Экономика

Кредитно-банковское иго

Российские регионы занимают деньги у банков, чтобы покрыть дефицит бюджета, обновлять ветшающую инфраструктуру и принять ЧМ по футболу

  
2419

Недавно администрация Нижнего Новгорода решила прибегнуть к помощи кредитных организаций для финансирования дефицита бюджета и погашения муниципальных долговых обязательств. Кредит был оформлен в местном филиале Сбербанка. Его обслуживание будет стоить городу больше 30 миллионов рублей.

Это один из многих примеров, когда российские регионы вынуждены прибегать к заимствованию для «поддержки штанов». На что чаще всего берут кредиты областные власти и муниципалитеты и во что местным бюджетам и налогоплательщикам обходится обслуживание долгов — в экономическом расследовании «СП».

Вот такой вот мундиаль

Региональные бюджеты не справляются с все возрастающими расходами, трещат по швам, и местные власти не могут придумать ничего лучшего, как брать средства в долг у банков. Деньги берутся на покрытие дефицита бюджета, строительство инфраструктурных объектов, проведение спортивных мероприятий, которыми с ними щедро поделился федеральный центр. Одним словом, имя этим целям — легион.

И это не удивительно: в федеральные программы на ближайшие годы заложены триллионы рублей на развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Несмотря на то, что создаются эти программы в Первопрестольной, оплачивать их придется регионам. По крайней мере значительную часть. Областным властям ничего не остается, кроме как выходить на рынок заимствований.

«Рынок первичных размещений региональных и муниципальных облигаций уже растет серьезными темпами: в 2012 году он почти удвоился по сравнению с 2011 годом, в этом году мы также ожидаем существенного роста», — сообщил журналу «Эксперт» вице-президент отдела первичных размещений долговых бумаг управления инвестиционно-банковской деятельности Sberbank CIB Алексей Безрукавников.

За минувший год на долговой рынок вышел целый ряд российских регионов: Удмуртия, Башкирия, Свердловская, Воронежская, Томская, Рязанская, Вологодская области и другие субъекты РФ. В общей сложности регионы назанимали многие миллиарды рублей. Обслуживание этих долгов вылетает в копеечку, но самое главное — чаще всего эти деньги идут не на инфраструктуру, а на латание дыр в бюджетах. Когда приходит время платить по долгам, муниципалитет или региональные власти берут новый заем. И так по кругу.

«Чиновники оправдываются, что кредиты берутся не на проедание, а на инфраструктурные проекты, которые нужны региону и его городам для повышения качества жизни и развития. Но если хозяйствующие субъекты могут кредитоваться так, что занятый рубль приносит два, а то и пять рублей, то с бюджетом обычно все не так. Взял кредит на проект — затяни пояс еще на одну дырочку во всем остальном. А у нас обычно все выглядит так, будто денег куры не клюют», — сетует нижегородский политический обозреватель Виктор Деменев.

К слову, власти приволжской столицы буквально на днях объявили о том, что готовы взять очередной кредит на общую сумму 4 миллиарда рублей. 10 возобновляемых кредитных линий откроет для города Сбербанк. Кредит по восьми контрактам обойдется городу в 15 миллионов рублей годового обслуживания, по двум — в 16 миллионов рублей.

Не отстает от бывшего Горького один из крупнейших сибирских городов — Красноярск. Депутаты краевого Законодательного собрания недавно утвердили корректировку местного бюджета. Она предполагает его значительный дефицит, связанный с реализацией майских указов президента РФ Владимира Путина. «Что же делать? — подумали власти региона. — Взять кредит!» Сказано — сделано: на портале госзакупок быстренько разместили заказ на предоставление кредитов для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. Общая сумма займа составит 2,5 миллиарда рублей. Отметим, что в конце минувшего года краевые власти уже заняли 5 миллиардов рублей. Согласно аукционной документации, на обслуживание кредитов чиновники готовы потратить 130 миллионов рублей.

Впрочем, выполнение президентских указов да строительство детских домов — это далеко не вся расходная часть региональных бюджетов. В полном соответствии с древнеримским принципом о том, что народу необходим не только хлеб, но и зрелища, огромные средства вбухиваются регионами на их организацию. Причем зрелища зачастую обходятся значительно дороже хлеба. Власти столицы Уральского федерального округа, недавно так радовавшиеся, что попали в список городов, где пройдет ЧМ по футболу, поняв, что львиная доля расходов на его организацию падет на плечи муниципалитета, приуныли.

«По всей видимости, мэрии Екатеринбурга и правительству Свердловской области придется в ближайшие годы максимально нарастить свои долги — выпустить облигации или занять у банков. Готовы ли местные чиновники посадить город и область в глубокую долговую яму ради нескольких не самых зрелищных футбольных матчей группового турнира?» — задается вопросом уральский политолог Евгений Калугин.

По оценке эксперта, только на решение транспортных вопросов уральской столице потребуется как минимум 123 миллиарда рублей.

Мечты о длинных деньгах

Власти российских регионов в своей долговой политике вынуждены действовать под девизом французского короля Людовика XV: «После нас хоть потоп!» Ведь, во-первых, набирая кредиты и размещая облигации, регионы делают свои финансовые системы кране уязвимыми к малейшим кризисным явлениям в экономике. Случись чего, и отдавать долги попросту будет не с чего.

Во-вторых, заемные средства, дорого обходящиеся налогоплательщикам, чаще всего не идут на реальное развитие регионов, совершенствование инфраструктуры или иные масштабные проекты, а проедаются здесь и сейчас. Дело в том, что российская банковская система попросту не «заточена» в качестве инвестора сколь-нибудь долгосрочного проекта — займы выдаются в лучшем случае года на два — три, а модернизация инфраструктуры требует минимум лет 10. Банкиры так долго ждать не будут — «маржа» нужна им как можно быстрее. Одним словом, возможность достать длинные ресурсы на строительство, скажем, метрополитена у российских регионов нет.

Не следует также забывать, что условно богатым регионам получить заем или разместиться на облигационном рынке гораздо легче, чем откровенным аутсайдерам наподобие Тувы или Забайкальского края. Таким образом, разрыв в качестве жизни на территории страны становится еще более ужасающим.

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня