18+
среда, 20 сентября

Дачу проще отдать бесплатно, чем продать

Рынок загородной недвижимости переживает настоящий кризис

  
21454
Дачу проще отдать бесплатно, чем продать
Фото: Andrey Arkusha/Russian Look/Global Look Press

Несмотря на то, что загородная недвижимость продолжает дешеветь, ликвидней она от этого, увы, не становится. Почему так происходит даже в преддверии традиционно самого «горячего» сезона, и каким именно образом владелец дачи может получить долгожданную прибыль?

Реализация: полный провал

К настоящему моменту, свидетельствуют крупнейшие игроки рынка недвижимости столичного региона, во всем объеме предложения на вторичном рынке в этих границах на долю дач приходится 37%. В цифровом выражении это свыше 33 тысяч объектов. Однако такое изобилие не должно вводить в заблуждение потенциальных покупателей: выбирать, как свидетельствуют эксперты, здесь по-прежнему практически не из чего.

Только 5% находящихся на экспозиции дач, по их словам, могут быть сравнительно быстро реализованы. Потому что отвечают современным представлениям о качественном жилье: находятся в хорошем состоянии, располагаются по соседству с водными и лесными массивами, интегрированы в развитую транспортную или социальную инфраструктуру. Еще 15%, хоть и соответствуют в принципе требованиям покупателей, но все же имеют те или иные недостатки (например, слишком удаленное местоположение от МКАД). Остальные 80% либо не выдерживают никакой критики в плане потребительских характеристик или товарного вида, либо элементарно переоценены едва ли не более чем вполовину.

Кстати, за последние шесть месяцев ценники на дачи в границах региона «похудели» на 13%, и сейчас средневзвешенный их уровень колеблется на отметке в 7,6 миллиона рублей. Но к суровым реалиям рынка это значение имеет весьма и весьма далекое отношение. Так, по свидетельству специалистов компании «ИНКОМ-Недвижимость», заплатить за объект подобного плана граждане готовы максимум полтора-два миллиона рублей, не более. В случае же, если у них имеются на руках те самые семь-восемь миллионов, то за эти деньги уже рассматриваются варианты приобретения коттеджа.

Правда, стоит уточнить, что в данной ситуации речь идет о подержанных домах. Коттеджи на первичном рынке конкуренции с дачами не выдерживают. Причина проста и понятна — стоимость обслуживания приобретения. Как поясняет руководящий «инкомовским» аналитическим центром Дмитрий Таганов, если в коттеджном поселке даже эконом-класса плата за содержание территории и инфраструктуры достигает 20 тысяч рублей в месяц, то в садовом товариществе такую сумму берут сразу за целый год. Тем более дачный дом к моменту продажи не только полностью готов к проживанию, но зачастую может еще и похвастаться обихоженным участком и садом. А в «первичном» поселке за облагораживание территории покупателю еще придется либо доплачивать из собственного кармана, либо тратить на это собственное время.

Однако несмотря на такой экономический расклад сделки, в процессе которых покупателям удается получить существенный дисконт (от 25 до 30 процентов), можно пересчитывать едва ли не по пальцам. В подавляющем же большинстве случаев владельцы реализуемых объектов готовы в процессе торга снижать свои аппетиты не более чем на 10% от первоначально заявленной стоимости. При этом их не пугает даже тот факт, что средний срок продажи дачи в последнее время увеличился почти вдвое: если раньше дача «уходила» с рынка в течение трех лет, то теперь на это требуется целых пять.

Аренда: гешефт возможен

На фоне такого печального положения дел в сегменте продажи загородного жилья сфера аренды подобной недвижимости выглядит вполне привлекательно. Да, сейчас в экспозиции для найма находится без малого 4,9 тысячи объектов, что заметно меньше, чем в декабре прошлого года и в марте нынешнего (-22,5% и -19% соответственно). Но зато спрос на них по сравнению с зимним периодом вырос в среднем на 20%. Правда, летом прошлого года активность граждан в этом сегменте была куда более высокой (+30% к существующему уровню), но это, как утверждают знатоки вопроса, не повод унывать.

Так, власти столицы имеют основания предполагать, что наступающим летом жители столицы с лихвой восполнят все понесенные рынком аренды столичного региона потери. Их уверенность базируется на нескольких существенных факторах.

Во-первых, столичный департамент информационных технологий, анализируя перемещения абонентов мобильных телефонных сетей, выявил интересную тенденцию: в 2016 году число граждан, которые провели летний отпуск не на зарубежном курорте, а на подмосковных дачах, выросло более чем на 30% по сравнению с 2015 годом. Во-вторых, общая напряженность в мире растет, а доступность таких «курортных бестселлеров», как Египет и Турция, неуклонно снижается в силу все тех же политических причин. В-третьих, сформировавшаяся в минувшем году тенденция так называемого «альтернативного найма» не только никуда не исчезла, но и продолжает набирать обороты. В частности, если летом 2016 года доля жителей столицы, сдававших в аренду свои городские квартиры и перебиравшихся пожить два-три месяца за пределами мегаполиса на лоне природы, составляла всего 8% в общем потоке арендаторов подмосковных дач, то уже в начале мая их уже насчитывается 12%.

И стоит отметить, что выбор у потенциальных нанимателей недвижимости в области отнюдь не самый плохой. На долю готовых к найму коттеджей приходится 87% всех подобных объектов, а второе место (по 6%) поделили между собой классические дачи и земельные участки с легкими летними постройками. При этом 98% всех этих лотов электрифицированы, 94% имеет систему водоснабжения, 89% могут похвастаться наличием канализации. Вот только с системами отопления и газоснабжения не все так радужно. Первая наличествует в 59% объектов, а вторая присутствует у 71% предназначенных к аренде домов.

С точки зрения локализации объектов наибольшее их количество сосредоточено на Белорусском (20%), Рижском (18%), а также Киевском и Ленинградском (по 11% вдоль каждого) шоссе. Однако арендаторские предпочтения падают на дачи более бюджетных направлений: северо-востока, востока, юго-запада и юга Московской области.

«Среднестатистический портрет» наиболее востребованного объекта, по мнению риелторов, выглядит следующим образом. Это либо коттедж площадью не более 100 квадратных метров (арендная ставка до 60 тысяч рублей в месяц), либо дачный дом (60 «квадратов» за 25 тысяч рублей в месяц) в границах большого Московского кольца, расположенный поблизости от речного или лесного массива как минимум с одним продуктовым магазином в шаговой доступности. При этом поблизости должна находиться остановка какого-нибудь общественного транспорта и крайне желательно, чтобы на участке были расположены также баня, беседка и обустроенная по всем правилам зона для барбекю.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня