Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Скандал с «ВИМ-Авиа»: Росавиация знает, кто «залетит» следующий

Сенсационные подробности в деле о банкротстве компании

14245

Тяжелое положение, в которое сейчас попала компания «ВИМ-Авиа» и ее пассажиры стало следствием ведомственной неразберихи, а, возможно, и подлога, который совершили сотрудники ведомства. Об этом «СП» рассказал член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов.

— У Росавиации можно запросить справку о финансово-экономическом состоянии авиакомпаний на 30.06.2017 года. Есть у них такой документ… Мне его принесли час назад. Он подписан чиновником одного из подразделений ведомства. Любой, кто запросит этот документ, поймет, откуда та информация, которую я вам сейчас сообщу.

Для того, чтобы предпринимать эффективные меры по поводу «ВИМ-Авиа», надо детально разобраться в причинно-следственных связях произошедшего. Мы видели, как президент крайне резко высказал свою позицию в отношении министра транспорта, которого предупредили о неполном служебном соответствии.

На днях перед нами, в Госдуме, выступал руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько, который отнес «ВИМ-Авиа» к первой категории авиакомпаний с точки зрения финансово-экономической устойчивости. Всего этих категорий четыре.

Так вот, еще в июне 2017 года Росавиация владела информацией о том, что «ВИМ-Авиа» относится не к первой, а к третьей категории. Это означает как нестабильную текущую платежеспособность, так и прогноз проблем на третий квартал 2017 года. Этот вывод был сделан по итогам деятельности за первый и второй квартал. То есть ситуация, сложившаяся с «ВИМ-Авиа» была ожидаема. Причем ожидаема именно со стороны Росавиации.

«СП»: — То есть виноват Нерадько?

— В данной ситуации я бы винил даже не Нерадько. Возникает вопрос, кто из чиновников Росавиации положил бумагу на стол ее руководителя, который вынужден был дезинформировать Государственную Думу и того же министра транспорта Максима Соколова, с серьезными последствиями для последнего?

Читайте также

«СП»: — Возможно, не только «ВИМ-Авиа», но и другие компании, которые пока еще летают, тоже имеют сложное положение, отраженное в упомянутой вами справке?

— Да, из этого документа видно, что сейчас проблемными являются несколько авиакомпаний, связанных, в том числе, с крупнейшими государственными и частными корпорациями («СП» известны их названия — авт.). Всего таких компаний более десятка. Многие из них уже находятся в четвертой категории.

Если «ВИМ-Авиа», находясь в третьей категории, нанесла такой ущерб гражданам, которые не могут теперь выехать, и бюджету РФ, который за это заплатит 200 млн. рублей, то что нам грозит в ближайшей перспективе, исходя из реального положения многих авиакомпаний? Отдельным чиновникам Росавиации это было известно уже в июне!

Видимо, энергия следственных органов, которые занимаются делом «ВИМ-Авиа», должна быть направлена на изъятие упомянутого документа.

«СП»: — Я правильно понял, что эти категории присваивает Росавиация?

— Да. Есть соответствующий коэффициент, который выводится специалистами. Изучается финансово-хозяйственная деятельность, задолженность, показатели прибыли и т. п. Недаром же президент в ответ на слова Максима Соколова, что «ВИМ-Авиа» соответствовала всем критериям, сказал: «Чего же тогда стоят ваши критерии, если на выходе такая ситуация?» Так, критерии, оказывается, работают!

Возникает вопрос, какая реакция должна быть сейчас в случае всех остальных проблемных компаний, о которых мы теперь знаем? Или сразу начать выделять им деньги на поправку положения? А ведь многие из них являются дочерними компаниями наших известнейших коммерческих структур, которые явно живут не на последние копейки.

«СП»: — Так что же делать?

— Закручивая гайки, мы можем вообще лишиться такого вида перевозок, как чартеры. И сколько тогда будет стоить турпакет? Наверное, надо всю систему коммерческих авиаперевозок подводить под некие страховые механизмы.

«СП»: — Нерадько, выступая в Госдуме, назвал примерную сумму страхового сбора в 10 рублей. А сегодня Ассоциация туроператоров предложила тоже самое, но там назвали сумму в 100 рублей. И то и другое — немного, но разница на порядок. Это что, небрежный расчет?

— Пока сложно сказать. Нерадько не мог пока дать точную цифру. Тут более аргументировано могли бы высказаться, например, страховщики. Ведь, ОСАГО взято не с потолка, а как-то обосновано. По той же причине нельзя воспринимать цифру туроператоров. Мне неизвестно, что были какие-то совещания с участием страховщиков на эту тему.

«СП»: — Какие еще проблемы вы отметили бы в отрасли?

— Стоимость авиаперелетов в турпакетах совсем небольшая — в среднем 3−5 тысяч рублей. При одинаковой для всех цене керосина и услуг аэропортов это удивляет. Это значит, что либо чартеры демпингуют, либо те, кто занимается регулярными рейсами, зарабатывают колоссальные средства. И при этом они выбивают поддержку государства для перелетов по некоторым маршрутам. Утверждая, что они выполняют рейсы, не очень выгодные для себя. То есть ситуация с «ВИМ-Авиа» вскрыла массу вопросов по существованию всей отрасли.

«СП»: — Многие эксперты жаловались на недостаток полномочий у Росавиации. Мол, у нее нет права законодательной инициативы. Но ведь чиновники регулятора могли бы обращаться с предложениями в Госдуму? Например, в ваш комитет по транспорту?

— На первый взгляд могли бы, но… Сейчас у нас вопросы госполитики в области авиатранспорта — это зона ответственности Министерства транспорта. Исполнительный орган — Росавиация, контролирующий — Ространснадзор.

Так вот, множество экспертов, отдавших отрасли не один десяток лет, с которыми я говорил лично, утверждают, что самая наша большая проблема в том, что мы ушли от такого органа, как Министерство гражданской авиации. Весь функционал должен быть сосредоточен в нем. И исполнительного органа, и функционал законодательной инициативы. Старый механизм был более эффективный. Это не мое мнение — об этом говорят практически все. Даже чиновники Росавиации, уверен, выступили бы за это.

Читайте также

Что касается прямого обращения в Госдуму… Наш политический истеблишмент устроен таким образом, что не принято прыгать через голову. А головой в случае Росавиации является Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. Через эту голову прыгнуть чиновник не может. Такая у нас специфика. Хотя если бы мы в комитете сейчас владели бы информацией, что нужно на сегодняшний день авиации, мы бы отреагировали на это моментально. А закрытость, вот эта вертикаль, нам мешает.

Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский на звонки «СП» не ответил. В справочной ведомства объяснили, что «он один» и, возможно, устал за минувшие дни.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня