Ситуация с каждым днем становится все более взрывоопасной
27 августа вступили в силу новые санкции США против России. Формальным поводом для этого стало дело об отравлении в британском Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Согласно уведомлению на сайте Федерального реестра США, ограничительные меры вводятся в рамках американского Закона о контроле над химическим и биологическим оружием от 1991 года. В мотивировочной части распоряжения Госдепартамента утверждается, что российские власти якобы «использовали химическое и биологическое оружие в нарушение международного права, касающегося химических вооружений, против своих собственных граждан».
Санкции вводятся двумя этапами. Первый пакет запрещает поставки в Россию материалов для оборонной промышленности, а также товаров и изделий двойного назначения. В этот перечень входит несколько групп товаров, в том числе оружие и военная электроника, беспилотники и реактивные авиационные двигатели. Кроме того, санкции запрещают заключать и финансировать сделки по продаже оружия.
Если после этого со стороны Москвы не последуют «надежных заверений» по отказу от использования химического оружия в будущем, через 90 дней Вашингтон может ввести второй санкционный пакет. Критерии «надежности» в законе не проясняются, однако в дополнение к ним Москва должна дать согласие на инспекции различных объектов со стороны экспертов ООН.
Ситуация с каждым днем становится все более взрывоопасной
Второй пакет предусматривает понижение статуса дипломатических отношений между Россией и США, полное прекращение любой торговли между странами за рядом исключений, блокирование всех кредитов по линиям международных финансовых институтов. Также США могут запретить российским государственным авиаперевозчикам полеты в страну. Исключения сделаны лишь в отношении государственного сотрудничества в космической области.
Кроме США дополнительные санкции по делу Скрипалей предложил ввести и глава МИД Великобритании Джереми Хант. Свое обращение, сделанное из Вашингтона, он адресовал главам государств ЕС, призвав их обеспечить выполнение всеобъемлющего пакета санкций против России.
Напомним: за последний год количество американский санкций в отношении РФ резко возросло. Год начался с появления так называемого «кремлевского списка», в который вошли 210 российских чиновников и бизнесменов, включая премьера Дмитрия Медведева, руководство президентской администрации, ряда госкорпораций и госбанков. В апреле Минфин США ввел санкции в отношении еще 24 крупнейших российских бизнесменов и чиновников, а также 14 компаний, половина из которых связана с Олегом Дерипаской. Большинство санкций связаны с обвинениями России во вмешательстве России в американские выборы и в кибератаках. Также некоторые российские бизнесмены и компании попали под санкции за связи с КНДР.
Напомним также, что кроме санкций по линии Госдепартамента угрозой для российской экономики продолжает оставаться намерение группы американских сенаторов ввести санкции против российских госбанков и новых выпусков госдолга РФ.
И это не все. 25 августа советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон заверил, что санкционная волна будет продолжена. Выступая в Киеве, куда он прибыл на празднование Дня независимости Украины, Болтон подтвердил: санкции будут действовать до тех пор, пока Москва «не изменит свое поведение».
— Нынешний пакет санкций был ожидаемым, и рынки отыграли его загодя, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Думаю, мы не увидим резкого скачка доллара. Более того, на текущей неделе рублю будут помогать и нефть, и налоговый период по уплате НДС, НДПИ, налога на прибыть — всего на сумму более 1,3 трлн. рублей до конца августа.
Это значит, рубль будет торговаться в коридоре 66−68 руб./долл.
«СП»: — Как будут события развиваться дальше?
— Вся санкционная деятельность США находится в прямой зависимости от внутриполитических сюжетов, которые складываются вокруг Дональда Трампа. Плюс, разумеется, от ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс, в ходе которых полностью переизбирается Палата представителей, а также 35 сенаторов из 100. Именно от этих событий зависит конкретное содержание второго пакета санкций Госдепа.
Первый пакет, замечу, носит скорее демонстративный характер. Запрет Америкой экспорта продукции двойного назначения — не новость. Мы этого ждали, и к этому готовились. Так, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уже заявил, что считать ситуацию критической нельзя.
По его словам, в рамках разных ФЦП и госпрограмм за последние шесть лет было разработано уже более 1500 типов электронной компонентной базы, а до 2020 года будет создано еще более 2000 типов. Кроме того, по словам Мантурова, недостающие компоненты мы сможем импортировать из стран Юго-Восточной Азии.
Второй пакет санкций пока не определен. Но вот что принципаиально: для введения этого пакета в действие не требуется дополнительных решений законодателей. Санкции будут вводиться исключительно по представлению Госдепартамента, и по решению президента США.
Другими словами, набор ограничительных мер будет зависеть только от того, насколько уверенно Трамп будет чувствовать себя в политическим плане.
Важен и другой момент: опции второго пакета носят двусторонний характер. И скорее всего, за его рамками окажутся наиболее критические для Москвы и Вашингтона позиции. Словом, поле для компромисса по второму пакету еще остается.
«СП»: — Сейчас рассмотрения в Сенате ждет законопроект республиканца Линдси Грэма и его коллег под названием «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля от 2018 года». Он предполагает блокировку долларовых расчетов российских банков, запрет на операции резидентов США с новым российским госдолгом, создание национального центра по борьбе с российской угрозой, поиск активов Владимира Путина и возможное признание РФ «государством-спонсором терроризма». Если законопроект примут, насколько он осложнит нам жизнь?
— В предельном варианте «Акт» предполагает принудительное отключение российских банков от расчетов в долларах. Но обращает на себя внимание, что многие формулировки проекта закона очень расплывчатые. На мой взгляд, это неслучайно. Думаю, консультанты, которые работали над текстом законопроекта, учитывали позицию Минфина США, который пока отрицательно относится к санкциям в отношении российского госдолга.
Юридические неясности, которые имеются в документе, наверняка потребуют прояснения. В нынешнем виде «Акт» просто невозможно применить без риска получить в дальнейшем массу судебных исков от контрагентов и партнеров США.
Можно сказать, законопроект очень «сырой», и без юридической чистки просто не готов к правоприменению.
«СП»: — Во сколько санкции обходятся России?
— Уже действующие санкции США обходятся российской экономике в недополученные 0,5% ВВП в год. Но и американские инвесторы, которые наскоро вышли из российских ОФЗ, потеряли миллиарды. Это показывает, что контригра против Америки возможна.
— Санкции США призваны держать Россию и деловых партнеров российский компаний в напряжении, — отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Это значит, никаких окончательных санкций нет и быть не может. Санкции — это процесс, причем с уклоном на ужесточение.
Санкции, которые уже приняты, можно трактовать двояко. Либо по принципу «что не запрещено, то разрешено», либо по принципу «все, что не запрещено, может быть запрещено в дальнейшем». Американцы делают все, чтобы санкции трактовались в соответствии со вторым принципом.
Никаких денег экономика страны от них не дождется
Это создает вокруг российских бизнес-проектов и российской экономики пояс негативных ожиданий — пояс токсичности. Что и является главным результатом санкций. С этой точки зрения, санкции США вполне результативны и эффективны. Они действительно являются фактором геоэкономического сдерживания России, и будут играть эту роль и впредь.
Это не значит, что с негативным эффектом от санкций ничего нельзя поделать, а трудности — преодолеть. Но эффект от санкций налицо, особенно учитывая, что российские финансово-экономические власти в целом продолжают следовать правилам игры так называемого Вашингтонского консенсуса. То есть, американо-центричной модели экономической политики, которая действие санкций и уязвимость РФ перед лицом санкций только усугубляет.
Нам надо понимать: санкции будут действовать и в дальнейшем, и никакой альтернативы этому нет. Это не зависит от позиции, политики, желания России. Поэтому единственная для нас возможность — выстраивать контрстратегию внутри страны и во внешнеэкономических связях. Контрстратегию, рассчитанную на адаптацию к этой ситуации геоэкономической войны.
Новости экономики: В Госдуме оценили идею по-новому разделить Россию
Новости санкций: Глава немецкого МИД высказался по поводу американских санкций