18+
четверг, 25 мая
Политика

Ольга Курова: Про особенности православного секса

Польский священник написал «католическую Кама-Сутру». Представители РПЦ думают, чем ответить

  
8457

Польский католический священник написал и опубликовал книгу под названием «Секс, о котором вы не знаете: для супружеских пар, которые любят Бога», сообщает BBC. Преподобный отец Ксаверий Кнотц советует освободиться от пуританских представлений об интимной жизни и сделать секс в браке «непредсказуемым и наполненным фантазиями». В своей книге Ксаверий Кнотц пишет, что «многие люди, услышав об освященном церковью супружеском сексе, представляют его как нечто, лишенное радости, фривольных игр, фантазии и соблазнительных поз». Кнотц утверждает, что любые виды ласк и позы «допустимы и радуют Бога». По его мнению, супруги могут демонстрировать свою любовь друг к другу любыми способами. «Супруги прославляют таинство брака, свою жизнь и Христа во время секса», — пишет священник. По его мнению, счастливая сексуальная жизнь пары — «подарок Божий». Так ли это, и как регламентирует супружеский секс православная традиция, рассуждает православный публицист Ольга Курова.

«СП»: — На ваш взгляд, чем вызвано появление этой книги и ее популярность — тираж в 5 тысяч экземпляров разлетелся за несколько недель?

— Думаю, тем, что многие пары католиков чувствовали внутренний кризис. Они придерживались распространенного мнения, что супружеский секс должен быть, грубо говоря, через дырку в простыне. Лишенным радости, и преследующим лишь цели деторождения. Возможно, кого-то это довело до развода, а кого-то отвратило от мысли о вступлении в брак. То есть человек представлял себе, что христианский брак — он такой, тогда зачем он мне нужен?! Лучше буду грешить, а потом покаюсь. А здесь люди получили как глоток свежего воздуха, что они хотели слышать, но услышать это было негде.

У нас была похожая ситуация со статьей отца Даниила Сысоева — есть такой известный священник-миссионер. Три года назад он опубликовал статью о том, что допустимы супружеские отношения в пост между православными. Конечно, более идеально, если супруги в пост будут воздерживаться, но если кто-то из них не может воздерживаться, супружеские отношения в пост допустимы. Эту статью перепечатало страшное количество сайтов. Думаю, это был наш аналог.

Еще была история с иеромонахом Дмитрием Першиным в этот Великий пост. Он также высказался, что супружеские отношения в пост допустимы, но для него это закончилось мочиловым. Закончилось тем, что ему правящий архиерей запретил выступать в прессе, и куча сайтов просто его смешало с грязью.

«СП»: — А каким должен быть секс с точки зрения православия?

— У нас есть социальная концепция, где обо всем, что допустимо, сказано.

«СП»: — Я никогда не видел этой концепции, где обо всем сказано…

— Она в Сети лежит, в православных лавках продается. Это официальный документ Русской Православной Церкви, который был принят на Соборе в 2001 году.

«СП»: — Там говорится о сексе?

— Там говорится о том, что допустимо для православного человека в сфере этики: допустима ли контрацепция, допустимы ли аборты в разных случаях. Но там, конечно, не говорится, что должны делать православные муж и жена у себя дома под одеялом.

Вообще, ситуация такая, что многие люди жаждут ответа на этот вопрос: а можно в пост, можно так, можно эдак? Люди хотят четкого ответа. Но на самом деле, в православии такого ответа нет, потому что в православии в этой сфере предполагается свобода.

«СП»: — Полная свобода предполагается?

— А что значит — полная?

«СП»: — Ну, не знаю, запрет на анальный секс, например…

— Что касается запрета на анальный секс, мне объяснял один священник, что есть правило в одном каноне, которое запрещает нечто, названное деликатным словом «муженеиствовать». Что имеется в виду? Некоторые считают, что это анальный секс, другие — что анальный и оральный. Вообще, распространенное мнение — что запрещено какое-то издевательство над женой. Потому что дальше, в том же каноне, говорится, что если муж заставляет женщину творить что-то такое, что ей больно и ужасно, она имеет право сообщить об этом приходскому священнику, и он должен увещевать мужа. Я так понимаю, под этим словом называется что-то мучительное и неприятное для женщины.

«СП»: — То есть все, что не мучительно и не неприятно — не обсуждается?

-Думаю, это должны обсуждать супруги между собой.

«СП»: — Скажите, если бы эту книгу издали у нас, она бы пользовалась спросом?

— Мне кажется, да. Может, кого-то посетит такая идея, и ее переведут и издадут у нас. До того, мне рассказывали, большой популярностью пользовалась книга «Секс в исламе». Когда я еще занималась издательством книг, один человек предлагал мне сделать аналог книги «Секс в исламе» — написать книгу «Секс в православии». Но идея так и осталась не реализованной.

«СП»: — А почему, интересно?

— Возможно, люди бояться испортить себе репутацию. Того, что в тебя будут показывать пальцем и говорить: «Ах, вот этот человек разлагает православных!»

На самом деле, на вопрос, что можно, и что нельзя, невозможно дать однозначного ответа. Если все можно — получается можно и в цепях, и садо-мазо, что-то еще. А в православии просто нет ответа на этот вопрос. Там нет ответа, можно ли в цепях, это ответ на вопрос, как можно относится к своему супругу.

Вообще, православие намного меньше детерминирует супружеские отношения, чем католицизм, и лучше к ним относится. В частности, православие не требует безбрачия для духовенства. И считает, что исходить нужно из слов св. апостола Павла, что «брак честен и ложе не скверно». То есть, грубо говоря, здоровый секс в законном браке — совершенно нормальное дело. Сексуальные отношения не являются грехом, и получать от них радость — нормально и естественно. Главное, чтобы это было в освященном церковью браке. Брак — это более интересная, творческая и радостная жизнь, чем беспорядочные половые связи.

Кстати, более гибкое отношение православной церкви к браку, чем католической, приводило к тому, что многие униаты возвращались в православие. Например, сотни тысяч карпато-русских униатов, которые уехали в США на заработки в начале XX века, перешли в православие. Их духовным лидером быт униатский священник Алексей Товт, который стал впоследствии православным святым. Как известно, католическая церковь относится к униатам как недокатоликам. Самим униатским священникам католики разрешают вступать в брак, делая исключение и послабление. Так вот, когда карпато-русские униаты оказались в США, местные католические власти, считая, что послабления униатам возможны только дома, в Галиции, потребовали от священников разводиться со своими женами. В ответ священники возмутились, перешли в православие, а за ними — сотни тысяч людей.

Вообще, я считаю, то, что в православии священники имеют полное право жениться, является хорошим миссионерским ходом. Это привлекательно для многих католиков, многих западных христиан, которые будут видеть в православии наиболее гармоничную церковь. Это, конечно, не должно быть главным, но это тоже немаловажное обстоятельство.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня