Как бы мы к этому не относились, но телевидение стало частью нашей жизни. Одни из нас проводят у экрана все свободные вечера. Другие — с презрением зовут телевизор — «зомбо-ящиком». Третьи — выбирают из предложенного разнообразия одну-две программы. А для четвёртых — бухтение теледиктора — это привычный жизненный фон, на который никто из домочадцев уже не обращает внимания. Однако все из нас понимают — телевидение является мощным орудием рекламы и пропаганды идей, просвещения и информационного воздействия.
Что самое удивительное, эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.
Общеизвестно также, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то вроде экзотической технической штучки, в светлое будущее которой мало кто верил.
Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое.
В современном немецком языке есть слово «Fernsehen» — буквально «дальновидение». Так пошло ещё с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство «дальновидением» было поручено Рейхспочте.
Итак, первый телеэфир состоялся в 1935 году. У немецких телевизионщиков была тогда маленькая студия в Берлине, из которой три раза в неделю и велись программы.
Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности — с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» — ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого.
В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Передачи вели красивые и уверенные в себе дикторши — Эльза Эльстер и Урсула Патчке, девицы канонической «арийской» внешности. Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье крикнуть: «Хайль Гитлер!»
Персональных телевизоров было крайне мало — они были в распоряжении высших чинов Рейха. Зато существовали специальные телекомнаты, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти телекомнаты вход был совершенно бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что телеящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau», но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Во-вторых — зрелищность. Да, по радио всегда можно услышать любую новостную информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот «Fernsehen» и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача — «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».
Руководство Рейхспочты даже представило Геббельсу «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1». Считалось, что к Рождеству 1939 года в магазинах появятся первые образцы. Однако начавшаяся война помешала этим грандиозным планам.
Вернёмся немного назад — в 1936 год, ознаменовавшийся проведением Берлинской Олимпиады. Нацистам было важно, чтобы и немцы, и многочисленные гости столицы увидели всю ту показуху, которую приготовило гитлеровское руководство.
Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Кроме того, специально для Олимпиады в помещении министерства
Рейхспочты был сооружен большой экран для 300 зрителей.
Интересно, что жена Геббельса — Магда Квандт, женщина крайне практичная, очень быстро поняла преимущества ТВ. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения телекомнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть образцовые арийские дамочки пойдут сдавать свои вещи в стирку, заодно и телевизор посмотрят. Однако эта идея не получила поддержки — в условиях начавшейся войны никому не было дела до женских телеуголков.
Во время войны нацистское телевидение быстро перепрофилировалось — оно стало выпускать программы для раненых солдат, лежащих в госпиталях. Бодряческий тон информационных программ теперь перемежался с фривольными танцами в духе варьете.
Последний эфир гитлеровского «дальновидения» состоялся осенью 1944 года.
…Страшно себе даже представить, какой эффект могло бы иметь внедрение того самого «народного телевизора FE1» и распространение нацистского телевещания. Хотя в одном им следует отдать должное — именно в Германии впервые увидели в телевизоре уникальное средство для промывки мозгов населению. Прошло семь десятков лет, но доведенные до совершенства принципы этой технологии по-прежнему крайне актуальны и востребованы. В чем каждый может легко убедиться, скажем, на примере «Малахов +», «Ледниковый период» и программы «Время».
Автор zina-korzina