На днях официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала проходящие в Северной Европе учения Defender Europe-2020 ударным кулаком на границах России. Представитель МИД напомнила, что в истории России было «много тех, кто пытался ей грозить, бряцая оружием», и сказала, что все они закончили бесславно.
Defender Europe-2020 — совместные маневры стран НАТО, в которых запланировано участие 37 тысяч военнослужащих из 18 стран. В планах — целый комплекс военных мероприятий: от перебрасывания армейских войск США в Европу через Атлантику до десантной операции в Литве, Латвии, Грузии и передислокации американских войск из Польши в Литву.
— Это не провокация. Это прямая угроза. Нам показывают, что против нас могут применить силу. Когда говорят, что это провокация — пытаются этими словами снизить накал, — уверен историк, военный эксперт Борис Юлин. — Масштабные учения всегда можно превратить во вторжение, начать боевые действия. Силы уже сосредоточены, снабжение подтянуто, и можно начать боевые действия. На это в Советском Союзе отвечали масштабными советскими учениями, показывая, что мы можем по ним «вдарить» со всей силой.
При этом, по мнению эксперта, Россия сама в данный момент не готова к масштабным реальным военным действиям. Все, что может страна противопоставить в случае реального крупного нападения — это ядерное оружие. И причина этого в том, что наши военные силы длительное время затачивались под локальные конфликты.
— В последние годы шел отказ от мобилизации, сокращение численности вооруженных сил, ликвидация офицерского запаса, который необходим на случай мобилизации. Шло сокращение промышленных мощностей, на которых выпускается или может выпускаться военная техника. Страна готова к сиюминутным задачам. Отсюда переход на части полного развертывания, чем наше руководство последние лет 7−8 гордилось. А это означает, что нет частей, которые можно быстро развернуть во время войны, нарастив численность вооруженных сил, — Борис Юлин.
В интервью ТАСС Владимир Путин заявил, что у России выросло количество современной военной техники увеличилось с 6% до 70%. Кроме того, Россия первой в мире создала гиперзвуковые ударные комплексы, в том числе межконтинентальной дальности. Однако число военных, действительно, сокращается, и даже после 2000-го года:
— У нас в 2000 году армия была миллион триста с лишним тысяч человек, сейчас миллион с небольшим, — сказал тогда Путин.
Военный эксперт Центра стратегической конъюнктур Олег Пономаренко в свою очередь считает, что масштабность учений вызвана несколькими причинами: переформатированием задач НАТО и США в принципе на подготовку к крупномасштабным операциям, отсутствием в течение длительного времени крупных совместных военных действий и предыдущее снижение военной активности.
— Россия здесь, может, даже является не столько реальным противником, сколько вариантом того, как объяснить рост своих военных приготовлений, — считает Олег Пономаренко. — Эти учения нельзя воспринимать как военную угрозу. Десятки тысяч человек — это все-таки для европейского насыщенного театра военных действий не и так много.
Эксперт напоминает, что это не масштабы времен Холодной войны, когда друг напротив друга стояли громадные группировки военных сил с соответствующими приготовлениями. Это не тот уровень, и находящиеся пока на невысоком уровне военные расходы крупнейших стран европейского блока НАТО указывают на то, что до такого предела точно не дойдет. При этом эксперт уверен, что на данный момент в Европе достаточно стабильная ситуация, даже несмотря на таки военные приготовления.
Впрочем, по мнению журналиста-международника, члена Общественной палаты России Александра Малькевича, угроза все же есть. Но она не военная, а экономическая. И не для России, а для стран самого НАТО:
— Я убежден, что такая структура, как НАТО, функционирует для того, чтобы кормить огромное количество бюрократов. Именно поэтому выдумываются все новые и новые угрозы. Создаются внутри нее все новые подразделения — в основном, по киберпротивостоянию с нами. Естественно, любые размашистые серьезные учения — это возможность освоить, потратить, списать, существенное количество средств. И если их не будет — рано или поздно возникает вопрос, а для чего тогда вот это все, для чего НАТО.
При этом, по мнению Александр Малькевича, реальные крупные военные действия штатам при Трампе не нужны. Это видно уже из того, что Трамп позиционирует себя как единственный президент, при котором США не начали ни одной войны. А также по тому, что существующие военные действия Штаты тоже пытаются сворачивать.
— Другое дело, что позиция Трампа как бизнесмена известна: принудить все страны мира закупать американское вооружение и тем самым разгонять маховик американской экономики. Для этого и существует НАТО, и проводятся учения — чтобы понуждать все большее и большее число участников этих игр приобретать американское вооружение, — объяснил Малькевич.
Последние новости по теме, войны у российских границ:
Эрдоган бьет по Москве: Русские терпят поражение
Эрдогана загнали в угол: Или война с Путиным, или новый переворот