Политика

Крючок для Горбачева

Без просчетов Кремля победа американцев в холодной войне была бы невозможна

  
374

26 лет назад, в октябре 1986 года, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, в сопровождении министра Э.А. Шеварднадзе, секретарей ЦК КПСС А.Ф.Добрынина и А.Н.Яковлева, прибыл в Рейкьявик для встречи с президентом США Рейганом и его командой. Через два дня Горбачев выступал на итоговой пресс-конференции. Он говорил много и вдохновенно в духе так называемого нового мышления, мол, отныне Америка не является смертельным врагом для СССР. В частности, Горбачев сказал: «герой одного нашего русского писателя собирался, вы знаете, Америку „закрыть“. Мы свободны от такого комплекса. Америка — это реальность».

Тогда во всем мире заговорили о конце холодной войны.

Но вернувшись в Москву, Генсек вдруг дал иную оценку происходящему: «Соединенные Штаты хотят экономически измотать Советский Союз через гонку новейших и самых дорогостоящих космических вооружений, — заявил он, выступая 14 октября того же года по телевидению. —  Хотят создать разного рода трудности для советского руководства, сорвать его планы, в том числе и в сфере социальной, в сфере улучшения жизненных условий нашего народа, и тем самым вызвать недовольство народа своим руководством, руководством страны». Очевидно, что содержимое американского «ящика Пандоры» — секретной доктрины NSDD-32, NSDD-66 и NSDD-75, как и всей закулисной геополитики в отношении СССР, не являлось тайной для руководства страны.

К этому времени доктрина действовала уже четыре года. Кстати, сразу же после ее подписания в 1982 года, помощник Рейгана по Нацбезопасности Уильям Р. Кларк, непосредственный сочинитель NSDD-32, организовал встречу президента США и Папы римского Иоанна Павла II. Знаменательны эти переговоры тем, что Ватикан поддержал начинания Рейгана против атеистического СССР — империи зла, являющейся самым опасным врагом католических ценностей. Тем самым глава Ватикана объявил идеологический крестовый поход на социализм. На той встрече было решено начать с Польши: «в нее нужно вбить клин, чтобы треснул Варшавский Блок».

Впрочем, геополитические интересы Рейгана касались не только СССР и его союзников. Помимо пунктов, направленных на ослабление Советского Союза, в доктрине был обозначен ориентир на «доступ во внешние рынки, к иностранным энергетическим и минеральным ресурсам, а также к неподконтрольным пространствам и океанам». Очевидно, что для устойчивого развития Соединенные Штаты нуждались в монополии силы.

США было о чем беспокоиться. Образ жизни, получивший название «американская мечта», терял в мире былой лоск. Ширилось движение панков. Левые идеи были очень популярны во Франции и Италии. Одновременно Старый Свет и Советский Союз наводили мосты экономического и политического содружества. Московский договор между СССР и ФРГ, подписанный 12 августа 1970-го года, устанавливал добрососедские отношения между бывшими врагами. В 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира, и, как итог, Москва установила дружеские отношения практически со всеми западными странами, в том числе и с Великобританией.

Заключались и крупные контракты. Западногерманское акционерное общество «Рургаз» и внешнеторговое объединение «Союзнефтеэкспорт» договорились о поставках в Германию 120 миллиардов кубометров газа в обмен на 2,4 миллиона тонн стальных труб большого диаметра. Экономическое, политическое и военное влияние Советского Союза в мире резко усиливалось. Это был пунктуальный деловой партнер для Европы и одновременно сильный политический конкурент для Вашингтона.

Именно поэтому все, что касалось СССР, с пристрастием изучалось экспертами в США. Поскольку страны находились в разных системах экономических координат, то оценки ВВП существенно разнилась. Так, по советским расчетам, в 1985 году валовой внутренний продукт Советского Союза составил $ 2 118 млрд. По западным источникам — всего $ 914 млрд. В чем сходятся эксперты — это в расходах на оборону. И Советский Союз, и США на эти цели потратили примерно одну и ту же сумму: $ 277 млрд. и $ 258 млрд. соответственно, или 13,1% и 6,4% от ВВП (1985 год).

Под тяжестью таких оборонных расходов, которые, как правило, являются невозвратными, рухнула бы любая страна. Между тем за 15 лет, начиная с 1970 года (или с $ 433 млрд.), валовой внутренний продукт СССР фактически вырос в 4,5 раза, тогда как американский ВВП — в 3 раза. Таким образом, советская экономика росла темпами более высокими, чем американская. Кстати, в 1980 году положительное сальдо во внешней торговле СССР составляла $ 7 млрд., из них миллиард приходился на конкурентоспособную машиностроительную продукцию

Это же подтверждают данные ЦРУ о том, что в 80-х годах реальный ВВП на душу населения в СССР, пересчитанный по покупательному индексу США, составлял примерно 8 тысяч долларов, чуть меньше, чем в Германии ($ 9127) и во Франции ($ 9823), но выше, чем в Италии ($ 7680) и в Греции ($ 4631). К примеру, чтобы купить один килограмм хлеба, москвичу нужно было трудиться 17 минут, лондонцу — 25 минут, немцу — 27 минут. В целом же, если сравнивать жителей Москвы и европейских столиц, был паритет доходов и расходов по месячной корзине продуктов из 23 продовольственных товаров с учетом коммунальных и кредитных платежей.

12 ноября 1982 года после смерти Л.И. Брежнева решением Пленума ЦК КПСС был избран генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андропов. Потом — К.У. Черненко. Экономика страны по-прежнему развивалась поступательно, не сбавляя темпов. В 1980—1985 годах среднемесячная зарплата выросла с 168,9 до 190,1 рубля в месяц, в то же время средний индекс инфляции, рассчитанный по 37 показателям, составил около процента в год. Практический весь товар был изготовлен внутри страны, с параллельным стимулированием внутреннего потребительского спроса — о чем сейчас мечтают лидеры всех развитых стран. Мясо было в свободной продаже в кооперативах и на рынках, незначительно превышая ценники в магазинах. Средняя урожайность зерновых достигла 18,9 центнера с гектара, что было сопоставимо со средней урожайностью в Канаде (21,1 ц/га), в стране, со схожими климатическими условиями. В РСФСР производилось до 130 млн. тонн зерна (в нынешнем году около 75 млн. тонн). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 года Поль Самуэльсон в 1981 году написал буквально следующее: «Это упрощение — предполагать, что большинству людей в Восточной Европе плохо живется». Безусловно, нынешнее видение социализма, как строя с пустыми полками, приходится на более позднее время — на время горбачевского апокалипсиса.

Тогда, в 1982 году, казалось, что 40-й президент США Рональд Уилсон Рейган — по общему мнению американских интеллектуалов — тупица, взялся за невыполнимую миссию. Но он хорошо помнил рассказ О’Генри, в котором благородный жулик Джеффи сказал: «трест и похож, и не похож на яйцо. Когда хочешь расколоть яйцо, бьешь его снаружи. А трест можно разбить лишь изнутри». Точно так же СССР невозможно было победить, и решено было разрушить изнутри, расшатав экономику страны.

Эту задачу в рамках NSDD-32 поручили директору ЦРУ Уильяму Кейси, у которого был собственный кабинет в Белом Доме, и министру обороны Каспару Уайнбергер. То, что Рейган вел себя как этакий глупый увалень, который на каждом углу угрожал СССР, устраивало американских аналитиков. Никто в США даже не помышлял о войне с СССР, но в Кремле неожиданно поверили в реальную угрозу и резко увеличили оборонные расходы, особенно после слов Рейгана: «Никто не хочет пускать в ход атомную бомбу, но враг должен ложиться спать в полной убежденности, что мы можем выпустить ее».

Помимо этого США и Саудовская Аравия стали финансировать моджахедов в Афганистане, закрывая глаза на резко увеличивающийся наркотрафик в Европу. США отвечали за разведывательную и подрывную деятельность, а саудиты вели активную идеологическую работу. Как итог, ежегодные военные расходы СССР увеличились до 19% от ВВП. Об этом в 1988 году сообщил министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе.

Одновременно с помощью опять-таки саудитов началась атака на валютные поступления Советского Союза, который был вынужден направлять значительные ресурсы на оборону. Надо сказать, что в то время в арабском мире не было единства взглядов. Саудовцы недолюбливали Запад за поддержку Израиля, но американцам удалось убедить короля Фахда и его шефа разведки шейха Турки аль-Файси, что СССР несут его государству прямую угрозу. И в самом деле, королевство было практически окружено прокремлевскими государствами, армиями, которыми управляли военные специалисты из СССР. Так, в Южном Йемене местную армию военному ремеслу обучали 1500 советских военных советников, в Ираке — 1000, в Сирии — 2500, Северном Йемене — 500, в Эфиопии — 1000.

В результате закулисной игры американцев, которые смогли сделать СА своим стратегическим партнером, нефть, стоившая в 1980 году $ 36 за баррель, опустилась в 1986 году до $ 17. Соответственно, ежегодные доходы Москвы уменьшились на $ 19 млрд.

Третий удар американцы нанесли по промышленности СССР. Для этого в Париже 19 января 1982 г. тайно собрался КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom — международная организация по контролю над экспортом в СССР). Была разработана программа «контролируемого технологического отставания» Советов, которая заключалась в препятствовании продаж новых технологий и компонентов, и поставкой вместо них «фальшивых или частично фальшивых данных и информаций». Проверенные посредники и клиенты, имеющие репутацию надежных партнеров, стали продавать в СССР проекты и технологически разработки, которые фактически уводили советский инженерные и научные разработки в области компьютерных схем, газовых турбин, бурения нефти и химических технологий в тупиковые направления. Потери оказались многомиллиардными.

Эти удары нанесли серьезный урон стране, однако были не смертельными.

С приходом в Кремль М.С. Горбачева экономическая ситуация резко изменилась. В считанные месяцы ухудшилась монетарная политика: с одной стороны необоснованно возросли госрасходы, с другой — упали «водочные» доходы, когда Горбачев вел «сухой» закон, не предложив ничего взамен. Началась инфляция.

Более того, в Кремле не реагировали адекватно на угрозы продовольственной безопасности, не увеличивали посевные площади, не стимулировали производство зерна и не сокращали потери при транспортировке продуктов питания (до 30%). Новая команда предпочитала покупать хлеб за рубежом. Вместо скрупулезной работы в промышленности и в сельскохозяйственном секторе, брали огромные займы в иностранных банках и тоннами продавали золото. Профессионалов, которые подняли страну, увольняли, а на их должности ставили случайных людей, таких же говорливых, как и сам генсек. В книге «Андрей Громыко. Полет его стрелы: воспоминания и размышления сына» об этом сказано предельно четко:

«1989 год, Москва. «Образ Горбачева как некомпетентного руководителя уже прочно утвердился в сознании отца.

— Почему его не снимают с поста Генсека? — спросил я. — Ведь он не тянет, и это всем ясно.

— Снимать его некому, — сказал отец. — Он произвел такую чистку партаппарата, что я невольно вспоминаю сталинские чистки".

Экономика огромной страны, подобно самолету, которым управляет некомпетентный летчик, может за короткий срок упасть в стопор, лавинообразно разрывая внутренние и внешние хозяйственные связи. Это, собственно, и произошло, причем очень быстро. Именно поэтому, направляясь в октябре 1986 года в Рейкьявик, Горбачев, судя по всему, очень надеялся на Запад, что «он ему поможет». Его лихорадочная эйфория после переговоров с Рейганом, когда он сдал больше, чем просили американцы, напоминала состояние неудачного наследника, который не в силах управлять отцовским имуществом, продает за бесценок фамильные драгоценности.

Как итог, за время его правления личные доходы граждан упали в три раза, а ВВП сократился на треть. Американцам оставалось лишь найти «шоковых терапевтов», чтобы в доктрине NSDD-32 поставить последнюю победную точку.

— Безусловно, политика Рейгана по ввязыванию СССР в гонку вооружения подорвала экономическую мощь нашей страны, — говорит руководитель центра Российско-американских отношений института США и Канады Павел Подлесный. — Однако проблемы СССР носили системный характер. Они заключались в том, что послевоенное советское руководство так и не решилось на эффективные экономические реформы. С одной стороны, этому препятствовала партийная номенклатура, с другой — внешние силы, которые умело манипулировали высшим руководством страны.

«СП»: — То есть Запад не хотел, чтобы в СССР проводились экономические преобразования?

— В определенной степени подыгрывали самолюбию Кремля, мол, Советский Союз — великая держава. А если так — зачем что-либо кардинально менять. Однако попытки реформирования все же были. Так в 1965 году председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин на сентябрьском пленуме ЦК КПСС протолкнул постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Была задумка поставить экономику страны на хозрасчетный путь развития, в том числе за счет стимулирования предприятий из прибыли. Брежнев прямо не противодействовал, но и не оказывал необходимой поддержки. Страна получила небывалый импульс развития, но стареющий генсек не был готов к дальнейшему реформированию.

«СП»: — Получается, что советская модель управления была не способна к кардинальному реформированию, с тем, чтобы адекватно реагировать на меняющий мир.

— После Сталина в руководстве страны никогда не хватало здравого смыла. В отличие от Брежнева, в Китае Дэн Сяопин не слушал ни Запад, ни доморощенных политиков. И успехи его реформ впечатляют, а ведь Китай не располагал энергетической и минеральной базой для успешного старта, которые имелись у нас. Кроме того, мы всегда хотели догнать и перегнать Америку. В Штатах, к примеру, разрабатывали одну ракету определенной модификации, у нас — три. Деньги не считали. А то, что в Кремле испугались СОИ (американская программа «Стратегическая оборонная инициатива» — ред.) и надорвали бюджет Советского Союза военными расходами, это не от большого ума.

«СП»: — Говорят, что хитрые действия КОКОМ и его агентов повели наши инженерные направления по ложному пути, тем самым реализовав программу управляемого отставания.

— Влияние КОКОМ на торможение научно-технического прогресса в Советском Союзе нельзя как переоценивать, так и недооценивать. Конечно, отсутствие интеграции в мировом пространстве сказывалось, однако, причина было иной. Дело в том, что разработки советских военных ученных не выходили за рамки военно-промышленного комплекса и не работали на повседневную жизнь советских людей и, значит, не приносили прибыль. В итоге мы смогли разработать многоразовый космический корабль и не смогли наладить выпуск конкурентных бытовых товаров и победить внутренний дефицит товаров. Я не особо верю в программу «контролируемого технологического отставания». Быть может, что такая программа и была, но я не располагаю достоверными источниками на сей счет. А, если повелись на нее, то опять-таки не от большого ума.

«СП»: — Кто же развалил СССР: Рейган или Горбачев?

— Рейган же не зря носит титул «разрушителя СССР». Его доктрины оказались эффективным оружием. Горбачев, в свою очередь, был заложником ситуации. Возможно, он думал, что управляемая демократия и гласность снимут накал противоречий между СССР и Западом. Возможно, ему пообещали за это разрядку и экономическую помощь. Но Горбачев совершенно не занимался экономическими проблемами и не дождался обещанных дивидендов. С его приходом страна фактически осталась без эффективного менеджмента. Как, впрочем, и потом. После беспрецедентного разворовывания госсобственности и национальных ресурсов в период так называемой ваучерной реформы Гайдара опять реально ничего не меняется. Все, что делается, напоминает топтание на месте: шаг вперед — шаг назад. Достаточно вспомнить пенсионную реформу. В плане реагирования на внешние угрозы нынешняя Россия мало чем отличается от позднего СССР.

«СП»: — Но американцы тоже взялись за дорогостоящий «антиядерный зонтик» и так не смогли его развернуть…

— Да, сейчас США не располагает стопроцентной защитой от наших ракет. Но «антиядерный зонтик» для них — национальная мечта, узаконенная специальным законом. Начиная с появления в СССР первой атомной бомбы, они всегда хотели жить в безопасном мире. Если к власти придет Ромни, то ассигнование на ПРО возрастут. В США имеются все экономические и научно-технические предпосылки, чтобы реализовать ее в полном объеме. Если же в Белом Доме окажется Обама, то и он не откажется от ПРО, просто борьбу с кризисом Барак считает первоочередной задачей. Но, как ситуация в экономике нормализуется, он вновь вспомнит об инициативах Рейгана. Впрочем, сейчас американцы больше опасаются не нашей триады, а перспективных ракетных разработок Китая.

Фото Юрия Лизунова и Александра Чумичева /Фотохроника ТАСС/

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
ШвецияШвеция 3
МексикаМексика 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
ПольшаПольша 0
КолумбияКолумбия 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня