Недвижимость

Три вида движимой недвижимости

Мобильные дома — респектабельная блажь или рациональный вариант для проживания?

  
5129

Наверное, не раз и не два многих читателей «Свободной прессы» при взгляде на постоянно увеличивающиеся цифры в жировках за коммунальные услуги охватывало дикое желание бросить все и уехать за тридевять земель. Туда, как говорится, где нас нет и где, казалось бы, все хорошо. Казалось бы, чего же проще? Как пел в одном из своих хитов Алексей Кортнев, «если решил уезжать — уезжай, незачем медлить».

Такие чемоданные настроения моментально перебивают рациональные соображения из разряда «на кого я дом оставлю» или «а там жить где». И эти якорные проблемы (продавать или сдавать здесь, покупать или арендовать — там) оставляют грустный привкус неизбежности существования на грани выживания в это время и в этом месте. Но, как пел другой хитмейкер нашей эстрады, «нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего». Согласитесь, гораздо легче уезжать за мечтой, забирая дом с собой. Об одном из способов двигать недвижимость — рассказ ниже.

История вопроса

Речь идет о мобильных домах. Конечно, корни mobile home теряются в глубине веков и неразрывно связаны с историей кочевых народов. В современном виде подобное передвижное жилье получило широкое распространение на территории Соединенных Штатов в эпоху «детей цветов» и «великой сексуальной революции» в середине 60-х годов прошлого века. Затем, по мере роста и развития Евросоюза, мода на них распространилась с берегов Великобритании и на весь Старый Свет.

Изначально «дома на колесах» не отличались особыми изысками и представляли собой небольшие фургончики шириной не более 2,5 метра. В основном их использовали в качестве временных жилищ молодожены в свадебных путешествиях, главы немногочисленных семейств для проведения загородных уик-эндов, а также охотники и рыболовы.

Но находились и такие, кто проводил в них всю свою жизнь. Именно балгодаря этой категории людей современные мобильные дома по комфортабельности мало в чем уступают капитальным жилым строениям и составляют им довольно серьезную конкуренцию. Мода на такую «движимую недвижимость» добралась и до России. По запросу «мобильный дом» поисковики Рунета выдают несколько десятков страниц с адресами организаций, которые готовы создать подобное жилье в точном соответствии с вашими ожидания по сравнительно невысокой цене или продать уже готовый подходящий вариант.

«Малосемейка» на колесах и «холостяцкий» вариант

Тем, чья «ячейка общества» насчитывает не более 2−4 членов, можно посоветовать приобрести автодом (кемпер) и таким образом убить двух зайцев — обеспечить себя и крышей над головой, и средством передвижения. Нижняя ценовая планка таких автокемперов стартует от отметки в 2500000 рублей, а их полезная площадь достигает в среднем 20 м² при высоте потолков свыше двух метров. К наиболее востербованным маркам относятся немецкий Volkswagen и американские «шикарусы» (Damon, Discovery, Tioga и т. д.).

К плюсам таких mobile home можно отнести:

1. Великолепное оснащение. Они имеют все необходимое — полноразмерные спальные места, кухню, хозяйственный отсек. В современных автодомах имеется даже спутниковое телевидение и компьютерные системы. Предусмотрены автономные системы отопления на случай холодов.

2. Компактность. Для парковки этого мобильного дома можно подойдет практически любое укромное место. А когда пейзаж за окном приедается, его легко можно поменять, перегнав автокемпер на другое место.

3. Мобильность. Во время отпуска можно отправиться к месту отдыха с комфортом и не тратиться на аренду жилья.

Но стоит учитывать тот факт, что эксплуатация этого типа mobile home сопряжена с рядом сложностей. Во-первых, чтобы управлять им, прав категории «В» недостаточно. В зависимости от габаритов и массы потребуются категории «С», «D» или «Е». Во-вторых, необходимо периодически (в среднем 1 раз в две недели) опорожнять накопительные сливные баки, пополнять запасы воды и решать вопросы с зарядкой генераторов для электроснабжения всех систем. В-третьих, цена их технического обслуживания даже по сравнению с иномаркой класса «люкс» на несколько порядков выше. Да и прокорм такой махины при переезде на большие расстояния может влететь в копеечку. Транспортный налог, учитывая мощность двигателя тягача, также может быть довольно внушительным.

Жилые автоприцепы чуть менее прихотливы, поскольку характеризуются меньшей площадью и массой. Первая обычно составляет в среднем от 9 до 15 «квадратов». Вторая, как правило, не превышает 250 килограммов в снаряженном состоянии. Это значит, что при перевозке их можно цеплять к обычному легковому автомобилю, а для управления достаточно прав категории «В».

По уровню технического оснащения и комфорта такие автоприцепы мало в чем уступают автокемперам, разве что их габариты несколько меньше (при стандартной ширине в 3, длине в диапазоне 3−5 и высоте потолков не более 2 метров). Соответственно, «запаса прочности» систем жизнеобеспечения также немного ниже. Такой вариант можно посоветовать холостякам, не собирающимся в обозримом будущем связывать себя узами брака. Такой «дом» можно запарковать рядом с работой и таким образом избавить себя от стояния в многочасовых ежедневных пробках по дороге в офис и обратно.

Рационализаторам на заметку

Если предыдущие варианты с довольно большой натяжкой можно считать приемлемым жильем, то передвижные дома, которые собираются из готовых модульных конструкций, более точно соответствуют тому, что в России привыкли называть недвижимостью:

1. Их площадь колеблется в широких диапазонах, есть конструкции в 33, 140 и даже 250 м².

2. Они имеют, как правило, несколько раздельных комнат (на рынке представлены и двухэтажные «трансформеры»).

3. Средний срок службы этого вида mobile home составляет 60 лет.

Частая их транспортировка по дорогам (в силу нестандартных и внушительных габаритов) довольно затруднительна.

Поскольку такие передвижные дома классифицируются как временные постройки, они не требуют разработки плана строительства и согласования в многочисленных надзорных инстанциях. При их установке нет нужды в возведении фундамента, также не нужно соблюдать и так называемые «пожарные разрывы», обязательные для капитальных строений. Налог на недвижимое имущество им тоже не грозит.

В принципе, такой вариант можно считать идеальным при аренде или покупке земельного участка без подряда, поскольку все такие дома комплектуются внешними переходниками для подключения к стационарным инженерным системам: водопроводу, канализации, электрическим и газовым сетям. Одновременно они могут функционировать и в автономном режиме. Кстати, наиболее смекалистые граждане давно поняли, что если установить несколько таких «конструкторов» на земельном участке, то можно делать и маленький бизнес, выгодно сдавая их в аренду.

Конечно, такие дома имеют и некоторые недостатки. В частности, их установка на подвижных или болотистых грунтах может привести к деформации конструкции при значительном перепаде температур. Звукоизоляция стен, естественно, несколько ниже, чем в строениях из дерева или камня. К тому же экологичность экспериментальных материалов, используемых при производстве мобильных домов, вызывает серьезные вопросы у экспертов. Продать их после определенного периода эксплуатации также весьма затруднительно из-за неизбежного обесценивания, свойственного любому мало-мальски движимому имуществу.

Но самая главная причина, по которой мобильные дома все еще не получили в России такого широкого распространения, заключается в одной-единственной фразе из известной английской сказки, степень цитируемости которой в нашей стране очень высока. «Дом поросенка доолжен быть крепостью», а мобильны дома без фундамента особой стойкостью к серьезным природным катаклизмам не отличаются.

Однако если вас уже вконец достали соседи (снизу, сверху, справа и слева), то вариант с мобильными домами все же не стоит полностью сбрасывать со счетов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня