

И если бы он еще пообещал, например, что фирмы Туполева и Ильюшина освобождаются от грабительской наценки ОАК, в результате чего стоимость лайнеров просто зашкаливает, то тогда его слова хоть как-то могли быть полезными. Пока что декларации Рогозина напоминают отчеты перед вышестоящим начальством по темпам импортозамещения в вверенной ему отрасли. Получается, что если мы помидоры и свеклу заморские успешно замещаем, то, по этой логике, можем в тех же технических параметрах заместить и самолеты.

То есть, главное прокричать на эту тему. А как это сделать на практике — чиновник не ведает.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня