«Протон-М» летит куда-то не туда

«Роскосмос» начал тотальную проверку качества на предприятиях отрасли

  
11780
Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с аппаратами межпланетной миссии ExoMars
Запуск ракеты-носителя «Протон-М» с аппаратами межпланетной миссии ExoMars (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Запуски ракет-носителей «Протон-М», запланированные на 2017-й год, отложены на неопределенный срок. Причина — тотальная проверка качества на предприятиях «Роскосмоса». Об этом в среду, 25 января, сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе госкорпорации.

«Ведутся дополнительные испытания. Этим объясняются и возможные задержки пусков РН „Протон“. Главное не торопиться и убедиться еще раз в полной надежности техники и соответствии регламентам материалов, из которых она производится», — подчеркнули в пресс-службе.

Напомним: ранее газета «Коммерсант» сообщала, что «Роскосмос» принял решение отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) ракетные двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, которые устанавливаются на вторую и третью ступень «Протона-М».

Проблема с жидкостными РД вскрылась в ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени. По результатам расследования выяснилось: при сборке вместо материалов с содержанием драгметаллов использовались менее жаростойкие, от других типов двигателей, выпускаемых на ВМЗ. Почему подмена материалов осталась незамеченной, сейчас разбираются сотрудники ФСБ, прокуратуры и СКР.

В итоге на выездном совещании руководства «Роскосмоса», состоявшемся в Воронеже 20 января, было решено отозвать на завод-изготовитель для проверки все без исключения двигатели «Протонов», выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже доставлены на Байконур.

Напомним: 1 декабря 2016 года по вине ВМЗ — из-за разрушения двигателя РД-0110 — произошла авария ракеты-носителя «Союз-У», и был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». Все третьи ступени ракет семейства «Союз» с двигателем, приведшим к аварии, были отозваны на ВМЗ для проверок. Гендиректор завода Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию в связи с «неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции».

Теперь исправлять ситуацию на ВМЗ поручили другому двигателестроительному предприятию — НПО «Энергомаш». Ему предстоит провести аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ. Проверки скажутся на сроках пусков «Протонов».

Всего в 2017 году «Роскосмос» планировал провести 27 пусков, из которых минимум восемь приходилось на «Протоны». Уже в первом квартале должен был состояться коммерческий запуск геостационарного спутника связи Echostar 21, во втором — коммерческие запуски телекоммуникационных спутников Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9. Теперь «Роскосмосу», по всей видимости, придется платить солидные штрафы за перенос сроков. Сдвигаются и пуски в интересах госзаказчика — военного спутника связи «Благовест», трех спутников «Глонасс-М», гидрометеорологического аппарата «Электро-Л», двух спутников Космических войск РФ. Причем, по экспертным оценкам, сроки пусков «Протонов» «поехали» ощутимо — с февраля они отложены как минимум до лета.

Что происходит в космической отрасли, чем расплатится Россия за ошибки двигателестроителей?

— Если действительно решено отозвать на ВМЗ все исключения двигатели для «Протонов», «Роскосмос» понесет серьезные издержки, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — С финансовой точки зрения, речь может идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Но главные потери будут имиджевыми. В 2016 год мы потеряли лидерство в пусках из-за серии аварий ракет «Протон», которые происходили 2−3 года назад — как раз столько времени проходит от заключения контракта до пуска. Можно сказать, мы пожинали плоды прежних неудач. Теперь, надо думать, доверие иностранных заказчиков к российской космической технике снова будет подорвано, и лавры главного «космического извозчика» мы вернем нескоро.

«СП»: — Почему вообще возникла такая ситуация на ВМЗ?

— В космической отрасли работают люди из российского общества — не хуже и не лучше. Зачастую они относятся к своей работе довольно небрежно. Я с подобным отношением сталкивался еще в нулевые, в период своей работы в центре Хруничева. Логика сотрудника проста: рядом умный сосед работает, поэтому я могу и накосячить. В результате, ошибку не замечают оба.

Такая ситуация случалась не раз, и дело доходило до аварий. Классический пример — авария ракеты-носителя «Протон-М» со спутниками «Глонасс» в июле 2013 года. Как установило следствие, крушение произошло из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Их перевернули на 180 градусов, то есть поставили вверх ногами. Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало ее падение и разрушение. Ущерб превысил 5 миллиардов рублей.

Что характерно, никто этой ошибки не заметил. В итоге, к уголовной ответственности привлекли электромонтажника, мастера и контролера предприятия, плюс представителя Минобороны РФ, который не проверил точность установки датчиков.

Не исключено, и в нынешнем случае события развивались по похожей схеме: кто-то «умный» материалы заменил, другой не посмотрел, третий не проверил, а четвертый сказал «вы правильно сделали». Конечно, с этим нужно что-то делать.

«СП»: — «Протоны-М» можно заменить другими ракетами-носителями?

— Пока в строй не вошла «Ангара», «Протон-М» — единственная ракета-носитель грузоподъемностью 22 тонны (при выводе груза на опорную орбиту). Если говорить о коммерческих контрактах, заказчик может перейти на ракеты-носители серии Falcon американской компании SpaceX. Но главный заказчик нашей космической отрасли — Минобороны РФ — лишен такой возможности.

Военные спутники, предназначенные для «Протонов», слишком тяжелы, и не могут быть доставлены на орбиту «Союзами».

«СП»: — «Ангара» лучше «Протона-М»?

— По грузоподъемности и некоторым характеристикам — лучше. Это новое изделие, у него должна быть выше надежность и качество. Но есть вопросы к стоимости «Ангары». Стоимость высока, и это связано с тем, что «Протон-М» — давно освоенное изделие, с которым заводы привыкли работать.

«СП»: — «Роскосмос» поручил исправлять ситуацию в Воронеже НПО «Энергомаш». Почему именно ему?

— Конструкторское бюро химавтоматики (КБХ), которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон», входит в структуру, возглавляемую «Энергомашем». Кроме того, такое решение может быть связано с личностью гендиректора «Энергомаша» Игоря Арбузова. Он прежде возглавлял предприятие «Пермские моторы», которое выпускало двигатели для первой ступени «Протонов». В космической отрасли считается, что работа предприятия при Арбузове была безукоризненной.

Возможно, команду Арбузова, которая работала с ним в Перми, хотят подключить к аудиту ВМЗ. К тому же именно «Энергомаш» назначен головным предприятием отрасли по двигателям, и ВМЗ, можно сказать, находится на пути вхождения в «Энергомаш».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня